Графическая методика «Кактус»




 

Автор: М.А. Панфилова.

Панфилова М.А.. Игротерапия общения. - М.: ГНОМ и Д, 2000

 

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Инструкция и описание: При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

Анализ результатов:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

 

Приложение 3

 

Методика «Уровень тревожности ребенка».

 

Авторы: Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2.- Киев, 1992.

 

Цель: методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.


Описание и инструкция: Перед вами 20 вопросов. На каждый из ни надо ответить «да» или «нет» в специальном бланке.

 


РЕБЕНОК

ДА

НЕТ

1. Не может долго работать не уставая

 

 

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

 

 

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

 

 

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

 

 

5. Смущается чаще других

 

 

6. Часто говорит о возможных неприятностях

 

 

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

 

 

8. Жалуется, что сняться страшные сны

 

 

9. Руки обычно холодные и влажные

 

 

10. Нередко бывает расстройство стула

 

 

11. Сильно потеет, когда волнуется

 

 

12. Не обладает хорошим аппетитом

 

 

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

 

 

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

 

 

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

 

 

16. Часто не может сдержать слезы

 

 

17. Плохо переносит ожидание

 

 

18. Не любит браться за новое дело

 

 

19. Не уверен в себе, в своих силах

 

 

20. Боится сталкиваться с трудностями

 

 

Анализ результатов: положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.

 

1 См. Приложение 1

2 См. Приложение 2

3См. Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: