Методы менеджмента в физической культуре и спорте.




Введение

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации.

В настоящее время миллионы люден во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.

Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья люден, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям. Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, па внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Сегодня в средствах массовой информации все чаще мелькают имена не только известных спортсменов и тренеров, но и других, порой не менее важных, представителей спортивного мира, от деятельности которых в современном спорте зависит очень много. Прежде всего, речь идет о генеральных топ-менеджерах, спортивных скаутах, агентах и спикерах по различным направлениям деятельности того или иного клуба или сборной.

В связи с этим, все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять спортивными инвестициями. По этой причине со стороны различных спортивных организаций все больше растает интерес именно к таким специалистам. В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ - от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов. Таким образом, менеджмент в спорте является сегодня важнейшим фактором развития и функционирования физической культуры.

Всё возрастающее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта - это наиболее яркие и очевидные признаки того, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах и экономистах. Именно «управленцы» высокого класса могут рационально вести финансово-хозяйственную деятельность в спортивной организации, ведя её к вершинам успеха.

Менеджмент в спорте - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих. Поэтому образование в сфере спорта становиться как никогда актуальным.

 

Методы менеджмента в физической культуре и спорте.

Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма. Механизма менеджмента в физической культуре и спорте (ФКиС) представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей, производимых ими социально-культурных услуг.

Методы менеджмента в ФКиС представляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и т.п.).

Методы менеджмента в физической культуре и спорте классифицируют по различным основаниям. В их совокупности выделяют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия; формального (авторитарный стиль руководства) и неформального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, экономические и социально-психологические.

Организационные методы менеджмента в ФКиС базируются на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов менеджмента обычно выделяют следующие группы.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются для создания организационной основы совместной работы и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления порядка деловых взаимоотношений и т.д.

Эта группа методов включает:

Ø регламентирование (четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и т.п.);

Ø нормирование (определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда);

Ø инструктирование (ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и т.п.).

Методы распределительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.п.

Методы дисциплинарного воздействия предназначены для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работнику ФСО могут быть применены: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, штрафные санкции.

В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления ФкиС.

Административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях:

1. одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило прямо подчиненные ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет;

2. одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их законные интересы;

3. одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.

Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.

Различают два основных способа правового регулирования - авторитарный и автономный.

Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности.

Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в элементы авторитарного и автономного способов.

Социально-психологические методы менеджмента в ФкиС используются для воздействия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента ФСО. Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива.

К их числу относят:

ü формирование трудовых коллективов с учетом социально психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития ФСО;

ü социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций ФСО и т.п.;

ü социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;

ü социальное стимулирование за счет создания обстановки социально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности ФСО (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.);

ü создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи и др.

Экономические методы менеджмента в ФкиС предназначаются для воздействия на экономические отношения. Их спектр весьма широк и многообразен, поэтому часть экономических методов используется по преимуществу в целях управления ФкиС как отраслью (бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации и др.), а другая часть - в целях менеджмента ФСО (кооперирование средств, амортизационные отчисления, налогообложение, материальное стимулирование и др.).

Среди экономических методов управления, которые могут находить применение в сфере ФКиС, можно выделить следующие:

1. Методы экономического воздействия.

2. Централизованный плановый метод.

3. Метод кредитования.

4. Метод хозяйственного расчета.

Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах: общественной; коллективной; индивидуальной.

К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы.

Методы экономического воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (материальное стимулирование), так и отрицательную (материальные санкции). К материальному стимулированию относятся: премия, заработная плата и др. К материальным санкциям относятся: штрафы, лишение премий, прекращение финансирования и др. Методы экономического воздействия находят широкое применение при переходе на контрактную систему работы в нашей сфере.

Централизованный плановый метод позволяет:

- определить направления и цели развития видов спорта по регионам;

- правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы;

- внедрить достижения научно-технического прогресса;

- контролировать проведение и выполнение плановых заданий.

Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ), поэтому этот метод иногда путают с административным.

Метод кредитования. Кредит - крупнейший источник формирования средств. Применение кредитования в качестве экономического метода управления предполагает централизованное установление условий в заёмных средствах. Этот экономический метод управления в сфере ФКиС используется очень редко (до 20%).

Хозяйственный расчет (наиболее эффективный) - это экономический метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением.

Существование хозрасчета невозможно без основных пяти принципов: плановость, имущественная ответственность (материальная), хозяйственная самостоятельность, материальное стимулирование работников, самоокупаемость и самофинансирование. Существуют 3 модели хозрасчёта.

Первые две модели получили свое название от двух форм оплаты труда: фонд заработной платы включается в хозрасчётный доход и таким образом он гарантируется, а фонд материального поощрения образуется из остаточной прибыли; на заработную плату идет остаток выручки - после вычета материальных затрат, расчета с бюджетом и вышестоящими организациями, после выплаты процентов по кредитам, образования фондов социального развития.

Третья модель - это аренда. Она является наиболее перспективной моделью хозрасчета. Аренда позволяет достигнуть более высокого уровня самостоятельности. Оплата труда здесь производится после конечного результата, а также выплаты всех платежей.

Эта модель хозрасчета включает в себя три вида аренды:

- аренду имущества (организации, спортсооружения);

- внутрихозяйственную аренду (арендный подряд);

- семейную или индивидуальную аренду.

Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. При первой и второй формах хозрасчета все фонды экономического стимулирования строго нормируются. При использовании третьей модели хозрасчета предоставляется право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития.

 

 

Литература:

1. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / М.И.Золотов, В.В.Кузин, М.Е. Кутепов и др. - М.: Академия, 2004. - 432 с.

2. Зубарев Ю.А. Лекции по дисциплине «Менеджмент ФКиС» Ю.А. Зубарев. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 322 с.

Интернет ресурс: https://otherreferats.allbest.ru/management/00197224_0.html#text



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: