Тема: ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ.




План.

1. Общие сведения.

2. Формальные расстройства.

3. Патогенез расстройств двигательно-волевых функций.

1. К двигательно-волевым, или произвольным, функциям относятся действия, влечения и внимание. С точки зрения клиники наруше­ния двигательно-волевых функций — это патология поведения, по­ступков и действий, а с точки зрения психологии—расстройства волевых функций.

Все двигательные акты можно разделил, на волевые, автома­тизированные и инстинктивные. Волевой акт, характеризуясь целе­направленностью, может быть простым и сложным. В сложном волевом акте различают следующие звенья: побуждение к деятель­ности, выражающееся в стремлении, желании (инициативность, безынициативность); борьба мотивов, выбор действия и принятие решения (решительность, нерешительность); способ осуществления и исполнения, приводящий к достижению цели (настойчивость, не­ настойчивость). Повторение сложного волевого акта ведет к тому, что он становится автоматизированным. Инстинктивный акт, буду­чи унаследованным, основан на безусловном рефлексе.

Влечения — это филогенетически старые, унаследованные, слож­ные безусловно-рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода, вида. Они свойственны животному и человеку.

Вниманием называется способность сосредоточиться на внешнем или внутреннем раздражителе, избирательное отношение к объек­там психической деятельности. Фи­зиологической основой внимания является концентрация возбужде­ния в определенных участках коры большого мозга с последующим развитием оптимального возбуждения при значительном торможе­нии в остальных участках коры.

Различают пассивное (непроизвольное отвлечение) и активное (произвольно регулирующее) внимание. Первое является филоге­нетически старой функцией, автоматическим актом, ориентировоч­ным рефлексом. Второе — произвольный, сознательный, преднаме­ренный акт. Например, услышав стук, мы поворачиваем голову в его сторону — пассивное внимание. Повернувшись в сторону стука, мы преднамеренно анализируем его причину—активное внимание.

2. ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Нарушение двигательных функции может проявляться в их по­вышении, понижении и извращении. Для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста характерна относительная слабость кон­троля коры большого мозга за деятельностью подкорки. Растормаживание двигательного анализатора, чаще наблюдаемое у детей, чем у взрослых, обусловливает двигательную расторможенность, появление бесцельных действий, насильственных и немотивирован­ных движений, речевой продукции и суетливость.

Гипербулия — состояние патологического повышения активнос­ти, характеризующееся стремлением к деятельности, двигательным беспокойством и чрезмерной речевой продукцией. В одном случае отмечается бесконечное количество желаний, повышенное стремле­ние как-нибудь действовать. Нередко эти действия имеют опреде­ленную устремленность, причем больной не жалуется на усталость. Во втором случае в стремлении к деятельности отсутствует целевая установка: проделывается бесконечное количество совершенно бес­цельных движений (суетливость, беганье по комнате, крик, пение и др.).

Абулия — состояние патологического понижения, ослабления волевой активности, вплоть до полной утраты деятельности, безво­лия. Больные при этом бездеятельны, у них нет побуждений к действию. При импульсе со стороны, внешнем побуждении, прика­зании они, заражаясь чужой волей, совершают действия, но как только этот внешний импульс устранен, деятельность прекращается. От этого состояния нужно отличать внушаемость, наблюдаемую у здоровых детей, а также у лиц, страдающих неврозами, снижением интеллекта и переутомлением.

Ступор — состояние полной обездвиженности с повышением мы­шечного тонуса, проявляющееся полным или частичным оцепене­нием, отсутствием реакций на раздражители и мутизмом. Больной в состоянии ступора не реагирует не только на незначительные раздражители среды, но и на раздражители, угрожающие жизни. Чрезмерное воздействие психической травмы обусловливает более частое, по сравнению со взрослыми, развитие у детей психогенного ступора с мутизмом. Но у детей торможение, как правило, имеет парциальный характер, распространяясь в большей степени на речедвигательную область коры большого мозга, наиболее поздно возникшую в процессе онтогенеза и наиболее уязвимую.

Автоматическая подчиняемость — состояние, когда больной по приказанию автоматически выполняет любые действия, даже край­не неприятные для него. Телу больного или отдельным его частям можно придать любое положение, в котором он застывает. Это со­стояние носит название каталепсии, или восковой гибкости.

Негативизм — немотивированное противодействие, сопротивле­ние всякому воздействию со стороны, отказ от выполнения дейст­вий. Различают активный и пассивный негативизм. Пассивный ха­рактеризуется сопротивлением любому изменению положения тел л и конечностей. Противодействие любым инструкциям или выпол­нение действий, противоположных требуемым, называют активным негативизмом. Понятие «негативизм» относится к патологическому противодействию, поэтому упрямство детей, имеющее свои причи­ны, называют негативизмом ошибочно.

К патологии двигательно-волевых функций относятся также амбитендентность — одновременное возникновение двух противопо­ложных стремлений; манерность — извращение простых действий

и виде их вычурности, преувеличенной развязности; парамимия — - несоответствие мимики больного его эмоциям; и парапраксия — извращение действии, при котором составляющие их дви­жения правильны, но результат их не соответствует цели, в силу этого действия носят подчас карикатурный характер; эхолалия — непроизвольное повторение слов, услышанных от окружающих; эхопраксия —непроизвольное повторение тех движений, которые совершают окружающие; вербигерация — беспорядочное повторе­ние одних и тех же бессмысленных слов или коротких фраз.

У здорового человека влечения в определенной мере интеллектуализированы, подчинены социальным нормам поведения. Только при исключительных, усложненных ус­ловиях среды (длительное голодание, катастрофическая жизненная ситуация) они могут приобретать императивный, насильственный характер, проявляясь в виде разнообразных извращений волевой деятельности, характеризующихся как нарушением инстинктов, так и желаний.

Расстройства инстинктов и влечений могут проявляться их не­нормальным усилением, уменьшением, исчезновением или качест­венным извращением.

Расстройства влечения к пище наблюдаются в виде прожорли­вости, чрезвычайной жадности и не насыщаемости при глубоких степенях олигофрении, некоторых остаточных явлениях после пе­ренесенного энцефалита. Такое явление называется полифагией.

Понижение влечения к пище, отказ от нее отмечаются при деп­рессии, шизофрении. Может наблюдаться расстройство психики в виде копрофагии — поедания испражнений или других несъедоб­ных веществ.

Расстройство пищевого влечения может наблюдаться и у пси­хически здоровых детей, особенно в раннем возрасте, когда они, например, едят глину, мел, что по-видимому, связано с недостат­ком в организме минеральных солей. Иногда отказ от пищи либо избирательное отношение к ней наблюдается у подростков.

В психиатрической практике большое значение имеет глубокое извращение инстинкта самосохранения. При его понижении отме­чается игнорирование опасности, появляются мысли о самоубийст­ве и попытки осуществления его; возможны самоистязания, напри­мер, у лиц, перенесших энцефалит, страдающих депрессией, шизо­френией и некоторыми другими психическими заболеваниями. Повышение инстинкта самосохранения проявляется чрезмерной трусливостью и преувеличением опасности.

Нарушения полового влечения наблюдаются в виде его усиле­ния, ослабления или извращения. Повышение полового влечения характерно для олигофрении, некоторых форм психопатий, иногда для эпилепсии.

К извращению произвольных действий относятся так называе­мые импульсивные патологические влечения, остро возникающие и овладевающие рассудком человека. Они встречаются редко, наблюдаются в основном у некоторых психопатов и лиц, перенесших в детстве заболевания головного мозга, а также у больных с ост­рым психотическим процессом. К этим патологическим влечениям относятся пиромания — влечение к поджогу, клептомания — вле­чение к воровству, дромомания — влечение к бродяжничеству и др.

К расстройствам внимания относятся отвлекаемость, истощаемость и застреваемость. С расстройством внимания у детей прихо­дится встречаться как в случаях их неправильного воспитания, так и дисгармонического развития у них эмоционально-волевой сферы (патологическое развитие, психопатия, невроз). В ряде случаев на­рушение внимания у ребенка является единственной жалобой роди­телей и педагогов, и только при исследовании специалисты неред­ко обнаруживают у него заболевание центральной нервной сис­темы.

Слабость активного внимания — неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредо­точения, обусловлена слабостью тонуса коры большого мозга, сни­жением функции второй сигнальной системы. Человек не может сосредоточиться на той задаче и той цели, которую он перед собой ставит.

Преобладание пассивного внимания — состояние, при котором человек находится во власти множественных внешних раздражите­лей, например, эйфория, маниакальный синдром. При этом внима­ние чрезмерно подвижно, внезапно переключается с одного объек­та раздражения на другой, третий, что практически исключает возможность продуктивной деятельности.

Заторможенность внимания характеризуется нарушением ме­ханизма переключения с одного объекта психической деятельности на другой, что объясняется инертностью основных корковых про­цессов. Такие состояния наблюдаются и у здоровых людей при чрез­мерных отрицательных аффектах, а также у больных в состоянии депрессии, у эпилептиков в связи с вязкостью их мышления, склон­ностью к детализации, у дебилов в случае затруднения образова­ния связей настоящего с прежним опытом в силу общего оскуднения, а также у лиц, страдающих шизофренией.

Истощпемость внимания наблюдается при черепно-мозговых травмах в позднем и отдаленном периоде органических психических заболеваний, хроническом течении энцефалита, а также при дебильности и неврастении.

 

3. ПАТОГЕНЕЗ РАССТРОЙСТВ ДВИГАТЕЛЫЮ-ВОЛЕВЫХ ФУНКЦИИ

Разнообразные формы ступора обусловлены процессом тормо­жения различной интенсивности. Если это торможение с коры большого мозга распространяется на подкорку и основание мозга, то наступает ступор, при котором всякая двигательная продукция отсутствует. Это торможение является охранительным, так как оно ограничивает или вовсе исключает (охраняет) работу различных клеток мозга.

Интенсивностью и экстенсивностью торможения определяются различные застывшие позы больного. При торможении в коре боль­шого мозга без угнетения мозговых структур, лежащих ниже, отме­чается автоматическая подчиняемость (восковая гибкость).

В основе патогенеза кататонического состояния, но И. П. Пав­лову, лежит разлитое торможение в коре большого мозга, распро­страняющееся на подкорковые центры, а различные фазы этого торможения обусловливают такие расстройства, как негативизм, изменение мышечного тонуса и усиление подкорковых реакций. По-видимому, переход коры большого мозга в ультраиарадоксальную (разу также приводит к появлению негативизма, а развитие в речедвигателыюй зоне коры большого мозга парадоксальной фазы обусловливает мутизм. Разлитое торможение в коре, приводя­щее к растормаживанию подкорки, является причиной возникно­вения эхолалии и эхопраксии. Возникновение очага патологичес­кого застойного возбуждения в коре большого мозга на фоне тор­можения в области коркового отдела двигательного анализатора ведет к стереотипии.

Вероятно, различные импульсивные действия связаны с ослаб­лением процесса торможения, хотя их патофизиологическая сущ­ность еще полностью не выяснена. Влечения, безусловно, являются функцией подкорки, а их расстройства связаны как со сниже­нием тонуса коры большого мозга, так и с возбуждением соответст­вующих подкорковых центров, которые не контролируются и не сдерживаются корой.

Тема: ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ.

План.

  1. Общие сведения.
  2. Нарушения функций щитовидной и паращитовидной желез.
  3. Нарушение функций гипофиза.
  4. Психические расстройства при нарушении половых желез.
  5. Лечебно- педагогические мероприятия.

 

 

1. Основная роль эндокринных желез состоит в том, что они выделяют непосредственно в ток крови лимфы биологически ак­тивные вещества — гормоны (от греч. hormao — побуждать) обла­дающие способностью возбуждать или угнетать различные функ­ции организма.

Поступающие в кровь гормоны регулируют обмен веществ (бел­ков, жиров, углеводов, солей) и другие жизненно важные процес­сы в организме. Уровень гормонов в крови регулируется, главным образом, центральной нервной системой. Функции различных эндокринных желез тесно взаимосвязаны. При удалении одной железы, например, щито­видной, резко повышается функция паращитовидных желез, гипо­физа.

Общая реактивность организма, его защитные свойства, течение и исход патологических процессов зависят не только от состояния центральной нервной системы, но и от деятельности эндокринных желез. Дисфункция эндокринных желез, особенно в детском возрасте, приводит к тяжелым аномалиям психики. Гормональные наруше­ния, так называемые эндокринопатии, могут быть обусловлены гиперфункцией, гипофункцией или дисфункцией одной или нес­кольких эндокринных желез (моногландулярные, полигландулярные нарушения).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ И ПАРАЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗ

Гипофункция щитовидной железы с дальнейшим гипотозом или полное выпадение функции щитовидной железы приводит к развитию двух заболеваний — гипотиреоза и кретинизма. Чрезмерное усиление функции щитовидной железы ведет к развитию диф­фузного токсического зоба (базедовой болезни) или базедовизма — легкой формы течения диффузного токсического зоба, кото­рая у детей встречается сравнительно часто.

Кретинизм обусловлен снижением или полным отсутствием функции щитовидной железы, несмотря на увеличение ее объема. Различают эндемический и спорадический кретинизм. Эндемичес­кая форма заболевания встречается в определенных географических районах, характеризующихся отсутствием йода в питьевой воде. Спорадический кретинизм может встречаться в любой местности и связан с врожденным отсутствием железы или с приобретенным нарушением ее функции в результате травмы, инфекции, алкого­лизма родителей и др.

По клиническим проявлениям эндемический кретинизм близок спорадическому. Характерны психические нарушения в виде зна­чительного интеллектуального дефекта, вплоть до имбецильности и даже идиотии. Дети с подобной патологией апатичны, малопод­вижны, сонливы, добродушны, легко привязываются к окружаю­щим, обучаются навыкам самообслуживания. Характерен внешний вид больных: отставание в росте, брахиоцефалическая форма че­репа, одутловатое лицо, редкие волосы на голове, сухая, отечная кожа, укороченные трубчатые кости.

Гипотериоз. Для врожденного гипотериоза характерны карли­ковый рост, удлиненное туловище, короткие конечности, большая, по сравнению с туловищем, голова, крупные уши, низкий лоб, сед­ловидный широкий нос, бледная, сухая кожа, низкий, грубый го­лос, медлительность, вялость, безразличие, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. При врожденном гипотериозе интел­лектуальный дефект достигает степени выраженной имбецильности. Если гипотериоз развивается на более позднем этапе развития ре­бенка, отмечаются снижение психической активности, заторможен­ность процессов мышления и замедление развития ребенка. При сравнительной сохранности аффективных реакций такие дети не могут испытывать чувства радости, печали, а также чувство собст­венной неполноценности, обусловливающее подавленное настрое­ние.

Диффузный токсический зоб является следствием чрезмерного усиления функции щитовидной железы. Встречается преимущест­венно у женщин, реже у детей младшего школьного и пубертатного возраста. Способствуют возникновению заболевания инфекции и психические травмы.

Основные клинические проявления диффузно­го токсического зоба: увеличение щитовидной железы, тахикардия, офтальмопатия (экзофтальм и др.), похудание при повышенном аппетите, общая слабость, повышенная потливость. Для детей ха­рактерны ускорение роста при задержке полового развития у дево­чек, более резко выраженные лабильность вегетативных реакций, исхудание и тахикардия, мелкое дрожание тела, особенно пальцев.

К психическим нарушениям относятся тревожный, беспокойный сон, нередко бессонница, повышенная возбудимость, раздражительность, частые приступы немотивированного страха, тяжелой тоски. Иногда это состояние сменяется приподнятым, жизнерадостным на­строением, напоминающим маниакальный фон. Но все же преоб­ладает повышенная раздражительность, утомляемость и снижение работоспособности. Изме­нения психики у детей в виде плаксивости, ослабления способности концентрировать внимание и снижения памяти отражаются на ус­певаемости ребенка, способствуют возникновению конфликтных си­туаций.

При легкой форме диффузного токсического зоба — базедовизме психическая и соматическая симптоматика выражены нерезко. Эта форма заболевания чаше наблюдается в детском возрасте.

Тетания — состояние повышенной нервно-мышечной возбудимос­ти, обусловленное, как правило, гипофункцией паращитовидных желез, которое кроме приступов тонических судорог отдельных групп мышц характеризуется раздражительностью, повышенной утомляемостью, бессонницей, плаксивостью и гневливостью. При этом формируется своеобразное астеническое состояние. В тяжелых случаях тетании может развиваться сумеречное состояние созна­ния, сопровождающееся галлюцинациями, страхом и двигательным возбуждением. Прогноз не всегда благоприятный, бывают смер­тельные случаи.

 

3. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ГИПОФИЗА

Гипофиз представляет собой эндокринную железу, расположен­ную на основании мозга, в гипофизарной ямке турецкого седла, и связанную с гипоталамусом (областью промежуточного мозга). Это важнейшая железа внутренней секреции, стимулирующая и регу­лирующая деятельность большинства остальных эндокринных же­лез. Благодаря связям через гипоталамус со всей нервной системой гипофиз объединяет все эндокринные железы в единую систему (эндокринную), участвующую в обеспечении постоянства внутрен­ней среды организма.

Симптоматика при нарушении функции ги­пофиза зависит от того, какой его отдел (передняя, задняя доля, промежуточная часть) поражен. Для понижения функции перед­ней доли характерен карликовый рост, а для повышения — акро­мегалия, гигантизм.

Понижение функции задней доли и проме­жуточной части гипофиза обусловливает адипозогенитальную дис­трофию; повышение функции средней доли — несахарный диабет.

Полное выпадение функции гипофиза приводит к возникновению у взрослых гипофизарной кахексии (истощения), а у детей — кар­ликовости с гипофизарным ожирением.

Карликовость (нанизм) — состояние, характеризующееся за­держкой роста, который полностью приостанавливается в предпубертатном периоде. Пропорции тела, как правило, не нарушаются.

Ходить и говорить ребенок обычно начинает вовремя. Половые ор­ганы недоразвиты, в большинстве случаев страдающие карликовос­тью не способны к воспроизведению потомства. Психическое раз­витие без существенных отклонений от нормы, отмечается лишь своеобразный инфантилизм. Изредка наблюдается нарушение ин­теллекта в виде дебильности легкой степени. Нередко отмечаются подозрительность, озлобленность, трудность общения, которые должны рассматриваться как вторичная реакция на сознание соб­ственной неполноценности.

Акромегалия и гигантизм возникают вследствие повышения функции передней доли гипофиза. Если гиперфункция передней доли гипофиза начинается в тот период, когда процесс окостенения трубчатых костей уже закончился,— развивается акромегалия. При этом наблюдается увеличение размеров кистей, стоп, надбров­ных дуг, нижней челюсти, ушей, губ, утолщение кожи, увеличение внутренних органов и нарушение обмена веществ. К психическим нарушениям относятся неустойчивость внимания, гипомнезия, су­жение круга интересов, безразличие и апатичность, иногда ипохондричность и депрессия, легкая степень дебильности.

Гигантизм — характеризуется избыточным ростом всего орга­низма, а не отдельных его частей, как при акромегалии. При ги­гантизме отмечаются те же симптомы, что и при акромегалии, но более выраженные. Кроме того, наблюдаются повышенная эмоци­ональная возбудимость, частые вторичные изменения характера в связи с чувством неполноценности из-за своего дефекта.

Адипозогенитальная дистрофия у детей и подростков обуслов­лена гипофункцией промежуточной части и задней доли гипофиза или поражением гипоталамуса, с которым гипофиз непосредственно связан. Это состояние характеризуется патологическим ожирением, инфантильностью, а в дальнейшем — недоразвитием половых же­лез и, вследствие этого, слабой выраженностью вторичных половых признаков. В тех случаях, когда заболевание начинается в раннем детском возрасте, отмечается задержка роста. К психическим из­менениям относятся утомляемость и повышенная сонливость, апа­тичность и безразличие, снижение памяти и мышления, вплоть до легкой степени дебильности. Кроме того, наблюдаются головная боль, повышение внутричерепного давления, эпилептиформные припадки, трофические нарушения, сужение полей зрения.

 

4. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ НАРУШЕНИИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ

Евнухоидизм может быть врожденным и приобретенным (в предпубертатном периоде) в результате травмы, воспалительного процесса, новообразования. Эти факторы вызывают в половых же­лезах воспалительно-дегенеративные изменения, приводящие в дальнейшем к их дисфункции или атрофии. Недостаточная функ­ция половых желез в детском и юношеском возрасте приводит к недоразвитию половых органов и вторичных половых признаков, нарушению обмена веществ и пропорций скелета. Врожденный ев­нухоидизм у детей может быть временным, проявления которого с возрастом значительно нивелируются, но в большинстве случаев его черты остаются на всю жизнь.

Полная атрофия половых желез или их гипофункция характе­ризуются отсутствием вторичных половых признаков, диспропор­цией роста (длинные конечности при относительно коротком ту­ловище), ожирением, дряблостью мышц и кожи, вегетативными нарушениями. Наблюдаются психические изменения в виде неус­тойчивости настроения, замедления психических процессов, повы­шенной истощаемости, легкой ранимости, плаксивости по малей­шему поводу. Может отмечаться склонность к резонерству, эгоцен­тризму и раздражительности, в происхождении которой немалую роль играет понимание ребенком своего отличия от других детей. В интеллектуальном отношении дети и подростки с евнухоидизмом обычно не имеют особых отклонений, приближаясь в пубертатном периоде или несколько позднее по своему умственному развитию к нормальным сверстникам.

5. ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Лечение проводится соответствующими гормонами и их анало­гами, получаемыми синтетическим путем. При сохранности интел­лекта дети обучаются в общеобразовательной школе, а при нару­шениях его — во вспомогательной.

Лечение страдающих кретиниз­мом и гипотиреозом заключается в систематическом применении небольших доз тиреоидина. При своевременном эффективном ле­чении исчезает отечность, улучшается речь, несколько усиливается рост, нормализуется настроение и расширяется интеллект. Обяза­тельным этапом лечения является педагогическая и воспитатель­ная работа.

В лечении диффузного токсического зоба важную роль играют йодистые препараты, кальций, гальванизация и рентгеновское об­лучение щитовидной железы, богатая жирами и углеводами пища. При необходимости производят хирургическое вмешательство — частичную экстирпацию щитовидной железы.

Лечение тетании заключается во внутривенном введении каль­ция хлорида; при судорожных припадках и ларингоспазме назна­чают хлоралгидрат, изотонический раствор натрия хлорида, ртутнокварцевое ультрафиолетовое облучение, эргокальциферол (ви­тамин D2), фенобарбитал (люминал).

Лечение нанизма (карликового роста) эффективных результа­тов не дает. До настоящего времени четкая система лечения на­рушений функции гипофиза не разработана. Широко применяется рентгенотерапия, которая нередко приостанавливает развитие ак­ромегалии и гигантизма. При гипофизарном ожирении, адипозогенитальной дистрофии и нанизме назначают гормоны передней доли гипофиза. При акромегалии в некоторых случаях эффективно

применение гормона задней доли гипофиза — питуитрина (питугландола, или гипофизина).

Лечение страдающих евнухоидизмом неэффективно, при гипогенитализме целесообразно применение различных гонадотропных гормонов.

Дети и подростки, страдающие нанизмом, акромегалией, гиган­тизмом, адипозогенитальной дистрофией и другими эндокринопатиями, привлекают к себе внимание сверстников, иногда стано­вятся объектом грубых шуток, насмешек, что при ущербной, ин­фантильной психике еще больше угнетает их, ведет к замкнутости и отгороженности от сверстников. В та­ких случаях необходимы педагогические, психотерапевтические беседы с такими детьми и подростками, предупреждение непра­вильного отношения к ним других учащихся, приобщение их к кружковой, спортивной, трудовой деятельности в коллективе, инди­видуальные помощь и внимание.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: