Первый концерт C-dur op. 15. 1798г.




Сочинение концерта приходится на 1795—1796 годы, но окончательная его версия относится к 1798 году. Вероятно, концерт готовился к гастролям в Праге, где и был впервые показан. Спустя два года, 2 апреля 1800 года, Бетховен его исполнил в Вене на своей академии. Пресса благосклонно отнеслась к новому сочинению, отметив «много красот, особенно в первых двух частях».

Сохранились три различные каденции Бетховена к первой части, одна из них — очень пространная и виртуозная; имеется краткая каденция и к финалу. Исполнялся ли ор. 15 публично после академии 1800 года при жизни Бетховена, неизвестно.

Первый концерт отличается помпезным характером, полным, «симфоническим» составом оркестра. И по своему образному складу он приближается к Первой симфонии, замысел которой относится примерно к этому же времени. Но традиционные черты моцартовского концертного типа в нем еще не преодолены.

В первой части — Allegro con brio, 4/4, C-dur — следы моцартовского влияния сказываются на симметричном построении, на соразмерности в чередовании tutti и solo, на частом использовании гаммообразных пассажей, это влияние ощутимо и в характере главной партии аккордового склада в духе марша.

Во второй части — Largo, 3/4, As-dur —более определённо наметились черты зрелого стиля Бетховена. Сама тема Largo, сначала исполняемая солистом, заставляет насторожиться: казалось бы, много в ней от моцартовской кантилены и в то же время очень драматичны декламационные паузы, своеобразна ритмическая свобода.

Стремительное рондо — Allegro scherzando, 2/4, C-dur — переводит восприятие в иной план: вместо маршевости первой части и кантиленности второй в финале безраздельно царит танцевальность. Главенствуют в различных сочетаниях четыре тематических образования. Они предстают все время в новом освещении — тональном или ритмическом, фактурном или тембровом. Фантазия Бетховена тут поистине неистощима! Но кажущаяся импровизационность строго логично организована: признаки сонатности в данном рондо проступают очень ясно. Фердинанд Рис, разучивший Первый концерт под руководством Бетховена, указывал, что тот давал ему ряд советов, как, используя октавные удвоения и прочие технические приемы, еще сильнее выявить виртуозное начало сольной партии.

Второй концерт B-dur op. 19. 1795г.

По хронологии создания и исполнения Второй концерт предшествовал Первому ор. 15.

29 марта 1795 года Бетховен публично исполнил концерт — это, вероятно, была первая встреча двадцатипятилетнего виртуоза с широкими кругами венских слушателей — и повторил концерт ещё два раза в последующих годах. Более концерт не исполнялся при жизни Бетховена.

Существует большая авторская каденция к первой части.

По своему образному содержанию и стилистике второй концерт уступает первому: Бетховен здесь более скован традицией, его индивидуальный голос еще приглушен. Скромен оркестр: струнный квинтет, флейта и парный состав гобоев, фаготов, валторн, тогда как в партитуру Первого концерта уже введены кларнеты, трубы и литавры.

Традиционна — в духе моцартовской школы — и партия солиста: в первых двух частях в мелодике часто используется хроматика, задержания, фактура преимущественно прозрачная с преобладанием пальцевой техники, встречаются даже так называемые альбертиевы басы (аккомпанемент в манере тремоло октав) — прием, который к тому времени уже давно вышел из моды! Напоминает Моцарта. Сквозь наслоения этих влияний тем не менее прорываются черты, предвосхищающие зрелый стиль Бетховена.

Первая часть — Allegro con brio, 4/4, B-dur – напоминает музыку Моцарта изобилием тематизма в первой части, свободным, словно импровизационным его размещением, детализированным переплетением партий солиста и оркестра.

Вторая часть — Adagio, 3/4, Es-dur — сродни Гайдну. В то же время ее образно-эмоциональное содержание типично для Бетховена: это философское раздумье, сосредоточенное и строгое, но согретое душевным теплом. Сначала тема проходит у оркестра, затем в варьированном изложении солиста.

Финальное рондо — Molto allegro, 6/8, B-dur. В этой части содержится прообраз финала Первого концерта — ив безудержно веселом складе музыки, и в применении к форме рондо сонатных закономерностей. Бетховен идет здесь по пути Гайдна. Однако, Гайдн в веселый круговорот разнохарактерных эпизодов он нередко привносил моменты элегического лиризма. Бетховен в первых двух своих концертах от этого отказывается. Ему ближе сочный, «мужицкий» юмор Гайдна — это его родная стихия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: