Технологические свойства алюминиевых сплавов.




Технология изготовления корпусных конструкций из алюминиевых сплавов

Алюминиевые сплавы

В судостроении для корпусных конструкций наряду со сталями различных марок применяют легкие сплавы.

Легкие сплавы обладают высокой удельной прочностью и наиболее широко применяются при изготовлении скоростных судов, яхт, небольших катеров, а также надстроек судов (см. рис.12.1, 12.2).

 

 

Рис.12.1. Корпус яхты из алюминиевого сплава

 

 

Из легких сплавов наибольшее распространение получили алюминиевые удельной массой 2,6 – 2,8 г/см3. Алюминиевые сплавы обладают высокой коррозионной стойкостью; меньше, чем сталь, подвержены обрастанию морскими организмами и немагнитны.

 

 

Рис.12.2. Стальное судно с надстройкой из алюминиевого сплава

 

Введение в алюминиевые сплавы таких металлов как марганец Mn, магний Mg, кремний Si, медь Cu, цинк Zn позволяет получать материалы с разнообразными механическими и технологическими свойствами (см. рис.12.3.).

По сравнению со стальным прокатом, эти сплавы имеют особенности в обработке, которые обусловлены химическим составом и механическими характеристиками

Алюминиевые сплавы разделяют на две группы:

литейные, применяемые для изготовления фасонного литья;

деформируемые, применяемые для изготовления листов, профилей и поковок.

Литейные сплавы в судостроении применяют для отливки судовых деталей любой конфигурации – дельные вещи, детали судовых устройств, оборудование кают и тому подобное.

Деформируемые сплавы в свою очередь разделяют на сплавы, упрочняемые и не упрочняемые термической обработкой.

 

К термически не упрочняемым сплавам относятся:

а) – сплавы алюминия с марганцем – АМц (Al+Mn). Эти сплавы свариваются и предназначены для изготовления судовых конструкций, которые не рассчитываются на прочность (легкие переборки, листы зашивки), а также для деталей, которые изготавливаются штамповкой.

б) – сплавы алюминия с магнием – АМг (Al+Mg). Эти сплавы в зависимости от марки могут также применяться для корпусов морских и речных судов и быстроходных судов.

Для термически не упрочняемых сплавов по сравнению с термически упрочняемым характерна повышенная пластичность, более низкая прочность, хорошая свариваемость и более высокая коррозионная прочность.

Термически упрочняемые сплавы обладают более низкой коррозионной стойкостью и высокими механическими характеристиками, которые достигаются в результате термообработки. При повторном нагреве, например, в процессе сварки, прочность таких сплавов снижается на 40-60% и приближается к характеристикам термически не упрочняемых сплавов.

 

 

Рис.12.3. Основные системы легирования алюминиевых сплавов.

1 – литейные сплавы; 2 – термически не упрочняемые сплавы;

3 – сплавы, упрочняющие при старении.
Механические свойства легких сплавов зависят от вида изготавливаемых из них полуфабрикатов (листы, профили, панели, трубы), от их размеров, а также способа механической и термической обработки. В зависимости от этих условий для каждого сплава механические свойства могут изменяться в широком диапазоне.

Механические свойства некоторых алюминиевых сплавов приведены в таблице:

 

Сплав Предел прочности, МПа Предел текучести , МПа Относительное удлинение , %
Термически не упрочняемые сплавы
АМц 88-147   18-22
АМг5 255-274 108-147 12-15
АМг61 314-333 156-206  
Термически упрочняемые сплавы
1985Т 343-411 206-274 14-16
К48-1Т1     10-12
Д16 225-480 230-352 8-13
       

 

Технологические свойства алюминиевых сплавов.

1. Все сплавы допускают правку и гибку в холодном или нагретом состоянии.

2. Режутся механической, плазменной, лазерной или водяной резкой.

3. С повышением температуры до 80 – 100 0С механические свойства сплавов значительно изменяются, что обуславливает повышенные требования к точности выдержки температурного режима.

4. Сплавы более чем сталь чувствительны к концентрации напряжений, поэтому нельзя допускать царапин, рисок, острых надрезов на поверхности деталей.

5. Сплавы имеют повышенную восприимчивость к наклепу в процессе холодной обработки давлением.

6. Сплавы не удовлетворяют условиям кислородной резки (Температура воспламенения металла выше температуры его плавления).

7. К недостаткам алюминиевых сплавов относятся более значительные по величине, чем при сварке стальных конструкций, сварочные деформации. Основными причинами этого являются в 2 раза более высокие, чем у стали коэффициенты теплопроводности и линейного расширения и в 3 раза меньший модуль нормальной упругости.

Сортамент материалов из алюминиевых сплавов включает листы, профили и прессованные панели. Листы из алюминиевых сплавов получают прокаткой, а профили и панели – прессованием. Прессованные профили изготавливают из заготовки – слитка, предварительно нагретого в печи и вложенного в контейнер пресса. Слиток продавливают сквозь матрицу, имеющую отверстия по контуру прессуемого профиля. Процесс прессования обеспечивает высокие механические свойства полуфабрикатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: