Благовестный А. С., Мусиенко С. С.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)

 

 

А. С. Благовестный, С. С. Мусиенко

 

ПЕРЕДАЧИ ПЛОСКИМИ РЕМНЯМИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К лабораторно-практическим занятиям для студентов,

Изучающих дисциплины: «Механика», «Техническая

Механика», «Детали машин и основы конструирования».

 

 

Новочеркасск


УДК 621.81.(076.5)

ББК 34.42

Б 68

 

 

Рецензенты: д-р техн. наук С. О. Киреев,

д-р техн. наук Б. Г. Гасанов

 

 

Благовестный А. С., Мусиенко С. С.

 

Б 68 Передачи плоскими ремнями: Методические указания к лабораторно-практич. занятиям для студентов, изучающих дисциплины: «Механика», «Техническая механика», «Детали машин и основы конструирования» / Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. – 16 с.

 

Изложены основы расчета передач плоскими ремнями с использованием необходимого справочного материала. Методические указания предназначены для студентов специальностей 0718, 0720, 0804, 1012, 1013, 1108, 1201, 1206, 1211, 1502, 1509, 1705, 1706, 1709, 2103, 2301, 2404, 2814. Предлагаемая методика расчета может быть использована также при курсовом и дипломном проектировании.

 

УДК 621.81.(076.5)

 

 

© Южно-Российский государственный

технический университет, 2005

 

© Благовестный А. С., Мусиенко С. С. 2005

 

 

Цель занятия: изучение методики расчета передач плоскими ремнями, ознакомление с действующей нормативно-технической документацией.

Оборудование и принадлежности: калькулятор для инженерных расчетов, линейка, карандаш.

 

Исходные данные для расчета:

передаваемая мощность на малом шкиве Р 1, кВт;

частота вращения малого шкива n 1, мин –1;

передаточное отношение u;

режим работы передачи.

 

 

1. Простейшая передача (рис. 1) плоским ремнем состоит из двух шкивов диаметром D1 и D2, установленных на ведущем и ведомом валах, плоского ремня (рис. 2), а также натяжного устройства. Окружное усилие передается силами трения между шкивами и ремнем. Нагрузочная способность передачи, при прочих равных условиях, может быть изменена путем изменения ширины ремня.

Обычно такие передачи применяют при значительных расстояниях между двигателем и приводным устройством. Как правило, ведущий шкив устанавливают непосредственно на вал двигателя, а ведомый – на вал рабочей машины. Рекомендуемые передаточные отношения: открытой передачи u ≤ 5; передачи с натяжным роликом u ≤ 10. Передаваемая мощность зависит от типа ремня и обычно не превышает 50 кВт [1, 2].

 
 

 

 


Достоинства передач плоским ремнем: простота конструкции, плавность и бесшумность работы, невысокие требования к точности монтажа, предохранение от перегрузки за счет возможности проскальзывания ремня по шкиву.

Недостатки: большие габариты, непостоянство передаточного отношения, повышенные нагрузки на валы и опоры, малая долговечность ремней в быстроходных передачах.

Широкое распространение получили плоские резинотканевые ремни (ГОСТ 23831–79*) типов А, Б и В, состоящие из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани – бельтинга или тканей из синтетических нитей, связанных вулканизированной резиной. Они прочны, эластичны, малочувствительны к влаге и колебаниям температуры, однако на них оказывает разрушающее действие минеральные масла, бензин и щелочи.

Ремни типа А состоят из нарезанных соответственно ширине ремня слоев ткани, называемых прокладками, между ними для повышения гибкости находятся резиновые прослойки. Края ремня пропитаны водоупорным составом. Допускаемая скорость ремней [ v ] ≤ 30 м / с, модуль упругости 200…350 МПа. Ширина ремней типа А: 20; 25; 30; 40; 45; 50; 60; (65); 70; 75; 80; 100; (115); (120); 125; 150; (175); 200; 225; 250; (275); 300; 400; 450; (550); 600; 700; 800; 900; 1000; 1100; 1200 мм. Ремни шириной, обозначенной в скобках, применять не рекомендуется. Толщина резинотканевых ремней и минимальные диаметры шкивов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Число прокладок Толщина ремня δ, мм, из бельтинга 820 Диаметр шкива D min, мм, при скорости v, м/с
с прослойками без прослоек 30 м/с 5 м/с
  4,5 3,75    
         
  7,5 6,25    

 

Ремни типа Б послойно завернутые, они состоят из центральной прокладки, обернутой кольцевыми слоями ткани с взаимно смещенными стыками; работают со скоростями до 20 м/с.

Ремни типа В спирально завернутые, выполненные из одного куска ткани. Эти ремни более жесткие, работают со скоростями до 15 м/с и требуют шкивов больших диаметров. Характеристики ремней типа Б и В содержатся в справочной и технической литературе.

Ремни прорезиненные кордшнуровые с лавсановым шнуром (ТУ 38-105514–77). У них несущим слоем является лавсановый кордшнур диаметром 1,1 мм, расположенный по винтовой линии в слое вулканизированной резины. Резиновый слой обеспечивает работу ремня как единого целого, создает повышенный коэффициент трения, защищает кордшнур от повреждений. Ширина ремней: 30; 40; 50 и 60 мм, толщина 2,8 ± 0,5 мм. Ремни выпускаются с внутренними длинами: 500; 550; 600; 650; 700; 750; 800; 850; 900; 1000; 1050; 1100; 1150; 1200; 1250; 1300; 1400; 1450; 1500; 1600; 1700; 1800; 2000; 2500; 3000 и далее до 5600 мм. Допускаемая скорость [ v ] ≤ 35 м / с.

Наиболее перспективными являются синтетические тканые ремни (ОСТ 17-969–84 и ТУ 17-21-598–87), имеющие достаточно высокий коэффициент трения и обладающие повышенной прочностью и долговечностью. Удельная разрушающая нагрузка для ремней толщиной 0,8 мм составляет 60 Н / мм, для ремней толщиной 1,0 мм – 90 Н / мм, модуль упругости при растяжении: статический 1200 и 1400 МПа соответственно, динамический 1400 и 1650 МПа. Для ремней толщиной 0,8 мм допускаемая скорость [ v ] ≤ 75 м / с, для ремней толщиной 1,0 мм – [ v ] ≤ 40 м / с. Основные размеры синтетических ремней приведены в табл. 2.

Таблица 2

Ширина ремня b, мм Внутренняя длина, мм Предельные отклонения, мм
ширины длины
  250; 260; 280; 300; 320; 340; 350; 380   ± 0,25   ± 2
  400; 420; 450; 480; 500; 530; 560; 600
  630; 670; 710; 750; 800; 850; 900; 950
25; 30; 40; 50 1000; 1060; 1120; 1180; 1250; 1320; 1400 ± 0,5 ± 2,5
  1500; 1600; 1700; 1800; 1900; 2000 ± 0,75 ± 4
  2120; 2240; 2360; 2500; 2650; 2800; 3000 ± 0,75 ± 4,5
  3150; 3350

Примечание: Толщина ремней 0,8 и 1,0 мм.

 

Кожаные ремни обладают высокой нагрузочной способностью и долговечностью, но их применение ограничено из-за высокой стоимости. Допускаемая скорость [ v ] ≤ 45 м / с. Размеры кожаных ремней приведены в табл. 3.

Таблица 3

Ширина кожаного ремня b, мм Толщина δ, мм
10; 16; 20; 25  
32; 40; 50 3,5
63; 71  
80; 90; 100; 112 4,5
125; 140  
160; 180; 200; 224; 250; 280; 355; 400; 450; 500; 560 5,5

 

Хлопчатобумажные ремни дешевле других, но менее долговечны, в настоящее время их употребление сокращается. Допускаемая скорость [ v ] ≤ 20 м / с. Размеры этих ремней приведены в табл. 4.

Таблица 4

Ширина хлопчатобумажных ремней b, мм Толщина δ, мм
30; 40; 50; 60; 75; 90; 100 4,5; 6,5
115; 125; 150; 175 6,5
50; 75; 90; 100; 115; 125; 150; 175; 200; 225; 250 8,5

 

2. Выбрав материал ремня, по формуле М. А. Саверина определяют ориентировочный диаметр малого шкива D 1, мм:

D 1 » (52…64) · ,

где Т 1 – крутящий момент на валу малого шкива, Н·м,

Т 1 = 9550 · Р 1 / n 1.

Полученную величину D 1 округляют до ближайшего стандарт­ного значения из ряда: 40; 45; 50; 56; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600; 1800; 2000 мм.

Диаметр большого шкива D 2, мм, предварительно определяют без учета скольжения по формуле:

D 2 = D 1· u

и округляют полученную величину до ближайшего значения из приведенного выше ряда.

Затем уточняют передаточное отношение:

u = D 2 / [ D 1 · (1 – ε)],

где ε - коэффициент скольжения, ε = 0,01.

Допускаемое отклонение действительного значения переда­точного отношения от первоначально заданной величины обычно составляет ± 3% [3].

3. Определяют окружную скорость v, м/с, ремня:

v = π · n 1· D 1 / (10 3 · 60) £ [ v ],

где [ v ] – допускаемое значение окружной скорости, м/с,для выбранного ремня (см. п. 1).

4. Межосевое расстояние а, мм, ременной передачи обычно связано с конструкцией устройства, в которое она встраивается. В случае отсутствия таких сведений рекомендуется принимать

a = 2 · (D 1 + D 2).

По принятой величине а рассчитывают предварительную длину ремня L р, мм, без учета припуска на соединение:

L р = 2 a + π · (D 1 + D 2) / 2 + (D 2D 1)2 / (4 a).

Если внутренняя длина ремня стандартизована, полученную величину L p округляют до ближайшего стандартного значения (см. п. 1). По выбранной окончательно длине ремня L находят действи­тельное межосевое расстояние:

a = 0,25 · [ L – Δ1 + ],

где Δ1 = 0,5 · π · (D 1 + D 2);

Δ2 = 0,25 · (D 2D 1)2.

При натяжении ремня перемещением быстроходного вала передачи следует предусмотреть возможность уменьшения межосевого расстояния для установки или замены ремня на 2% при его длине до 2 м и на 1% при длине более 2 м. Для компенсации удлинения ремня при эксплуатации передачи предусматривают возможность увеличения межосевого расстояния на 5,5%. Указанные изменения межосевого расстояния осуществляют натяжным устройством [3].

В передачах с натяжным роликом изменять межосевое расстояние для замены ремня и регулировки натяжения не требуется.

5. Находят угол обхвата α 1, град, (см. рис.1) на малом шкиве:

α 1 = 180° – 57,3° · (D 2D 1) / a.

Для получения требуемой тяговой способности должно соблюдаться условие: α 1 ³ 150°. В случае невыполнения этого условия следует либо увеличить межосевое расстояние (если нет ограничений по габаритным размерам), либо изменить диаметры D 1 и D 2 и внести соответствующие изменения в предыдущие расчеты. Если указанные меры не приводят к желаемому результату, открытую передачу заменяют передачей с натяжным роликом.

6. Проводят проверку частоты U пробегов ремня:

U = 103 · v / L ≤ [ U ],

где [ U ] – допускаемая частота пробегов:

для открытых передач плоскими ремнями [ U ] = 3…5 с –1,

для передач с натяжным роликом [ U ] = 8…10 с –1.

Соотношение U £ [ U ] условно выражает долговечность ремня; его соблюдение гарантирует средний срок службы 2000…3000 ч [2].

7. Определяют тяговую силу F t, Н, на всю ширину рем­ня:

F t = 103 · P 1 / v,

где P 1 – мощность на малом шкиве, кВт;

v – окружная скорость ремня, м/с, (см. п. 3).

8. По величине D 1 и данным табл. 5 определяют ориентировочно толщину ремня d, мм.

Таблица 5

Ремни Отношение D1 / δ:
рекомендуемое допускаемое
Синтетические    
Прорезиненные кордшнуровые и резинотканевые    
Кожаные    
Хлопчатобумажные цельнотканые    

 

Полученную величину округляют до ближайшего стандартного значения для выбранного типа ремня (см. п. 1).

Для резинотканевых ремней дополнительно выбирают толщину прокладки d 1, мм, (табл. 6) и определяют число прокладок z:

.

Полученную величину z округляют до ближайшего целого числа и сверяют с данными соответствующего стандарта на резинотканевые ремни, в случае расхождения вносят необходимые коррективы в расчет (см. п. 1).

Таблица 6

Толщина прокладки Марка ткани для изготовления прокладок
Бельтинг 820 БКНЛ-65; БКНЛ-62 ТА-150; ТК-150 ТК-200-2 ТА-300; ТК-300
с прослойкой 1,5 1,3 1,3 1,4 1,5
без прослойки 1,25

Примечание: ткань Бельтинг-820 хлопчатобумажная; ткани БКНЛ-65 и БКНЛ-62 из комбинированных нитей (полиэфир-хлопок); ткани ТА-150, ТК-150, ТК-200-2, ТА-300 и ТК-300 из синтетических нитей.

9. Определяют корректирующий коэффициент С, учитывающий условия работы передачи:

С = C α· C v· C p· Cθ · C δ,

где C α – коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата малого шкива на тяговую способность передачи:

C α = 1 – 0,003 · (180° – a 1);

C v – коэффициент, учитывающий влияние скорости ремня:

C v = 1,04 – 0,0004 · v 2.

C p – коэффициент режима работы (табл. 7).

Таблица 7

Параметр Характер нагрузки
спокойная умеренные колебания значительные колебания резкие колебания
C p   0,9 0,8 0,7

Примечание: при двухсменной работе приведенные значения C p следует уменьшить на 0,1; при трехсменной – на 0,2.

 

Cθ – коэффициент, учитывающий способ натяжения ремня и расположение передачи:

для передач с автоматическим натяжением С θ = 1,

для передач с периодическим регулированием натяжения при наклоне линии центров к горизонту от 0 до 60° С θ = 1,

то же, при наклоне свыше 60° до 80° С θ = 0,9,

то же, при наклоне свыше 80° до 90° С θ = 0,8;

C δ – коэффициент, учитывающий условия сцепления ремня со шкивом:

кордшнуровые, резинотканевые и синтетические ремни C δ = 1,0,

кожаные ремни C δ = 1,6 – 15 · d / D 1,

хлопчатобумажные ремни C δ = 1,4 – 10 · d / D 1.

10. Находят расчетную допускаемую нагрузку [ р ], Н/мм, на единицу ширины ремня:

[ р ] = [ р ]0 · C,

где [ р ]0 – удельная допускаемая нагрузка, Н/мм, выбираемая в зависимости от условий работы и типа ремня по следующим рекомендациям:

для резинотканевых ремней из бельтинга 820, БКНЛ-62 и БКНЛ-62 при регулировке натяжения перемещением быстроходного вала и наклоне линии центров к горизонту более 60° значение [ р ]0 принимают по табл. 8, если угол наклона не превышает 60° табличные значения [ р ]0 следует увеличить в 1,08 раза; для передач с натяжным роликом табличные значения увеличивают в 1,18 раза; при автоматической регулировке натяжения в зависимости от передаваемой нагрузки табличные значения увеличивают в 1,32 раза;

 

Таблица 8

Число прокладок Диаметр малого шкива, D1, мм Удельная допускаемая нагрузка [ р ]0, Н/мм
три   7,1
  7,3
≥ 200 7,5
четыре   10,2
  10,5
≥ 280 10,7
пять   12,7
  13,0
≥ 400 13,2
       

 

для резинотканевых ремней из синтетических тканей удельную допускаемую нагрузку [ р ]0, Н/мм, принимают по табл. 9;

Таблица 9

Число прокладок [ р ]0, Н/мм, для резинотканевых ремней из синтетических тканей
ТА-150; ТК-150 ТК-200-2 ТА-300; ТК-300
три      
четыре      
пять      

 

для синтетических ремней величина [ р ]0 указана в табл. 10;

Таблица 10

Условия работы передачи Толщина ремня, мм Удельная допускаемая нагрузка [ р ]0, Н/мм
Периодическое регулирование при D1 / δ ≤ 80 0,8 4,8
1,0 6,0
Автоматически поддерживаемое постоянное натяжение при D1 / δ > 80 0,8 6,8
1,0 8,5
Автоматически поддерживаемое переменное натяжение при D1 / δ > 80 0,8 8,4
1,0 10,5

 

для кордшнуровых ремней толщиной 2,8 мм [ р ]0 = 1,5;

для кожаных ремней [ р ]0 = 1,7 · d;

для хлопчатобумажных ремней [ р ]0 = 1,5 · d.

В двух последних формулах d – толщина ремня по соответствующему стандарту, мм.

11. Определяют требуемую ширину ремня b, мм:

.

Полученное значение округляют до ближайшего большего стандартного значения для принятого типа ремня (см. п. 1).

12. По стандартным значениям d и b определяют площадь поперечного сечения ремня А, мм 2:

А = d × b.

13. Находят силу предварительного натяжения ремня F0, Н:

F 0 = А · s0,

где s0 – предварительное напряжение, МПа (табл. 11).

 

Таблица 11

Ремни Условия работы передачи Предварительное напряжение s0, МПа
  Резинотканевые ремни из бельтинга 820, БКНЛ-62 и БКНЛ-62 Периодическая регулировка натяжения, наклон линии центров к горизонту более 60° 2,0
Периодическая регулировка натяжения, наклон линии центров к горизонту не более 60° 2,25
Автоматически поддерживаемое постоянное натяжение 2,5
Автоматическая регулировка натяжения в зависимости от передаваемой нагрузки 3,0
Резинотканевые ремни из синтетических тканей ТА-150; ТК-150 6,0
ТК-200-2 7,5
ТА-300; ТК-300 11,0
Синтетические Периодическое регулирование при D1 / δ ≤ 80 5,0
Автоматически поддерживаемое постоянное натяжение при D1 / δ > 80 7,5
Автоматически поддерживаемое переменное натяжение при D1 / δ > 80 10,0
Кожаные 1,8
Хлопчатобумажные цельнотканые 1,8

 

14. Вычисляют нагрузку на вал малого шкива Fr, Н (без учета силы тяжести):

Fr = 2 · F o· sin (α 1/2),

где α 1– угол обхвата на малом шкиве (см. п. 5).

15. Шкивы для плоских ремней.

Шкив состоит из обода, на который надевают ремень, ступицы для установки шкива на вал и диска или спиц, соединяющих обод со ступицей. Внешняя поверхность обода шкива по ГОСТ 17383–73 может быть цилиндрической (рис. 3, а), сферической (рис. 3, б) или цилиндрической с конусами по краям (рис. 3, в). Сферические и конические поверхности предотвращают сход ремня со шкивов, возможный при некоторых погрешностях монтажа или при повышенной скорости ремня. Обычно сферическую или коническую форму придают большому шкиву, т.к. на его поверхности суммарное напряжение от изгиба в ремне меньше, чем на малом шкиве. Наружные диаметры шкивов стандартизованы (см. п. 2).

 
 

 

 


Шкивы передач плоскими ремнями могут быть изготовлены из чугуна, стали, легких сплавов или пластмасс (табл. 12).

Наибольшее распространение получили литые шкивы из серого чугуна, их применяют при окружных скоростях до 30 м/с, шкивы из модифицированного чугуна – до 45 м/с.

Стальные шкивы могут быть литыми, сварными или точеными. Стальное литье применяют при окружных скоростях до 45 м/с; сварные шкивы допускают скорость до 60 м/с.

Шкивы из алюминиевых сплавов имеют небольшую массу, их используют при скоростях до 100 м/с; малая плотность этих сплавов значительно снижает нагрузки от центробежных сил.

Неметаллические шкивы имеют малую массу, высокий коэффициент трения ремня о шкив, но теплопроводность и износостойкость у них ниже, чем у металлических шкивов.

Таблица 12

Максимальная скорость ремня, м / с Материал
до 25 чугун СЧ 12, текстолит
до 30 чугун СЧ 15, СЧ 18
до 45 сталь 25 Л
до 60 сталь 30, сварные или сборные
до 80 легкие сплавы АЛ3, МЛ-5, литьё
до 100 легированные хромистые стали (поковка) или дюралюминий (литьё)

 

Ширину обода В, мм, шкива определяют по формуле:

В = (1,1…1,15)· b,

где b – ширина ремня по соответствующему стандарту (см. п. 1), мм,

и полученное значение округляют по данным табл. 13.

Таблица 13

Ширина ремня b, мм Ширина обода шкива В, мм Ширина ремня b, мм Ширина обода шкива В, мм Ширина ремня b, мм Ширина обода шкива В, мм Ширина ремня b, мм Ширина обода шкива В, мм
               
               
               
               

 

Для шкивов с наружным диаметром до 355 мм выпуклость h, мм,(см.рис. 3 б и в)принимают по табл. 14, для шкивов диаметром более 355 мм – по табл. 15, учитывая также ширину обода В, мм (ГОСТ 17383–73).

Таблица 14

D, мм 40…112 125, 140 160…180 200…224 250,280 315,355
h, мм 0,3 0,4 0,5 0,6 0,8 1,0

 

В высокоскоростных передачах (v > 40 м/с) на рабочей поверхности обода выполняют кольцевые канавки, уменьшающие вероятность появления воздушной подушки между ремнем и шкивом.

Толщина обода:

чугунных шкивов d чуг = 0,02 · (D + 2 В),

стальных шкивов d ст ≈ 0,8 · d чуг.

Толщина диска С = (1,2 …1,3) · d.

Для снижения массы шкивов и удобства транспортировки в дисках выполняют 4…6 отверстий возможно большего диаметра [4].

Диски литых шкивов с диаметром D > 200 мм конструируют в виде конуса, что способствует лучшему отводу газов при заливке формы металлом, а также позволяет приблизить обод к опоре вала и уменьшить действующий на вал изгибающий момент.

Таблица 15

D, мм Выпуклость h, мм, при ширине обода шкива В, мм
≤125 140, 160 180, 200 224, 250 280, 315 355, 400 ³400
400, 450 1,0 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
500, 560 1,0 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
630, 710 1,0 1,5 2,0 2,0 2,5 2,5 2,5
800, 900, 1000 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,0 3,0
1120, 1250 1,2 1,5 2,0 3,0 3,5 3,5 3,5
1400, 1600 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,0
  2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 5,0 5,0
  2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 5,0 6,0

 

Литые шкивы с диаметром D ≥ 300 мм выполняют со спицами. Число спиц z обычно от 4 до 8. При ширине обода свыше 300 мм спицы желательно располагать в два ряда. Сечение спиц – эллиптическое, с большой осью в плоскости вращения, переменное по длине. Отношение осей а: с = 0,4 …0,5. Спицы рассчитывают на изгиб, принимая в расчет 1/3 их числа. В этом случае момент сопротивления W, мм3,спиц, воспринимающих нагрузку:

.

Изгибающий момент , Н·м. Размер с, мм, в условном сечении на продолжение спицы до пересечения с диаметральной плоскостью:

,

здесь [ σ ] и = 30…40 МПа – допускаемое напряжение изгиба; остальные величины определены ранее.

В месте соединения спицы с ободом размеры а и с следует уменьшить на 20%.

Диаметр ступицы:

чугунных шкивов d ст = 1,65 d,

стальных шкивов d ст = 1,55 d,

где d – диаметр вала, мм.

Длина ступицы ориентировочно l ст = (1,2 …1,5) d. Окончательно величину l ст принимают после расчёта шпоночного или шлицевого соединения.

Размеры С, d ст, и l ст после вычисления округляют до ближайших значений из ряда стандартных чисел (ГОСТ 6636–69).

У медленно вращающихся шкивов обрабатывают только рабочую поверхность и торцы обода, а также отверстие и торцы ступицы. У быстровращающихся шкивов для лучшей балансировки обрабатывают все поверхности. Балансируют шкивы обычно путем сверления отверстий на торцах обода.

Натяжные ролики конструируют по правилам конструирования шкивов. Диаметр ролика d p = (0,8…1) · d мин, где d мин – минимальный рекомендуемый диаметр шкива для выбранного типа ремня.

Более подробные сведения о конструировании шкивов, натяжных устройств и закрывающих передачу кожухов содержатся в учебной и технической литературе [1, 3, 4].

 

Библиографический список:

1. Решетов Д. Н. Детали машин: Учеб. для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.: ил.

2. Иванов М.Н. Детали машин. Учебник для машиностроительных специальностей втузов / М. Н. Иванов, В. А. Финогенов. – 8-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003 – 408 с.: ил.

3. Проектирование механических передач: Учебно-справочное пособие для втузов /С.А.Чернавский, Г.А.Снесарева, Б.С.Козин­цов и др. – 5-е изд. – М.: Машиностроение, 1984. – 560 с.

4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., – 1998. – 447 с., с ил.

 

Приложение 1

Условное обозначение плоских ремней

Условное обозначение ремня содержит буквенные и цифровые индексы, обозначающие вид ремня, его ширину в миллиметрах, количество тканевых прокладок каркаса, сокращенное наименование тканей, расчетную толщину наружных резиновых обкладок в миллиметрах, класс обкладочной резины и обозначение соответствующего стандарта.

Примеры условных обозначений:

Ремень морозостойкий шириной 200 мм с тремя прокладками из ткани БКНЛ-65 с наружными резиновыми обкладками толщиной 3,0 и 1,0 мм из резины класса В:

Ремень М-200 – 3-БКНЛ-65 – 3,0-1,0-В ГОСТ 23831–79.

Ремень общего назначения шириной 150 мм с четырьмя прокладками из ткани ТА-150, с односторонней резиновой обкладкой толщиной 2,0 мм из резины класса В:

Ремень 150 – 4-ТА-150 – 2,0-В ГОСТ 23831–79.

Ремень общего назначения шириной 280 мм с пятью прокладками из ткани БКНЛ-65 без наружных резиновых обкладок:

Ремень 280 – 5-БКНЛ-65 ГОСТ 23831–79.

Ремень антистатический шириной 400 мм с пятью прокладками из ткани ТК-200-2 с наружными резиновыми обкладками толщиной по 2 мм с каждой стороны из резины класса В:

Ремень А-400 – 5-ТК-200 – 2-2,0-2,0-В ГОСТ 23831–79.

 

Приложение 2

Диаметр d посадочного отверстия и длина l ст ступицы шкивов

для плоских ремней (приложение к ГОСТ 17383–73)

d, мм l ст, мм
Исполнение 1 Исполнение 2
     
12; 14    
     
     
25; 28    
32; 35; 38    
40; 42; 45; 48; 50    
55; 60    

Примечание: 1. Допускается исполнять шкивы с конусностью посадочного отверстия 1:5; 2. Допускается применять укороченную ступицу по ГОСТ 12080-66 и ГОСТ 12081-72 (СТ СЭВ 537-77).

 

 

 

 

Учебно-практическое издание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: