№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
Теоретико-методологические основы профилактической и коррекционно-развивающей деятельности | Мозговая атака, дебаты, игровое проектирование, решение ситуационных (практических) задач | |
Профилактика и развитие в системе психолого-педагогического сопровождения | Дебаты, игровое проектирование, решение ситуационных (практических) задач | |
Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | Мозговая атака, игровое проектирование, решение ситуационных (практических) задач | |
Направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | Дебаты, игровое проектирование, решение ситуационных (практических) задач |
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Раздел 1. Теоретико-методологические основы коррекционно-развивающей деятельности
Тема 1–2. Реализация принципов коррекционно-развивающей деятельности в общей структуре психолого-педагогического сопровождения
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к определению психолого-педагогической коррекции и развития.
2. Виды, формы, направления коррекционно-развивающей деятельности в структуре психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
3. Основные принципы осуществления психолого-педагогической коррекции в дошкольном образовании.
***
Тема 3–4. Теоретико-методологические основы современной коррекционно-развивающей работы
Вопросы для обсуждения:
1. Психодинамический подход к коррекционно-развивающей деятельности и возможности его применения в условиях образования.
2. Ориентация коррекционно-развивающей деятельности на принципы поведенческой и когнитивной терапии.
3. Мультимодальный, интегративный и эклектический подходы в практике психологической помощи детям.
4. Современные отечественные концепции как теоретическая база коррекционно-развивающей работы.
***
Раздел 2. Профилактика и развитие в системе психолого-педагогического сопровождения
Тема 5–6. Психопрофилактика и психологическая коррекция
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и специфика психопрофилактики.
2. Первичная и вторичная профилактика нарушений развития.
***
Тема 7–8. Анализ методов профилактики нарушений в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения:
1. Сравнение психопрофилактических методик по целям, основным функциям, прогнозируемым результатам.
2. Анализ целей упражнений из программ первичной профилактики по возрастам.
***
Раздел 3. Организация коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста
Тема 9–10. Условия эффективности программ коррекционно-развивающей работы с детьми в норме
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми в образовательном учреждении.
2. Анализ коррекционно-развивающих программ: используемые средства, планируемый результат, возможности применения внутри системы психолого-педагогического сопровождения.
***
Тема 11–12. Условия эффективности программ коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Анализ коррекционно-развивающих программ: разработанность блоков психокоррекционного блока, психотехническое обеспечение, планируемый результат, возможности применения внутри системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
***
Раздел. 4. Направления коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста
Тема 13. Методы коррекции и развития когнитивной сферы дошкольников
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к коррекции познавательного развития детей.
2. Принципы психотехнической реализации процессов коррекции и развития познавательной сферы.
3. Обучающий эксперимент как основной метод коррекции познавательной сферы.
***
Тема 14. Анализ программ когнитивной тренировки
Вопросы для обсуждения:
1. Программы когнитивной тренировки в отечественной и зарубежной психологии.
2. Анализ используемых в программах когнитивной тренировки целей, задач и средств воздействия на нарушенную функцию.
***
Тема 15. Средства профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на личностную сферу детей
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к профилактике и коррекции личностной сферы обучающихся.
2. Коррекция различных уровней личностного реагирования по возрастам.
3. Механизмы прогнозирования эффективности профилактических мероприятий при диагностике нарушений эмоционально-волевой, индивидуально-типологической и коммуникативной сфер.
***
Тема 16. Анализ программ коррекции и развития личностной сферы в условиях образовательного учреждения
Вопросы для обсуждения:
1. Формальные и содержательные механизмы построения программ коррекции и развития личности обучающихся в структуре психолого-педагогического сопровождения.
2. Анализ коррекционно-развивающих технологий, применяемых при воздействии на личностную сферу: соответствие цели, задачам, принципам осуществления коррекционной работы; адекватность применения каждого конкретного коррекционного приема; ожидаемый эффект.
***
Тема 17-18. Игровые технологии в практике оказания помощи детям
Вопросы для обсуждения:
1. Условия и ограничения применения игры в психопрофилактике, коррекции и развитии в образовательном учреждении.
2. Интегрированность игровых коррекционно-развивающих технологий в общий контекст психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
3. Анализ коррекционных эффектов различных игровых технологий.
***