ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ/СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ




Основными методами работы сотрудников СБ с данными категориями лиц являются: беседа, наблюдение, анализ имеющихся документов и информации, т. е. те методы, которые позволяют охарактеризовать объект профессионального интереса с целью принятия по нему оптимального управленческого решения. Перечисленные выше методы имеют свое психологическое содержание, знание которых и будет способствовать повышению эффективности деятельности СБ СХД. Одно дело просто беседовать с кандидатом на работу, другое использовать методы психологической диагностики: визуальной, психологического воздействия, лай-диагностики (психодиагностики лжи) и др., которые позволяют интерпретировать информацию, выдаваемую объектом на подсознательном уровне. Но для того чтобы получать такую информацию, быть способным выявлять людей с признаками девиантного (отклоняющегося) поведения нужны специальные знания в области прикладной психологии. Они включают в себя знания закономерностей вербального и невербального поведения, общения, ролевого перевоплощения, основ визуальной и специальной психодиагностики личности и многое другое. Сегодня специфика деятельности и те условия (социально-политические, экономические), в которых функционирует предприятие, требует от сотрудников СБ активного и целенаправленного применения психологических, и прежде всего в сфере психодиагностики в своем профессиональном труде. Нельзя недооценивать профессиональный и интеллектуальный уровень преступности, тем более, что в их распоряжении имеются, специальные пособия и наставления, видео и аудио материалы, профессиональные консультанты и др. Необходимость активного использования психологических знаний уже поняли в правоохранительных органах и спецслужбах, остро проявляется такая необходимость и в СБ предприятий.

Многие коммерческие СБ привлекают психологов в свои подразделения, обеспечивая тем самым стратегический уровень применения психологических знаний, техник и технологий, когда по каждому объекту профессионального интереса составляется психологическая справка- заключение, т.е устанавливается психологический диагноз. При таком подходе используется профессиональный психодиагностический инструментарий, технологии и техники, в том ч. и полиграф (рис.1).

Единственный недостаток при таком подходе - это проблема подбора специалиста - психолога, владеющего специальными знаниями в сфере психологического обеспечения безопасности предприятий.

Есть и второй путь, который заключается в до-подготовке действующих сотрудников СБ СХД, вооружении их необходимыми психологическими знаниями и навыками, включая и обучение методам, техникам и технологиям психодиагностики (за исключением полиграфе психологических тестов), в т.ч.

Рисунок 1 - Основные направления применения полиграфа в системе экономической безопасности.

Это, на наш взгляд, наиболее рациональный подход к повышению эффективности деятельности СБ. Для реализации этого необходимо:

- иметь научно обоснованные рекомендации по применению психодиагностических методов, техник и технологий в системе обеспечения безопасности СХД;

- разработать систему повышения

квалификации для сотрудников служб безопасности и наполнить ее психологическими рекомендациями (психологизировать их подготовку);

- при подготовке практических психологов ввести специализацию «психологическое обеспечение безопасности СХД»;

- на базе одного из ВУЗов, осуществляющих как подготовку психологов, так и подготовку специалистов по финансово-экономической безопасности, создать научно-исследовательскую лабораторию по проблемам психологического обеспечения безопасности субъектов хозяйственной деятельности. Такая лаборатория может быть создана на базе кафедры психологии Университета экономики и права «КРОК».

Таким образом, мы можем констатировать, что психодиагностический инструментарий (технологии) активно уже применяются в СБ СХД в соответствии с решаемыми ими задачами в сфере безопасности. Его использование возможно, как непосредственно психологами, работающими в этой сфере, так и сотрудниками СБ, владеющими психодиагностическими технологиями (за исключением психологических тестов). Отличием будет являться то, что в первом случае психологом устанавливается психологический диагноз по объекту профессионального интереса - осуществляется психологическое обеспечение безопасности предприятия. Во втором сотрудник подразделения безопасности самостоятельно реализует психологические знания для профессиональной диагностики объекта, используя возможности привлечения консультанта или эксперта психолога, тем самым осуществляется психологическое сопровождение обеспечения безопасности СХД. Основные направления использования психодиагностического инструментария, техник и технологий в деятельности СБ СХД представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Основные направления использования психодиагностического инструментария, техник и технологий в деятельности СБ СХД.

При разрешении проблемы о возможностях использования сотрудниками СБ предприятий психодиагностического инструментария нельзя не сказать и об опыте подготовки в Украине таких специалистов в системе высшего образования. С 2007 года в Украине открыта магистерская программа по специальности специфических категорий 8.000015 «Управление финансово­экономической безопасностью» с присвоением квалификации «профессионал по финансово­экономической безопасности» [11]. В 2008 году был утвержден отраслевой стандарт высшего образования по этой специальности [12]. При разработке этого стандарта и программы обучения, активное участие приняли и психологи: С. Марков, Ю. Шиделко, Т. Дектярева, П. Прыгунов. Так, психологические дисциплины, изучаемые слушателями этой программы, составляют 20% от остальных дисциплин. Обязательными являются учебные дисциплины: «Психология управления», «Конфликтология», «Современные методы обеспечения надежности персонала» и др. Такое количество учебных дисциплин позволяет, по нашему мнению, «психологизировать» мышление будущих специалистов по безопасности, сформировать необходимую установку на привлечение в систему безопасности психологов, а также активно использовать полученные знания в сфере прикладной психологии [13].

Что касается разработки научно обоснованного психологического инструментария для обеспечения безопасности субъектов хозяйственной деятельности, то, на наш взгляд, эта проблема может быть решена, через организацию прикладных научных исследований с последующей защитой в специализированных ученых советах по юридической или организационной, экономической психологии [14].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование знаний психологической науки, и прежде всего, в области психодиагностики для нужд безопасности субъектов хозяйственной деятельности, как психологами, так и сотрудниками подразделений безопасности позволят обеспечить развитие не только прикладной психологической науки, но и сформировать новые, собственные методы в науке о безопасности субъектов хозяйственной деятельности, развить теорию и практику обеспечения финансово - экономическую безопасность на отечественных предприятиях.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крутов В. Становление и развитие негосударственной системы безопасности: Монография (укр. яз.). - К.: Феникс, 2008. - 496 с.

2. Минаев Г. Безопасность организации. Учебник. - К.: КНТ, 2007. - 345 с.

3. Бородин И. Основы психологии корпоративной безопасности. - М.: Высшая школа психологии, 2004. - 158 с.

4. Ковров А. Предатели: «Пятая колона в организации». - М.: АРСИН, 1999. - 109 с.

5. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб: Питер, 2003. - 496 с.

6. Варламов В. Детектор лжи. - Краснодар: Советская Кубань, 1998. - 356 с.

7. Сошников А., Пеленицын А. Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы. - М.: ЭКСМО, 2009. - 240 с.

8. Ложкин Г., Комаровская В. Экономическая психология: Учебное пособие (укр. яз.). - К.: Профессионал, 2008. - 464 с.

9. Крысин А. Безопасность предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и кредит, 1996. - 248 с.

10. Прыгунов П.Я. Психология ролевого поведения менеджера по безопасности предпринимательства: Автореферат дис. На соискание научной степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.06 «юридическая психология». - НАВС Украины, 2004. - 20 с.

11. Классификатор профессий Украины - ДК 003:2005. - КНТ, 2007. - 345 с.

12. Отраслевой стандарт высшего образования Украины по специальности специфических категорий 8.000015 «Управление финансово-экономической безопасностью» (укр. яз.). - К.: Университет «КРОК», 2008. - 111 с.

13. Энциклопедия юридической психологии / Под общей редакцией проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.

14. Прыгунов П. Деятельность субъектов негосударственной системы безопасности как объект исследований в юридической психологии. (укр. яз.) // Правовой вестник Университета «КРОК». - К.: Высшее учебное заведение «Университет экономики и права «КРОК»», 2009. - Вып. 4. - 222 с. - С.198 - 203.

15. Буянов В. П. Учет рисков в экономических решениях коммерческой фирмы. Ж-л «Управление риском», № 1, 2003, с. 60.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: