Как развиваются звуки речи




Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе


К первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
Первыми появляются следующие формы слов:

именительный падеж единственного и множественного числа («кубик-кубики»),

винительный падеж имен существительных («Дай кубики, дай машинку); повелительное наклонение («Дай, иди..»),

форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов («идёт, едет, сидит, смотрит...»)

Предложение включает до трех-четырех слов.

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения («игрушки, животные, овощи, фрукты…»), обозначающие родовые понятия.

Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5-6 слов. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

 

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов.
На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным.

Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами "чтобы", потому что, который".

К пяти годам словарь ребенка состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных.
После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Как развиваются звуки речи


В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление «у…, агу…»)

 

в 3-4 мес. - лепет, происходит первичное развитие фонематического слуха.


К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных - п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.


К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки:

гласные - а, у, и

согласные - п, б, м, н, т, д, к, г.


На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и.

Однако твердые согласные у них звучат как мягкие, возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи.

К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, в, фь, вь.

Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

На четвертом году жизни движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия, дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.

На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. К пяти годам дети уже произносят шипящие звуки ч,щ,ж,ш. Сонорные - л, ль, р, ръ, появляются в период от 5 до 6 или 7 лет.

У некоторых из детей остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.

В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют. Дети уже узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове)



Как развивается связная речь


К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: