Религиозное противостояние переходит в восстание против кор власти. Об абсолютизме здесь говорить как бы не приходится.




Король понимает, что, как ни странно, его единственный союзник – Генрих Бурбон, который гугентот. Король стоит под Парижем, вызывает отряды гугенотов. Генрих 3 понимает, что Генрих Бурбон - это потенциальный наследник. Но в это время происходит ответное полит убийство со стороны Парижской лиги - убиваютсамого короля – Жан Клеман с ножом под одеждами, не убивает до конца, но кинжал отравлен. Умирая, Генрих 3 завещает престол Генриху Бурбону, будущему Генриху 4.

Но пока столица этого нового короля не признает, он осаждает Париж. На помощь католикам в Париже идет исп армия Филиппа 2 – уже междунар конфликт. На помощь гуг – Елизавета 1 Английская. Война все против всех. Shit gets real

Генрих 4 показывает себя очень сильным и умным политиком – еще раз, как после Варф ночи, меняет веру, чтобы войти в Париж, ради умиротворения страны и коронования в Реймсском соборе. Знаменитая фраза «Париж стоит мессы». Комитет 16-ти его впускает в город и признает.

Генрих 4 (1589-1610)

1 их самых талант политиков своей эпохи! Прозвище - добрый король Анри. (1 из 2 «добрых государей» того времени – английская Елизавета 1 – добрая королева Бесс).

Сознательно формировал образ легкого человека, кот не интересуется политикой, толстячок-южанин, деревенщина. Подчеркивал любвеобильность – добродушный образ нестрашного человека, кот не надо принимать всерьез. Но на самом деле очень тонкий ум, неплохой военный (гуг армия Генриха была достаточно сильной)

Оставил много афоризмов после себя, например:

Отношения с генералами: маршал Тюрен отрицал важность одной атаки и отказался от нее. Генрих решил подразнить, «Вешайся, храбрый Тюрен, мы победим без тебя». Король знал психологию своих генералов. Умел разговаривать с солдатами. Фраза перед битвой. В шляпе между «следуйте за моим белым тюрбаном, он приведет вам к славе»

Он получает в руки страну разоренную и расколотую. Главная задача – вернуть престиж монархии, оздоровить и возродить Франции.

Его политика чрезв продуманная

Религ вопрос: самый важный! решает 1598 г изданием Нантского эдикта – фактически религ мир во Франции:

1) устанавливает тезис, что главная религия Фр – это кат-во, но:

2) гугенотам разрешается исповедовать их веру за пределами Парижа и столичных городов провинций, они могут иметь свои собрания, проповеди, молебны, но не в публичных помещениях, которые расположены в центрах городов.

3) Если не католик, то не можешь получить степень в университете (Но степень богословия гугенотам и не нужна).

4) Нельзя гугенотам в госпитали и дома призрения при катол монастыря (но гугеноты и не хотят в катол монастыри это и не надо) т.е. эти ограничения довольно незначительны

А в тайных статьях Нантского эдикта! Сплошные плюсы:

1) гарантировал гуген югу полную безопасность,

2) передал гуген конфедерации около 200 крепостей, с полным вооруж и артиллерией, на случай, если бы кор власть пошла на юг(Ла Шарите и Ла-Рошель – Ла-Рошель еще и порт в протест Англию – безумно выгодно)

3) гуг юг может собирать свои провинциальные региональные штаты, они могут посылать напрямую королю своих представителей для решения спец вопросов.

При короле было довольно много гугенотов в советниках, хотя Эдикт это и запрещал

Благодаря НЭ, его тайным статьям:

1) юг Фр становится самост анклавом и гос-вом в гос-ве. Воспринимается как милость, это пока что не угроза короне, а действенное средство умиротворения. Уже позже - это вызов централизации страны

Его политика очень разумная – явственный протекционизм – поощряет пром-ть, рост мануфактур в «стратегических» сферах – паруса, артиллерия; но и товары роскоши – лионские ман-ры по производству шелка, кружева, перчатки, парфюмерия.

Генрих 4 онимает, что страна разорена, особенно крестьянство – надо время передохнуть и оправиться. Он временно (Сюли – его канцлер-финанисист, очень молодец) снижают прямые налоги, пытаются восполнить за счет других средств – акцизы, пошлины – подвижная финансовая политика. Суть его эк и соц политики: сказал к Сюли: «мечтаю править страной, в которой у каждого крестьянина в воскресенье в котелке кипит курица».

Мария Медичи – его 2-ой брак (их портрет написал Рубенс), опять за нее дают большие деньги. Хор союз с Италией, с Англией.

Все вроде хорошо – и есть даже наследник (будущий Людовик 13), но в 1610 г – его убийство, опять удар кинжала – показывает, что в сознании людей фигура короля не сакральна, появляется монохромах настроения, но! из лагеря католиков.

Генрих, хотя и технически католик, но многие не верили в его обращение, слишком много давал вольности гугенотам. Франсуа Равальяк – убийца Генриха 4, слышал голоса, что надо наказать ложного короля.

Очень ироничная ситуация: опять итальянка – регентша, дома принцев крови возвышаются. После подъема монархии при Генрихе 4 – чудовищный ее спад

 

Смуту прекращает кардинал Ришелье, советник Люд 13

Ришелье – bamf, очень жёстко нацелен на наведение полит порядка – контроль дворянства, запрет дуэлей, способствовал авторитету кор власти. В 1 трети 16 века будет смотреть на анклав гугенотов как на гнездо сепаратистов, исповедующих ерит вгляды. А он католический кардинал все-таки. Ришелье организует поход на юг против крепостей гугенотов. – в 1628 году последний оплот гугенотов (Ла-Рошель) захвачен кор армией.

После этого гугенотов истреблятют, но они больше бегут из Франции, в Англию, Нидерланды. А потом и за океан. Французский контингент, кот обоснуется в 16 веке в Канаде – это большей частью беглые гугеноты. Для Франции их смерть и бегство – это потеря чел ресурсов.

 

Ришелье отменяет Нантский Эдикт, в 1629 г дает Эдикт милости, след вариант решения рел вопроса во Фр:

1) подтверждает 1 пункт (осн вера во Фр – католицизм).

2) Собственно сама «милость» эдикта заключается в пункте 2 – гугенотам разрешено исповедовать веру не в Париже, центрах провинций, все тайные статьи удаляются. Ришелье удалось унифицировать страну в религ и юрид плане.

3) Все тайные статьи Нантского эдикта – отменены.

Таким образов, про абсолютизм во Франции надо говорить очень, очень осторожно, так как более-менее стабильное укрепление кор власти только от Люд 13 к Люд 14 – уже он наихристианнейший, король-солнце, для которого гос-во - это он.

А в 16 веке отношения корол власти и общества – это пепелище и постоянные вызовы общества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: