Патопсихологические методики




Название методики и ее назначение Процедура проведения Интерпретация результатов
1. Зрительно-моторная координация Исследование точности движений обеих рук, умения координировать движения в заданном темпе, корригировать их под контролем зрения. Выявление органических поражений головного мозга (в патопсихологии), мало выраженной сторонности поражения, различение корковых и подкорковых нарушений коррекции движений (в нейропсихологии), успеха терапии, влияния лекарств. Электрокимограф (двигающаяся бумажная лента с нанесенными на ней точками) и укрепленная на нем система пневматической передачи от резиновой груши до чернильного писчика. Задача: нажимая грушу, соединить чернильной линией все точки на движущейся ленте. Нужно попасть в каждую точку и постараться, чтобы линии были прямыми и ровными. § Неровность, толчкообразность движений => нарушение корковой коррекции – при сосудистых поражениях и алкоголизме. § Плавная кривая при замедленности движений (больные «опаздывают») => паркинсоноподобные синдромы. § Редкие внезапные рывки кривой => диэнцефальные синдромы. § Различия в движениях рук => сторонность поражения.
2. Слуховые восприятия Исследование различения предметного источника тихих звуков, провоцирование и изучение слуховых обманов (галлюцинаций). Недостаток: не стандартизована. Магнитофон, звукоизолированная полузатемненная комната, кассета с записанными звуками – длительными (по 55 сек.): шелест перелистываемых страниц, журчание воды, пересыпание крупы в тарелку, шум дождя и т.д., и короткие (3-5 сек.), отчетливо различимые по предметному источнику: кашель, звон стекла, свист, шепот, звук пролитой воды, всхлипывание, стук в дверь, пение птиц, вздохи и т.д. Исследование проводится под видом проверки слуха. Больного просят тихим голосом сообщать, что ему слышно, на что хотя бы приблизительно похож данный звук. § Здоровые – ассоциируют звуки по проф. или житейскому опыту, исправляют свои толкования. § Истерики – погружаются в припомнившуюся значимую ситуацию и начинают иллюзорно воспринимать звуки. § Депрессивные состояния на фоне сосудистой патологии – невозможность различения предметного источника звука при нормальном слухе. § Реактивный галлюцинаторно-параноидный синдром – вербальные галлюцинации. § Шизофрения – недостаточное или ошибочное узнавание звуков, скудность и однообразие гипотез, ошибочная локализация источника звука, усиление вербальных галлюцинаций. § Алкогольные психозы – образность восприятий, зрительные обманы.
3. Корректурная проба (Бурдона) Исследование особенностей внимания: утомляемости, упражняемости, колебаний и т.д. Оценка успехов терапии, влияния лекарств, трудовой нагрузки, настроения. Достоинство: можно использовать повторно. Бланки, секундомер. Требования к помещению: хорошее освещение, тишина. Учитывать состояние зрения больного. Задача: вычеркивать две буквы, стараясь работать быстро и точно. Два показателя – скорости и точности. В клинике оценка результатов с помощью формул малоэффективна, важнее графическое изображение скорости и точности во времени. Большое значение имеет отношение больного. § Крайние варианты темпа работы => маниакальный или депрессивный синдромы. Важнее показатель точности. § Здоровые молодые люди – до 10-15 ошибок. § Сосудистые и др. органич. поражения – 40-60 ошибок.
4. Таблицы Шульте Исследование психического темпа, объема внимания Достоинство: можно использовать повторно. Пять таблиц 60х60 см с числами от 1 до 25 в беспорядке, секундомер, небольшая указка (карандаш). Задача: показать и назвать все числа по порядку. Отмечается степень равномерности поиска. § Здоровые молодые люди – 30-50 сек./табл. (чаще 40-42). § Атеросклероз ГМ – до 2-3 мин./табл. (за счет застревания на отдельных числах – неравномерности темпа). § Эпилепсия – равномерно снижается темп поиска. § Увеличение времени на последних таблицах => утомляемость; уменьшение => «врабатывание».
5. Счет по Крепелину Исследование темпа психической деятельности, упражняемости, утомляемости, колебаний и переключения внимания, волевых усилий, отношения к заданию. Бланки с рядами напечатанных пар цифр, подлежащих сложению, секундомер. Задача: складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Работать быстро, а главное – точно. Через 15 сек. – переход к новой строке. Для исследования переключаемости при переходе от одной строки к другой чередуются операции сложения и вычитания. Строится график работоспособности: сколько сделано сложений правильно и сколько допущено ошибок за каждые 15 сек. § Уменьшение числа правильных сложений и увеличение количества ошибок => истощаемость.
6. Отсчитывание Исследование устойчивости внимания, степени затрудненности интеллектуальных процессов, сохранности навыков счета. Достоинство: можно варьировать трудность и использовать повторно. Желателен секундомер. В зависимости от образования и психического состояния задание: отнимать от 200 по 17 (200/13, 100/7, 30/3 и т.д.), каждый раз называя только остатки. Фиксируются паузы, нарушения инструкции (рассуждения вслух). § Затруднения и замедление темпа при переходе через десяток (93… 86) при общей равномерности отсчета => затрудненность умственной деятельности. § Замедление темпа к концу => утомляемость. § Ошибки с пропуском десятков => ослабление внимания. § Ориентируется на экспериментатора, исправляет ошибки => нормальное отношение; игнорирует ошибки => нарушение критики.
7. Исследование навыков Выявление сохранности привычных умений и навыков у психически больных позднего возраста. Позволяет судить о критичности, понимании инструкции, активности. Используется, когда недоступны другие более «строгие» экспериментальные методики. Несколько разных очков (чтобы подобрать больному нужные), тексты крупным шрифтом, набор разных предметов (ботинки со шнурками, стакан, конверт, ножницы, линейка, ключ с замком, коробка с кубиками и т.д.). Предлагается серия проб: написать текст под диктовку или переписать, прочитать текст, зашнуровать ботинок и т.д. Экспериментатор объясняет пробы словами, жестами, показом, иногда сам начинает работу. § Сосудистые заболевания ГМ – дискоординации движений и парапраксии, связанные с нарушениями внимания: пропуск букв и персеверации в письме, замены элементов, объектов (разрезают не тот лист) или порядка (бантик прежде шнуровки) действий, застревание намерений (не разлиновывает, а продолжает резать), неравномерность результатов, обилие компенсаторных образований (замедление, проговор), сохранность критики. § Болезнь Альцгеймера – распад навыков в связи с утерей памяти: сначала утрата навыка письма при сохранной способности читать и чертить карандашом, со временем теряются более простые навыки, отсутствует неравномерность и компенсация. § Хорея Гентингтона (атрофия подкорки, сопровождающаяся выраженными гиперкинезами) – с огромным трудом приспосабливаются, но умудряются выполнить.
8. Доски Сегена Исследование доступности простых целенаправленных действий. Пригодна при работе со слабоумными больными старческого возраста и умственно отсталыми детьми. Доски с выемками разной формы и вкладками (в более сложных вариантах состоящими из нескольких частей), соответствующими форме. Больному показывают доску с вложенными вкладками, затем опрокидывают ее и просят вложить вкладки обратно. В некоторых случаях экспериментатор сам начинает работу. § Сосудистая деменция, имбецильность – плохая дифференциация форм (звезда – крест, овал – круг). § Глубина интеллектуальной недостаточности – более сохранные больные сразу вкладывают вставку в нужную форму, более слабоумные ищут методом проб и ошибок. Могут оцениваться особенности моторики, отношение к заданию (удовольствие от успеха).
9. Кубики Кооса Исследование конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, сообразительности, внимания. Используется также как обучающий эксперимент и в нейропсихологии. 16 одинаково раскрашенных кубиков и 18 карточек с изображениями фигур, которые нужно составить из кубиков. Если задание трудно, на образец накладывается прозрачная сетка, и тогда становится понятнее, как складывать фигуру. Через прерванное действие можно изучать эмоциональную сферу. Различные направления анализа: от разных сторон познавательной сферы до работоспособности и мотивации. § Аггравация – если взрослый интеллектуально сохранный человек долго возится и испытывает затруднения с первыми простыми фигурами.
10. Куб Линка Исследование сообразительности, устойчивости внимания, эмоциональных реакций. Возможно оценивание эффективности терапии и изменений в состоянии больного. Куб, состоящий из 27 маленьких кубиков, окрашенных в три цвета: красный, желтый, зеленый. Больному показывают собранный куб со всеми сторонами одного цвета, затем рассыпают его и просят собрать заново, объяснив предварительно принцип. Возможна помощь экспериментатора. Фиксируются время, способ и особенности работы. Количественные показатели (время, ошибки) важны больше при многократном использовании (существенная прибавка скорости только на втором построении). § Не улавливает принципа построения куба после того, как экспериментатор складывает первый ряд, => снижение интеллекта; совсем не понимают принципа => олигофрены на грани имбецильности или слабоумные органики, иногда – локальное поражение левой теменной доли (нарушение пространственных представлений). § Нечаянные ошибки (красная сторона внутри, неправильный поворот) => неустойчивость внимания, органика; ошибки нарастают к концу => утомляемость (свидетельствует об астении). § Стратегия поиска нужного кубика, не принимает подкладываемых экспериментатором кубиков (стратегия поиска нужного места) => сужение объема внимания, инертность психических процессов. § Обостренная самолюбивая реакция на успех, неудачи и оценки экспериментатора => психопатия. § Безучастность к результату, согласие на прерывание успешно выполняемого задания => эмоциональная опустошенность либо загруженность (шизофрения) (исключить послушание и несерьезное отношение).
11. Классификация Исследование мыслительных процессов (обобщения и абстрагирования, последовательности умозаключений, критичности, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций на достижения и неудачи). Достоинство: пригодна для любого возраста и образовательного уровня. Недостаток: малопригодна для повторных проб. Колода из 70 карточек с изображениями предметов и живых существ. Сверху укладываются 6-7 карточек, облегчающих начало классификации (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко). 1-й этап. Глухая инструкция: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит». Правило: выкладывать каждую карточку на стол и сразу находить ей место. 2-й этап (после того как больной выложил 15-20 карточек). Высказывается положительная оценка или критические замечания по поводу сделанного с указанием принципа работы: в одну группу нужно класть предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним названием. Э-р записывает действия больного, спрашивает, почему он положил те или иные карточки вместе (особенно в случае ошибки или непонятной группировки), как можно назвать ту или иную группу. В итоге должны получиться группы: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, одежда, транспорт, люди, фрукты, овощи, животные, птицы, насекомые, учебные пособия). 3-й этап. Инструкция: «Объединить группы так, чтобы их стало как можно меньше, но чтобы каждой группе можно было дать какое-либо название». В итоге должно получиться три группы: растения, живые существа, неодушевленные предметы. 1-й этап. Сразу правильно обобщает => быстрая ориентировка, хорошая сообразительность. 2-й этап. Даже олигофрены обычно справляются с группировкой, испытывая затруднения при объединении сложных групп (измерительных приборов, людей, транспорта). § Конкретные ситуационные группы (например, бабочка и цветок) => склонность к конкретному мышлению. § Дробные группировки, детализация (посуда чайная и кухонная), возражения по поводу укрупнения => часто при эпилепсии, иногда при ремиссии шизофрении. § Наличие одноименных групп => рассеянность, забывчивость, сужение объема внимания (при сосудистых и иных органических поражениях мозга). § Одни группы чрезмерно обобщенно, другие – чрезмерно детально => непоследовательность мышления (иногда при шизофрении, иногда при органич. заболеваниях). § Правильно обобщенные группы + группы, объединенные по несущественному признаку (материал, цвет и т.д.) или причудливым свободным ассоциациям (соскальзывание) => разноплановость мышления (типично для шизофрении). Набольший интерес представляет обсуждение действий. § Трудно найти общее понятие для обозначения правильно собранной группы => умственное недоразвитие. § Причудливые, аграмматичные названия групп => шизофрения. § Претенциозность выражений, желание произвести впечатление => психопатия. 3-й этап. Самостоятельное или при небольшой помощи э-ра сведение групп к трем => доступно понимание сложных обобщений (учитывать образование). Соотношение 2 и 3 этапов. § 2-й этап успешно, 3-й – нет = > конкретность мышления. § 3-й этап лучше, чем 2-й => сужение объема внимания и снижение работоспособности при интеллектуальной сохранности (материала меньше, абстрагирования больше) или шизофрения (обилие деталей провоцирует причудливые ассоциации и разноплановость суждений). Отношение к помощи. § Легко исправляет ошибку в ответ на вопрос э-ра => ошибка внимания, иначе – ошибка суждения. § Оспаривает прямое указание на ошибку => снижение критики (при шизофрении). § Допускает аналогичные ошибки => нет заинтересованности в результатах. Эмоциональные реакции на похвалу или порицание. § Огорчение и ухудшение работы в ответ на одобрение => аггравация. § Мобилизация ресурсов при похвале => психопатизация.
12. Исключение предметов Исследование мышления (анализа, синтеза и обобщения).   Набор карточек, на каждой из которых нарисовано 4 предмета (весы, термометр, очки, часы). Карточки должны быть разложены в порядке возрастающей трудности. Задача: исключить неподходящие предмет и сказать, как можно назвать остальные. По степени сложности задач, на которых появляются ошибки, можно судить о степени интеллектуального снижения. § Невозможность решить простые задачи => непонимание инструкции вследствие крайней степени слабоумия или расстройства сознания. § Правильное решение задач средней трудности, но невозможность объяснить решение => встречается при олигофрении. § Обобщение по слабым признакам => шизофрения.
13. Методика Выготского-Сахарова Исследование мышления (способности самостоятельно формировать понятия), особенностей эмоциональных реакций. Рассчитана на больных со средним или высшим образованием. Набор разнообразных деревянных фигурок с надписанными на обратной стороне словами «бик», «цев», «гур» и «лаг». Фигурки раскладываются беспорядочно, надписями вниз. Задача: найти фигурки одного типа, обозначаемого определенным понятием. Нужно высказывать предположения, учитывать ошибки, рассуждать. § Психически здоровые – легко делают первые два хода (по форме и по цвету), затем затрудняются, прежде чем найдут настоящий различительный признак – размер. Если справляются с заданием в 3 или 4 хода => доступны сложные абстракции и логические умозаключения. § Шизофрения – группировка по слабым (латентным) признакам.
14. Существенные признаки Выявляют логичность суждений, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении ряда однотипных задач. Бланки с задачами типа: сад (растение, садовник, собака, забор, земля). Задача: из пяти слов выбрать два слова, обозначающих неотъемлемые признаки предмета, напечатанного жирным шрифтом. § Неумение выделить самые существенные признаки => слабость абстрагирования. § Резонерские путаные рассуждения => расплывчатость мышления. § Легкомысленные, бездумные ответы (игра, карты) => ненаправленность мышления.
15. Простые аналогии Исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении рада задач. Список задач типа: лошадь/жеребенок – корова/пастбище, рога, молоко, теленок, бык. Задача: установить связь между словами слева и из пяти слов выбрать одно, которое находится в такой же связи со словом, написанном справа. § Норма – порядок решения задач усваивается после 2-3-х примеров. § Задание не усваивается после 3-4-х примеров => интеллектуальное снижение. § Соскальзывание суждений на путь случайных ассоциаций (с возможностью возвращения к правильному рассуждению) => утомляемость, ненаправленность мышления (корректируемая – органического генеза, некорректируемая – шизофренического). § Отсутствие «предпочтения истины», расплывчатость мышления (ассоциации между словами из разных задач), ошибки даже в легких задачах => шизофрения.
16. Сложные аналогии Исследование понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей. Провоцирует резонерство. Бланк с шестью парами слов, находящимися в разных связях (овца – стадо, малина – ягода, море – океан, свет – темнота, отравление – смерть, враг – неприятель) и служащих образцами, и списком пар слов для соотнесения с образцами. Задача: установить соответствие между парами из списка и образца и объяснить принцип связи. Непонимание инструкции и ошибки еще не означают интеллектуального снижения. Анализ основывается в первую очередь на рассуждениях больных, тем более что за правильным ответом может крыться ложное понимание. § Шизофрения – расплывчатость мышления, соскальзывания, паралогичные умозаключения (пример: испуг-бегство – овца-стадо).
17. Сравнение понятий Исследование мышления (анализа и синтеза). Применима для исследования лежачих или малодоступных больных. 8-10 пар слов, подлежащих сравнению. Содержатся слова разной степени общности, в т.ч. и несравнимые понятия. Задача: сказать, чем похожи и чем отличаются понятия (сначала указывается сходство). Смотрится реакция на несравнимые понятия. § Неумение выделить признаки сходства и существенные признаки различия => слабость обобщений, склонность к конкретному мышлению. § Сравнение по необычным признакам => шизофрения (здоровые сравнивают по стандартным признакам).
18. Соотношение пословиц, метафор и фраз Исследование мышления (понимания переносного смыла, умения вычленять главное, целенаправленности суждений). Таблицы с текстами пословиц (или метафор) (6-7) и фраз (14-15). Одни фразы отражают смысл пословиц, другие лишь внешне их напоминают (по составу слов). Задача: найти фразу, соответствующую пословице (метафоре) и объяснить, в чем их общая идея. § Конкретность, поверхностность суждений (Не в свои сани не садись – Зимой ездят на санях, а летом на телеге) => олигофрения. § Диффузность и неопределенность суждений (Семь раз отмерь… – Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих /Здесь одна мысль – нужно делать хорошо/) => сосудистые и иные органич. поражения мозга. § Соскальзывания и паралогические суждения => шизофрения.
19. Заполнение пропущенных в тексте слов Исследование развития речи, продуктивности ассоциаций, критичности. Инструкция: просмотреть текст и вписать в каждый пропуск только одно слово так, чтобы получился связный рассказ. Оцениваются скорость и затруднения в поборе слов; критичность (стремление сопоставлять вставляемые слова с остальным текстом): осуществляется контроль до заполнения или после или отсутствует.
20. Объяснения сюжетных картин Исследование сообразительности, умения выделять существенное из деталей, эмоционального отклика. Разнообразные сюжетные картинки (простые и сложные по сюжету, веселые, красочные и печальные, мрачные). Задача: рассказать, что нарисовано. Возможная мотивировка – проверка зрения. § Апатичные больные – смотрят на картинки равнодушно, небрежно, не всматриваясь (депрессивные отвечают скупо, но с пониманием смысла; паралитики – высказывают нелепые суждения по случайным деталям). § Олигофрены – плохо понимают отношения, мимику изображенных людей, медленно рассматривают. § Эпилептики – склонны к перечислению изображенных предметов и деталей. § Шизофреники – по-бредовому толкуют содержание.
21. Установление последовательности событий Предложена А.Н.Бернштейном. Исследование сообразительности, последовательности умозаключений. Серии сюжетных картинок (по 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. Задача: установить последовательность событий. § Некритичность мышления – произвольный порядок, противоречие между излагаемым сюжетом и содержанием рисунков (глубокое слабоумие и др.). § Ослабление внимания (атеросклероз, астения) – не получается с 6 картинками, получается с 3. § Олигофрены, органики – справляются только с легкими сериями.
22. Называние 60 слов Исследование продуктивности и характера ассоциаций (помогает выявить механизм нарушения мышления), словарного запаса. Секундомер (магнитофон). Нежелательно проводить после классификации. Проводится под видом проверки скорости речи. Инструкция: назвать как можно скорее 60 любых слов. Стараться не называть того, что находится вокруг. Продолжительность – около 2 минут. § Норма – слова называются «гнездами» по 4-7 слов, затем следует понятный переход к следующему «гнезду». § Очень большие «гнезда» (10-12 предметов) => обстоятельность, инертность мышления. § Быстрые переходы от одного содержания представлений к другому, ассоциации по звучанию (корица, мокрица); непродуктивность мышления (нет слов) => шизофрения (при условии, что слова произносятся быстро, а не мучительно выискиваются в памяти). § Называет, что видит (забывание инстр.) => органика. § Нет абстрактных понятий => олигофрения (имбец.).
23. Ответные ассоциации Исследование степени подвижности нервных процессов, легкости ассоциаций; аффективных комплексов. Отдельные несвязанные друг с другом имена существительные, (секундомер). Задача: быстро отвечать на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. § Шизофренический дефект – инертность установки в сочетании с многословием (ответы фразой). § Эпилепсия – аналогичная картина. § Органическое слабоумие – больные с трудом подбирают слова, отвечают медленно.
24. Противоположности Исследование произвольности и дифференцированности ассоциаций. Бланк со словами. Устный и письменный варианты. Учитывается время (для оценки утомляемости). Задача: к каждому слову придумать слово противоположного значения. § Соскальзывание на свободные ассоциации => снижение целенаправленности. § Колебания внимания, нарастающие к концу => утомляемость. § Прибавляется приставка «не» => малый словарный запас, интеллектуальное снижение, слабость инициативы.
25. Заучивание 10 слов Предложена А.Р.Лурия. Исследование памяти, внимания (утомляемости).   10 коротких несвязанных слов. 1-й этап: слушать внимательно, затем сразу повторить слова в любом порядке. 5 попыток, каждый раз все слова должны вспоминаться заново. Строится кривая запоминания. 2-й этап: через час контрольное воспроизведение. Анализируется форма кривой: § Динамика: 5, 7, 9, 10 => норма. § Динамика: 4, 4, 5, 3, 5 => снижение памяти. § Плато + воспроизведение одних и тех же слов => эмоциональная вялость (напр., паралитический синдром). § Спускающаяся кривая => истощаемость внимания, астения. § Зигзагообразная кривая => неустойчивость внимания. Повторяющиеся лишние слова => органика, шизофрения, расторможенные дети, взрослые до или после синдромов расстройства сознания. Память в узком смысле слова оценивается по отсроченному воспроизведению
26. Опосредованное запоминание Разработана А.Н.Леонтьевым. Исследование памяти, ассоциаций (мышления). Наборы из 30 изображений предметов (картинок) и 15 слов (не изменять). Задача: запомнить слова, подбирая к каждому слову карточку, которая поможет вспомнить его. Про каждую выбранную карточку спрашивают, как она напомнит данное слово. Воспроизведение по карточкам – через 40-60 минут. Про каждое слово спрашивают, как удалось его припомнить. Неважно, какую карточку выбирает испытуемый, важно, чтобы он установил содержательную смысловую связь. § Слабоумие – затруднения в установлении более сложных опосредованных связей, в воспроизведении (просто называют карточку); запоминание 10 слов лучше. § Корсаковский синдром – успешное установление связей и полное их забывание к моменту воспроизведения. § Шизофрения (особенно при дефекте) – непродуктивность ассоциаций (не могут подобрать карточку), ассоциации по случайным признакам.
27. Пиктограмма Предложен А.Р.Лурией. Исследование опосредованного запоминания, характера ассоциаций. 12-16 слов и выражений для запоминания. Мотивировка – проверка зрительной памяти. Задача: к каждому слову нарисовать нечто, что поможет вспомнить слово. Качество значения не имеет; слова и буквы писать нельзя. Спрашивают, как рисунок поможет припомнить слово. Воспроизведение в конце исследования не по порядку, спрашивая, как удалось вспомнить. § Недоступно опосредование, особенно для абстрактных понятий => интеллектуальное снижение; конкретное мышление, трудности обобщения => олигофрения, эпилепсия. § Множественные ассоциации, склонность к детализации (обстоятельность мышления) + медленное и тщательное рисование, возвращение к уже нарисованному (инертность) => эпилепсия, энцефалит. § Громоздкие, причудливые, парадоксальные, бессодержательные ассоциации, только мешающие запоминанию, невозможность их объяснения; геометрическая символизация понятий; стереотипия в содержании и выполнении рисунков => шизофрения. § Эгоцентричность восприятий => у эпилептиков и некоторых психопатов. § Все образы нейтральные => некоторая эмоциональная отгороженность, интровертированность. Сопоставление с запоминанием 10 слов: § Пиктограмма хорошо, 10 слов плохо => органическая слабость памяти. § Наоборот => расстройство мышления (шизофрения). Интерпретация графических показателей.
28. Воспроизведение рассказов Исследование понимания и запоминания текстов, устной и письменной речи. 10-15 текстов разной трудности, наклеенных на картонки. Варианты: предъявление на слух (легче осмысление за счет выразительности э-ра, но больше нагрузка на внимание) или визуально, воспроизведение устно (легче) или письменно. Обсуждение содержания рассказа. Особый вариант – зачитывание двух рассказов подряд – для выявления интерференции, избирательности внимания. § Шизофрения – вплетение бредовых идей или истолкование содержания рассказа как обидные намеки на события собственной жизни. § Сосудистые и иные органические заболевания мозга – грубые ошибки при воспроизведении, смешение событий разных рассказов при метком понимании подтекста; забывание рассказа, но вспоминание при наводящих вопросах. § Симуляция, аггравация – ошибки, подчеркнуто противоречащие тексту, но близкие к нему (охотник укусил муравья).
29. Выбор ценностей Выявление степени контактности. Мало апробирована. Планшетка с 25 картинками с написанными на них словами. Э-р трижды просит дать ему пять карточек (без пояснений). § Здоровые – охотно вступают в беседу, обсуждают. § Желающие произвести выгодное впечатление – выбирают ценности, превышающие подлинные культурные запросы. § Закрытые, замкнутые – формальный способ выполнения (по порядку, наобум). § Шизофреники – аналогично. § Эпилептики – чрезмерная эгоцентричность, стремление обстоятельно обсуждать личную привлекательность каждой ценности.
30. Уровень притязаний Исследование личностных реакций. 16 карточек с номерами, секундомер, набор разных задач, пронумерованных по степени сложности. Важно, чтобы задачи соответствовали кругу интересов и знаний больного. Э-р создает ситуации успеха и неудачи, смотрит, как человек реагирует на успех или неудачу, и какие по трудности задачи выбирает после того. Время решения каждой задачи ограничивается, иногда намеренно сокращается. § Психически полноценные, адекватные – выбор задач зависит от предыдущих успехов или неудач, колебания выбора плавные. § Эмоционально неустойчивые психопаты – резкие колебания выбора (из крайности в крайность). § Притупление эмоционально-волевой сферы, дефект личности (напр., шизофрения) – нарушение зависимости между успехом, оценкой и выбором задач. Важен анализ высказываний и поведения больного.
31. Методика Дембо-Рубинштейн Исследование самооценки и сознания болезни у взрослых и детей. На верт. черте, на верхнем полюсе которой – самые здоровые люди мира, а на нижнем – самые больные, отметить свое место по состоянию здоровья. Аналогично по уму, характеру, счастью. Далее беседа: каких людей считает счастливыми, чего не хватает для полноты счастья, что понимает под счастьем, от чего оно зависит. § Здоровые – тенденция к точке чуть выше середины независимо от самооценки и объективной жизн. ситуации. § Различные психические заболевания – тенденция к крайним местам, снижение критичности, депрессия или эйфория. Наиболее ценен анализ беседы (локус контроля: из-за чего несчастлив).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: