Роль родителей в воспитании эмоциональной грамотности.




В.В. Бондарева, к.п.н., психолог, Ленинградский областной институт развития образования, действительный член Европейской ассоциации транзактного анализа, bond60@mail.ru

Современные родители больше внимания уделяют развитию когнитивных навыков. Кружки иностранных языков, спорта, компьютер и телевизионные передачи стали традиционной формой воспитания и развития наших детей. Это удобно для многих родителей – снижает время общения с ребенком, дает возможность отдохнуть и заняться своими делами. Дети ощущают недостаток эмоциональных контактов с родителями, а родители теряют навыки привязанности, понимания чувств ребенка, не могут разделить с ним переживания его проблем. Удовлетворение глубинных эмоциональных потребностей людей в любви всегда было основной функцией семьи. Шкала эмоциональной грамотности Клода Штайнера помогает нам понять себя и других людей, осознать структуру построения взаимодействия с самыми важными людьми в нашей жизни.

Статья рассчитана как для родителей, так и для специалистов работающих с семьей и с детьми.

Ключевые слова: родители, воспитание, чувства, эмоции, грамотность, эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность.

 

Родительский опыт приходит к нам не сразу: постепенно складывается ясное понимание, что воспитание – это задача, требующая точных наблюдений, размышлений и индивидуальных решений. Занимаясь в качестве педагога-психолога с десятками детей в школе, будучи матерью двоих взрослых детей, а сейчас уже бабушкой любимых внуков, я усвоила то, что открывают для себя и все другие родители: самый выверенный совет, самая тщательно разработанная теория вряд ли окажутся состоятельными применительно к повседневным ситуациям, связанным с конкретным ребенком.

Родители, описанные в книгах с рекомендациями, не совсем соответствуют тому человеческому типу, к которому мы себя относим, а ребенок, в этих сочинениях, не похож на того, отношения с которым нам надо уяснить. К тому же, любой жизненной ситуации предстоит весь наш предшествующий опыт, который весьма значим, потому что именно он определяет, как мы видим собственное поведение по отношению к ребенку и поведение ребенка по отношению к нам. То же самое относится и к ребенку: он тоже реагирует на все наши действия в свете своего опыта, немалая доля которого сформирована нами или не обошлась без нашего влияния.

Мне всегда был важен вопрос: как помочь другим в решении проблем, возникающих в их взаимоотношениях с детьми. Помогая им справляться со сложными проблемами общения детей и взрослых, я пришла к выводу: теоретические учения и практические инструкции увеличивают варианты способов решений, но не позволяют решить, как именно действовать в определенной ситуации. Убеждаешься в том, что пользу можно ждать лишь от таких теорий, которые в процессе многолетней практики в постоянно меняющихся ситуациях стали опытом собственной жизни.

Вы спросите, как же теория, сформулированная взрослыми, может быть использована ребенком? И будете правы. Потому, что ребенок учится вместе с нами, а мы – с ним, заново проживая свои чувства, или эмоции, которые окрашивают наш совместный опыт. Именно чувства, пережитые ребенком, определяют, насколько позитивным и долговременным станет наш результат для него в будущем. Пожалуй, самая важная задача родителей и педагогов – помочь детям осознать свои чувства и научить владеть ими. Детям необходимо:

1. Знать, что есть эмоции.

2. Чувствовать эмпатию с другими людьми.

3. Научиться управлять эмоциями.

4. Уметь компенсировать возможный ущерб.

5. Быть интерактивными.

Почему важно научить детей быть эмоционально грамотными мы и рассмотрим ниже на примерах теории эффективного социального взаимодействия или трансактного анализа Эрика Берна.

Процесс общения между людьми Э. Берн предлагал рассматривать в следующем направлении. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и, в конце концов, погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти и на основе опыта общения с детьми, воспитывающихся в вынужденном недостатке телесных контактов в домах ребенка.

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации, отсутствии достаточного контакта с другими людьми в условиях путешествий или на необитаемом острове. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям. Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения.

В процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери и учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту. После того, как период близости с матерью завершен, человек всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Понимание своих потребностей требует от нас грамотного отношения к себе. Понятие грамотность по-разному определялось во времени и пространстве. Смысл его менялся вместе с требованиями, которые общество предъявляло к человеку. Эти требования являлись одним из факторов формирования и социального заказа школе.

Еще недавно человек считался грамотным, если был в состоянии написать свое имя. Навыки, которые сегодняшний мир труда требует от своих работников, резко усложнились. Понятие грамотность «наполняется» не только знаниями, сколько приобретенным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности. По мнению многих ученых разных стран, «грамотность» с полным основанием может включать такие понятия, как «компьютерная грамотность», «политическая грамотность», «грамотность в области средств массовой информации» и т.д. (П. Бернс, Дж. Брунер, Х. Гарднер, Д. Калдерх, М. Коул, А. Поллард, П. Робертс).

Другие ученые, признавая несомненное значение названных аспектов грамотности, считают, что термины, подобные этим, обесценивают саму сущность понятия грамотность, которое должно касаться только слов и их значений и, которое неизбежно приводит к осознанию важности литературы в нашей жизни (Б. Дэнис, дж. Хиллс).

Усложнение представлений о грамотности современного человека привело к дифференциации уровней грамотности. Ученые и педагоги выделяют «элементарную», «функциональную» и «критическую» грамотность (К. Селкинг, А. Вилмотт, Дж. Брунер, Т. Брамельд, П. Робертс, Р. Глэзер). Только достигнув высоких уровней грамотности, человек может полностью развить свой потенциал.

Понятие «критической грамотности» подвергается в зарубежных исследованиях особому анализу. Ученые отмечают, что она обеспечивает человеку свободу в демократическом обществе, что неразрывно связано с правом осуществлять свободу слова и необходимостью уметь формулировать критические суждения, противостоять пропаганде или насильственной индоктринации – политической, коммерческой или религиозной. Обладать только самыми элементарными навыками грамоты – значит, не иметь голоса в современном обществе и полностью зависеть от могущественных сил убеждения, каковыми являются, например, средства массовой информации.

Рассматривая способность человека быть успешным в современном обществе, Даниэл Големан в своей книге «Эмоциональный интеллект» убедительно доказывает, что развитие у человека только познавательных функций (включая ощущение, восприятие, мышление и т. д., в отличие от чувств, желаний), не дает ему возможности занять достойное место в жизни. Определяющими в профессиональной карьере и личностном росте человека являются чувства и эмоции, точнее способность ими управлять в процессе жизненных изменений, быть эмоционально грамотным в общении с другими людьми. Все эмоции могут быть в огромной степени помогающими, позитивными и увеличивать нашу личную силу; и они же могут быть деструктивными и делать нас бессильными.

Клод Стайнер (ученик Эрика Берна и ныне всемирно известный ученый, психолог и педагог) разработал тренинг и дал определение эмоциональной грамотности: эмоции существуют; они – неотъемлемый аспект человеческой натуры. Если мы эмоционально грамотны – это означает, что мы имеем эмоции, знаем, какие они и насколько сильны, и мы знаем, что вызывает их в нас и в других. Мы учимся, как, где и когда выражать их, и учимся, как их контролировать. Мы узнаем, как они действуют на других людей, и берем на себя ответственность за этот эффект. Когда мы эмоционально грамотны, то становимся мудрыми “дегустаторами” фактуры, аромата и вкуса эмоций, хороших и плохих. Мы развиваем зрелость и осознанность, чтобы производить желаемые перемены в своей жизни. Эмоциональная грамотность увеличивает нашу личную силу. Она делает нас еще более лучшими родителями, партнерами, коллегами, учителями, министрами, бизнесменами, работодателями, коммерсантами, учеными, общественными деятелями и политиками.

Клод Стайнер установил принципы и развил тренинг эмоциональной грамотности в качестве практического применения трансактного анализа:

АКСИОМА 1. Здоровое человеческое существо – это эмоционально отвечающее и ответственное существо, которое можно заставить чувствовать и которое отвечает за то, как он или она заставляет чувствовать других.

АКСИОМА 2. Эмоциональная информация абсолютно необходима для эффективного межличностного общения; без нее мы имеем только половину данных в любом взаимодействии.

АКСИОМА 3. От эффективности межличностного общения зависит уровень продуктивности человека и его личностная сила (Goleman, 1995).

Шкала эмоционального осознавания иллюстрирует концепцию эмоциональной грамотности (рис.1), разработанную Клодом Стайнером. Она представляет собой гипотетический континуум между двумя идеальными, несуществующими состояниями: от нулевой эмоциональной грамотности к 100%ной:

______________________________________________

100%

???

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

ЭМПАТИЯ

ПРИЧИННОСТЬ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

------------------------ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

ХАОТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

ОЦЕПЕНЕНИЕ

0%_______________________________________________

Рис.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: