Значение педагогического наследия Пирогова Н.И.




Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого, начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

Заключение

Выступления Н. И. Пирогова по вопросам воспитания и образования имели большой общественный резонанс; его статья "Вопросы жизни", опубликованная в 1856 г. в "Морском сборнике", получила положительную оценку Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. С этого же года началась деятельность Н. И. Пирогова в области просвещения, которая была отмечена постоянной борьбой с невежеством и застоем в науке и образовании, с протекциями и подкупами. Н. И. Пирогов добивался распространения знании среди народа, требовал так наз. автономии ун-тов, был сторонником конкурсов, предоставляющих место более способным и знающим претендентам. Он отстаивал равные права на образование для всех национальностей, больших и малых, и всех сословий, стремился к осуществлению всеобщего начального обучения и был организатором воскресных народных школ в Киеве. В вопросе о соотношении "научного" и "учебного" в высшей школе он выступал решительным противником мнения, что ун-ты должны учить, а академия наук – "двигать науку вперед", и утверждал: "Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного,– как ни была приманчива его внешность, – только блестит". В оценке достоинств руководителя кафедры он отдавал предпочтение научным, а не педагогическим способностям. Пирогов был глубоко убежден в том, что науку двигает метод. "Будь профессор хотя бы немой,– писал П. И. Пирогов,– да научи примером, на деле, настоящей методе занятий предметом – он для науки и для того, кто хочет заниматься наукою, дороже самого красноречивого оратора..." А, И. Герцен назвал П. И. Пирогова одним из виднейших деятелей в России, принёсшим, по его мнению, огромную пользу Родине не только как "первый оператор", но и как попечитель учебных округов.

После смерти Пирогов Н.И не был предан забвению. 25 апреля 1882 года начало действовать Русское хирургическое общество Пирогова.

В сентябре 1884 года начался набор и печатание "Дневника старого врача"

1887 год – вышло в свет 1-е издание Сочинений Н.И. Пирогова в двух томах ("Дневник старого врача" и "Статьи педагогические").

3 августа 1897 года открыт памятник Н. И. Пирогову в Москве (на Девичьем поле, при Клиническом городке).

26 октября 1897(8?) года открыт Музей Пирогова (близ МХА в Петербурге). Закрыт в 1927 году. Здание снесено в 1967 году.

23 ноября 1906 года – всероссийское чествование памяти Н. И. Пирогова по поводу 25-летия его кончины.

1907 год – вышло в свет 2-е издание "Севастопольских писем"

13 ноября 1910 года – всероссийское чествование памяти Н. И. Пирогова по поводу 100-летия его рождения. На стене дома, выстроенного на месте дома, где он родился, установлена мраморная доска с надписью: "Здесь родился Николай Иванович Пирогов 13-го ноября 1810 года".

13 ноября 1910 года – вышло в свет 1-е юбилейное издание Сочинений Пирогова в двух томах ("Дневник старого врача" и "Статьи педагогические и публицисти­ческие").

1944 год – распоряжением Правительства СССР усадьба П. в с. Шереметка ("Вишня"), Винницкой области, Украинской ССР, передана Главному военно-санитарному управлению Советской Армии, которое устроило там Музей Н. И. Пирогова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: