Разрез трюмов и твиндеков парохода «Форт Стайкин».




Внизу — после катастрофы.

Взры­вы оставили в массиве железобе­тонного пирса две воронки.

 

Разрез трюмов и твиндеков парохода «Форт Стайкин».

Пожарные взяли дело в свои руки. В люк открытого трюма они напра­вили две мощных струи воды. При этом они даже не спросили, где именно находятся горевшие кипы хлопка. Поэтому вода, видимо, не до­стигала цели, хотя трюм и наполнял­ся ею. Горевшие кипы всплывали со дна трюма под твиндек, на котором были уложены взрывчатые вещества и ТНТ...

Прошло уже более получаса, а по­жар не был потушен. Сандлерс вы­звал еще восемь машин, которые при­были через десять минут.

К 15 часам на левом борту «Фор­та Стайкина» от нагрева появилось большое вишневое пятно: очаг пожа­ра был расположен в задней части трюма. Но добраться туда теперь можно было только с внешней сторо­ны, разрезав обшивку: срочно тре­бовался газорезочный аппарат. В порту имелся всего один такой аппарат, но он был неисправен.

Пожар не унимался. Казалось, во­да, бьющая в люк мощными струя­ми, только разжигает огонь. Полковник Сандлерс стоял на за­литой водой палубе и решал, как оказалось, последнюю в своей жизни задачу.

Драгоценное время истекало... Самым правильным решением было бы вывести горящее судно на внешний рейд, пока не наступило время отлива, ибо «Форт Стайкин» стоял в
приливно-отливном док-бассейне, шлюзовые ворота которого открыва­лись только при большой воде. Прав­да, для этого потребовались бы бук­сиры: паровая машина «Форта Стай­кина» была частично разобрана. Тем не менее вывести судно из дока было можно, ведь оно находилось ошвар­тованным почти напротив шлюзовых ворот дока! Но драгоценное время было уже упущено.

В 15.15 синий дым, валивший из трюма «Форта Стайкина», вдруг сде­лался черным. Из люка вырвалось яркое пламя и вновь исчезло, словно на адскую жаровню черти плеснули масла...

В 15.50 команда покинула свое судно и побежала к воротам порта. Моряки понимали, что «Форт Стай­кин» — это бомба с догорающим фи­тилем. Борта парохода светились, вдоль всей его ватерлинии поднимал­ся пар. Над док-бассейном повисло темное облако дыма.

Тем временем весть о грозившей опасности еще не успела распростра­ниться среди портового люда. Пожар не привлекал к себе особого внима­ния: суда с грузом хлопка в Бом­бейском порту горели нередко.

 

 

...«Форт Стайкин» взорвался в 16 часов 06 минут. На какое-то мгно­вение пароход исчез в туче дыма и пламени. Стальные останки полови­ны его корпуса, куски паровой ма­шины, ящики с грузом, кипы хлопка, золотые слитки, искромсанные тела взлетели на высоту трех сотен мет­ров и упали на город. В бетонном теле пирса, у которого был ошвар­тован пароход, образовалась огром­ная воронка. Восемнадцать пожарных машин сдуло с пирса, как со стола крошки хлеба. Полторы сотни пожар­ных погибли. Некоторые обломки па­рохода, весившие сотню и более тонн, пролетели по воздуху почти кило­метр: один из паровых котлов ока­зался, например, на улице города в 900 м от места взрыва.

Кормовая часть «Форта Стайкина» погрузилась на грунт док-бассейна. В четвертом трюме парохода еще оставалось 800 т взрывчатых ве­ществ...

Второй взрыв последовал в 16 ча­сов 33 минуты. Очевидцы утвер­ждают, что он был сильнее первого. Корма вместе с 12-фунтовой пушкой, укрепленной на юте, перелетела че­рез склады (высотой в 14 м) и упа­ла на дорогу в 200 м за воротами порта. После второго взрыва в бетон­ном пирсе появилась еще одна во­ронка.

Последствия взрыва были ужасны. В радиусе 500 м от места, где стоял пароход, никто не уцелел. Тридцать находившихся неподалеку судов было уничтожено или очень сильно повреждено (их общий регистровый тон­наж составил 55 тыс. т), а ошварто­ванный по корме

 

 

 

 

 

Так выглядел Бомбейский порт после катастрофы.

На верхнем снимке слева крестом в кружке обозна­чено, где стоял «Форт Стайкин»,

бук­вой А — место, где находился пор­товый склад.

Упавшие после взрыва на город горевшие кипы хлопка и раскаленные кусни металла вызвали многочисленные пожары в жилых районах Бомбея.

 

«Форта Стайкина» английский грузовой пароход «Джалапанда» (вместимостью почти 4000 регистровых т) вторым взрывом выбросило из воды на крышу бере­гового склада. Было разрушено пять­десят портовых складов; зерно, мно­жество боеприпасов, оружия и воен­ной техники оказалось рассеяно по территории порта.

Разбросанные взрывами горевшие кипы хлопка и раскаленные осколки привели к многочисленным пожарам. Порт был окутан дымом. Повсюду слышались взрывы — рвались скла­ды со снарядами... Все это происхо­дило в полумиле от города с полутора миллионным населением.

Огонь, раздуваемый муссоном, рас­пространялся в сторону Бомбея. Ве­чером зарево над погибшим портом видно было за 75 миль. Всю ночь со стороны порта доносились взры­вы и грохот рушившихся зданий.

Битва за Бомбей длилась три дня и три ночи. За первую ночь из пы­лающего порта удалось вывезти пол­торы тысячи тонн взрывчатых ве­ществ. Город был спасен благодаря тому, что в «мертвой полосе» (шири­ной в 500 м) взорвали все здания, которые могли бы дать пищу огню.

Бомбейский порт был закрыт до конца октября 1944 года.

 

Бомбей — Москва

 

 

Рассказ Льва Скрягина комменти­рует капитан дальнего плавания

Александр Павлович БОЧЕК

 

 

ОШИБКА ПОЛКОВНИКА САНДЛЕРСА

 

Какова была причина пожара на «Форте Стайкине»? Почему в тече­ние двух часов пожар не могли по­тушить?

Назначенная правительством осо­бая комиссия по расследованию причин катастрофы не смогла точно установить причину возникновения пожара. По ее мнению, появление огня могло быть вызвано или само­возгоранием хлопка, или брошенным в трюме окурком. Конечно, сейчас, спустя более чем три десятка лет, мы можем только удивляться, по­чему для тушения не были приме­нены инертные газы. Этим, мол, эффективным способом пожар мог бы быть легко ликвидирован.

Да, безусловно, но в те годы это средство борьбы с пожарами еще не нашло широкого распространения.

Читатель вправе задать вопрос: «Почему в трюм не послали людей, чтобы они направили брандспойты непосредственно на очаг пожара?» Пожары на морских судах, как пра­вило, сопровождаются очень быст­рым повышением температуры в по­мещении, где возник пожар. Поэто­му спустя несколько минут после начала пожара спуститься в трюм было невозможно. Необходимых за­щитных асбестовых костюмов с ды­хательными приборами не оказа­лось. Не нашлось в порту и аппара­та для резки металла. Если б он был, пожар наверняка смогли бы потушить.

Главной причиной взрыва парохо­да явилось нарушение элементар­ных норм предосторожности при по­грузке. Нельзя было грузить в один трюм ТНТ, боеприпасы и хлопок, за­нимающий второе (после угля) ме­сто по вероятности самовоспламе­нения.

При тушении пожара не было централизованного руководства.

Ни капитан порта, ни командующий военно-морским флотом Индии не были поставлены в известность, что судно необходимо или вывести на рейд, или затопить у причала. Со­гласно действовавшим во время войны правилам каждый из них имел на это право.

Вероятно, второй взрыв на борту злосчастного парохода и не произо­шел бы, если бы не еще одна ошиб­ка. После возникновения пожара в трюме № 2 расположенные за над­стройкой в корме трюмы № 4 и 5 должны были быть немедленно за­драены. На это никто не обратил внимания. Хлопок в кормовых трю­мах загорелся, и боеприпасы (800 т), уложенные на твиндеках, взорва­лись...

И наконец, роковую роль сыграла нерешительность начальника проти­вопожарной службы порта. Если бы он взял на себя ответственность, приказав затопить «Форт Стайкин», катастрофу наверняка удалось бы предотвратить.

Взрыв этот не следует рассматри­вать как случай редкий. Таких бед­ствий во время мировых войн было немало. Эти ужасающие события в основном происходили по двум при­чинам: диверсия или ошибочная по­грузка несовместимых грузов.

К числу наиболее тяжелых случаев взрыва боеприпасов за последние годы следует отнести катастрофу близ острова Окинава 17 апреля 1958 года. Американские водолазы проводили судоподъемные работы на затонувшем пароходе «Кэнада Виктори», потопленном 27 апреля 1945 года японским летчиком-ка­микадзе. Это было последнее аме­риканское судно, погибшее во вре­мя второй мировой войны. Спустя тринадцать лет, когда водолазы (чтобы получить доступ к грузу) произвели на затонувшем судне подводный взрыв, произошла ката­строфа — детонация боеприпасов, которыми, как оказалось, была за­гружена «Кэнада Виктори».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: