Практическое задание студентам




1. Приведите примеры из литературных источников или из жизни сформированных коллективов. Определите, на каком этапе развития находится данный коллектив, какие признаки ему присущи?

Темы рефератов

1. Историческое развитие теорий о коллективе.

2. Коллективная практическая деятельность – основа создания и сплочения коллектива.

3. Соотношение понятий «индивидуальное и коллективное».

4. Усложнение целей и перспектив деятельности коллектива.

5. Современные требования к организации коллективной практической деятельности детей.

6. Педагогическая теория о воспитании личности в коллективе.

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. / Ю.П. Азаров. – М: Просвещение. - 1979. – 324 с.

2. Амонашвили Ш. А. Как живете дети. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 225 с.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

Тема: Цели и содержание образования

 

План

1. Проблема целеобразования и целеполагания в педагогике.

2. Педагогические цели и образовательные стандарты.

3. Проблемы формирования содержания образования.

 

Основные понятия образование, общее образование, профессиональное образование, содержание образования, цель образования, целеобразование, целеполагание.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сопоставьте содержание целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО и РФ, и дайте ответы на вопросы:

· какие общие тенденции наблюдаются в формулировках целей образования различных стран мира?

· какие качества личности вышли в разряд первоочередных и будут ли они приоритетными в ХХI веке?

2. Какие проблемы возникли перед учеными и практиками в связи с введением образовательных стандартов? Кто эти проблемы должен решать в первую очередь и что может сделать школа и учитель в сложившейся ситуации?

 

Темы рефератов

1. Проблемы целеобразования: история и современность.

2. Исторические и современные тенденции развития содержания общего среднего образования.

3. Образование и нравственность.

Литература

1. Мировов В. Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.

2. Монахов В. М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. – 1992. – № 1.

3. Лернер И. Я. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М.: Педагогика, 1994. – 214 с.

4. Лернер И. Я. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М.: ИТПИМИО, 1994. - 288 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

Тема: Процесс обучения как целостная система

 

План

1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

2. Структура процесса обучения

3. Цикличность процесса обучения.

4. Философские и психологические основы учения.

 

Основные понятия мотивы учения, познавательная деятельность школьника, преподавание, процесс обучения, структура процесса обучения, усвоение, учение, функции процесса обучения

 

Вопросы для обсуждения

1. Как сущность обучения связана с задачами преподавания в структуре обучения?

2. Докажите, что центральным противоречием процесса обучения является противоречие между образовательными потребностями учащихся и возможностями их удовлетворить.

3. Докажите взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

4. Докажите, что каждый цикл процесса обучения – это определенный этап овладения школьником всеми компонентами содержания образования и выпадение хотя бы одного из циклов либо приводит к невозможности организации учебного процесса, либо отражается на качестве обучения.

5. Объясните, в чем суть учебного познания и каковы его результаты; что составляет психологическую основу процесса учения; покажите, в чем различие процесса учения, в котором происходит усвоение знаний, и процесса усвоения.

Темы рефератов:

1. Развитие мотивации учения в процессе усвоения.

2. Роль эмоций в процессе усвоения.

3. Единство и специфика процессов познания и учения.

4. Воспитание в процессе обучения.

5. Система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

6. Психологические основы учения.

Литература

1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие / В. К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989. – 325 с.

2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 245 с.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

 

Тема: Дидактические системы, теории и технологии.

 

План

1. Основные дидактические концепции.

2. Дидактические теории.

3. Характеристика традиционных и современных моделей обучения.

 

Основные понятия блочное обучение, дидактическая система, личностно-ориентированное обучение, модульное обучение, педоцентристская дидактика, теория поэтапного формирования умственных действий теория, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, современная дидактика, сообщающее обучение, технология обучения, традиционная дидактика

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково значение теории поэтапного формирования умственных действий и какие практические технологии разработаны на основе данной теории?

2. В чем отличие развивающего обучения от традиционного, объяснительно сообщающего и почему традиционное обучение преобладает в школьной практике?

3. На основе каких теорий и концепций разрабатывалась та или иная практическая технология? Каковы достоинства и недостатки каждой?

4. Какая технология обучения обоснована с позиций теории поэтапного формирования умственных действий, технологична, вбирает в себя идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения?

 

Темы рефератов

1. Проблемное обучение: теория и практика.

2. Программированное обучение: история и современность.

3. Модульное обучение в школе: проблемы и перспективы.

4. Возможности применения блочного обучения в школе.

5. Критический анализ традиционных и новых моделей обучения.

Литература

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич - М.: Педагогика, 1986 - 367 с.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер.с польск. / В. Оконь. – М.: Высш.шк., 1990.- 382 с.

3. Скаткин М. Н.. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. – М.: Педагогика, 1982. – 412 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: