Натурфилософский период.




Особенности:

- ярко выраженный космоцентризм;

- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

- поиск первоначала, породившего все сущее;

- гилозоизм (одушевление неживой природы);

- недискуссионный характер философских учений.

 

Фалес (7-6 в. до н.э.) первый философ, основатель милетской школы. Мир состоит из воды.

Анаксимен (585-524 г. до н.э.) - в основу всего кладет воздух. Все субстанции есть количественные изменения воздуха.

Анаксимандр (610-546 г. до н.э.) - считал, что первоначаловсего - апейрон (смесь всего) - бесконечный, находящийся в вечном движении, а все разнообразие вещей в мире есть результат выделения из апейрона по принципу противоположности.

Эмпедокл (490-430 г. до н.э.) исходил из того, чтов основе всех вещей в мире 4 элемента: вода, воздух, огонь, земля. Они по-разному смешиваются благодаря двум силам, действующим между этими субстанциями: вражде и дружбе и дают начало вещам.

Гераклит (Эфесский) (520-460 г. до н.э.) – сохранилось 130 фрагментовего сочинений. Гераклита считают родоначальником диалектики, как метода познания мира. Большое внимание уделяет противоположностям: все переходит во все и состоит из противоположностей. В основе мира – огонь, как наиболее подвижная стихия.

Все представители милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), а также Эмпедокл и Гераклит могут быть отнесены к стихийным («наивным») материалистам, так как интуитивно они были убеждены, что в основе мира лежит некое материальное начало.

Пифагор (571-497 г. до н.э.) - основатель Пифагорейского союза, философ и математик.

В основе всего лежит число. Определенная комбинация чисел обеспечивает существование материи, другая комбинация – существование идеи. Высказал идею бессмертия души и переселения душ

 

Парменид (540-480 г. до н.э.) - основатель Элейской школы.

Бытие едино и неподвижно. Все многообразие вещей, которые мы наблюдаем – обман органов чувств. Показывает, что бытие и мышление всегда связаны, ибо нельзя мыслить ни о чем. «Бытие – сущее, не возникло, оно всегда было, есть и будет. Небытия нет, так как его невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее».

Разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях.

Зенон Элейский (490-430 г. до н.э.)- ученик Парменида, пытается логически обосновать его теорию.

Основатель доказательства по методу от противоположного. Широко известны его апории «Дихотомия», «Стадион», «Стрела», «Ахиллес и черепаха». Доказывает, что движение, пространство и время немыслимы сами по себе вне идеи единства бытия, его вечности и бесконечности. Единое бытие противостоит чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению.

 

Далее возникает проблема согласования провозглашенной элементами вечности и неподвижности бытия с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют органы чувств.

Анаксагор (500-428 г. до н.э.) - поднимает проблему качества бытия, его структурной организации.

В основе бытия лежат гомеомерии («семена» или «себе подобные»), делимые до бесконечности. Исходит из принципа «все во всем», то есть каждая вещь содержит в себе качества всех вещей в мире. Гомеомерии пассивны, активность им придает Мировой ум (Логос). Он движет миром и познает его. Таким образом, впервые была высказана идея источника движения, первотолчка.

Отрицал пустоту, признавал бесконечную делимость вещества, высказал утверждение относительности большого и малого, идею бесконечно малых физических величин. Первым дал правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Демокрит (470-380 г. до н.э.) в работе “Великий Диакосмос” выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Основатель материалистического направления в философии. Основные положения:

- весь материальный мир состоит из атомов, которые могут быть любой величины;

- атом неделим, имеет правильную геометрическую форму;

- между атомами находится пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в вечном движении, они несутся в пустоте, сталкиваются и их совокупности дают предметы;

- атомы не имеют качеств, а отличаются формой, порядком и положением;

- направленность движения задается Логосом.

Теория Демокрита сняла крайние позиции Гераклита и Парменида. Он продемонстрировал изменчивость мира вещей и неизменность мира элементов, из которых эти вещи состоят.

 

Софисты (5- первая половина 4 века до н.э.) – «платные учителя мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристика (т.е. искусство побеждать в споре, тяжбе).

Вклад:

1. Разработали теорию относительности истины. (Протагор: «Человек есть мера всех вещей»).

2. Поставили вопрос о необходимости доказательности выдвигаемых положений.

3. Ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое.

4. Все существующее имеет свою противоположность.

5. Показали, что главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость

Внесли вклад в развитие логики, распространили большое количество знаний среди граждан, за что впоследствии именовались “древнегреческими просветителями”.

 

Сократ (470(69)-399 г. до н.э.)

Исходный тезис философии – “Познай самого себя”. Его учение - “этический антропологизм” - ориентировано на познание человека как общественного и нравственного существа. Неоднократно вступал в споры с софистами, не принимая их релятивизм. Обсуждая смысл различных нравственных понятий, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения.

Диалог сделал основным методом нахождения истины. Разработал майевтику - искусство определять понятия посредством наведения, т.е. правильно задаваемых вопросов.

Считал, что любое знание есть добро, а любое зло, порок совершаются от незнания.

 

Платон (427-347 г. до н.э.)

Основные работы: “Апология Сократа”, «Горгий”, ”Федон”, ”Государство”, ”Законы”.

Историческое значение философии Платона:

1) Впервые философом оставлено собрание фундаментальных произведений.

2) Положено начало идеализму, как крупному философскому направлению.

3) Впервые глубоко исследованы не только проблемы природы, но и общества.

4) Заложены основы понятийного мышления, сделана попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное – временное, делимое - неделимое, покоящееся - движущееся и др.).

5) Создана философская школа Академия, просуществовавшая около 1000 лет

Онтология.

Материальные вещи и окружающий мир временны, изменчивы, поэтому не существуют как самостоятельные субстанции. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) эйдосы (идеи). Они истинны, вечны и неизменны, соединяясь с материей, дают вещи. Любая вещь лишь материальное отображение первоначальной идеи данной вещи. Материя пассивна, активность ей придают эйдосы. После исчезновения вещи ее идея возвращается в мир идей.

Гносеология.

Поскольку материальный мир – лишь отображение «мира идей», то предмет познания – эйдосы. «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности. Таким образом, чувственные вещи отражаются во мнениях, идеи познаются философами посредством интуиции ума, а середина между мнением и знанием - математическое размышление.

Душа после смерти попадает в мир идей, там созерцает, а возвращаясь к земной жизни, несет знание, но полузабытое. Познание - процесс воспоминания (анамнезис).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: