Ортопроба, принцип метода.
№33. Охарактеризуйте механизмы гуморальной регуляции сердечной деятельности.
Гуморально-гормональная регуляция.
№34. Объясните влияние вегетативной нервной системы на работу сердца. Объясните роль основных рефлексов сердца (экстракардиальных, интракардиальных) в обеспечении кровообращения.
№35. Объясните роль гемодинамической регуляции работы сердца в обеспечении кровообращения.
№36. Принцип и предназначение электрокардиографии. Анализ электрокардиограммы здорового человека.
№37. Охарактеризуйте величину кровяного давления, объемную и линейную скорость кровотока в разных отделах кровеносного русла. Проанализируйте факторы, влияющие на величину кровяного давления.
№38. Проанализируйте особенности регионального кровообращения (мозгового, легочного, коронарного)
№39. Объясните основные механизмы, обеспечивающие транскапиллярный обмен.
№40. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тонуса кровеносных сосудов. Свойства барорецепторов и их роль в регуляции кровяного давления.
№41. Охарактеризуйте узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей оптимальное для метаболизма артериального давление
№42. Динамика работы функциональной системы поддержания оптимального уровня артериального давления при эмоциональных или физических нагрузках, а так же при падении артериального давления (при кровопотере).
№43. Методы измерения артериального давления крови и их использование при проведении функциональных проб (ортостатическая проба, тест с физической нагрузкой)
№44. Оценивать статус сосудов и сосудистую реактивность методом реовазографии. Холодовая и тепловая пробы.
№45. Метод оценки состояния сосудов по результатам измерения скорости пульсовой волны. Артериальный пульс, его происхождение и характеристика. Сфигмограмма. Объясните непрерывность движения крови по сосудам.
№46. Объясните физиологическое значение температуры тела человека, температурная схема, виды термометрии. Объясните механизмы теплопродукции и ее регуляции.
№47. Объясните физиологическое значение температуры тела, температурная схема, виды термометрии. Охарактеризуйте виды теплоотдачи, объяснить механизмы ее регуляции.
№48. Проанализируйте динамику работы функциональной системы, поддерживающей оптимальную для метаболизма температуру крови при понижении температуры окружающей среды. Гипотермия.
№49. Проанализируйте динамику работы функциональной системы, поддерживающей оптимальную для метаболизма температуру крови при повышении температуры окружающей среды.
№50. Объясните методы определения энергозатрат организма человека: прямая и непрямая калориметрия, неполный и полный газовый анализ, дыхательный коэффициент и его изменения при физической работе.
№51. Охарактеризуйте основной обмен, факторы, влияющие на его величину. Охарактеризуйте рабочий обмен.
№52. Обоснуйте основные принципы составления пищевых рационов. Проанализируйте питание как основу возмещения энергетических и пластических потребностей. Охарактеризуйте пластическую и энергетическую ценность питательных веществ.
№53. Проанализируйте процессы пищеварения в ротовой полости.
№54. Проанализируйте процессы пищеварения в желудке.
№55. Охарактеризуйте секреторную функцию желудка, проанализируйте состав и свойства желудочного сока, гастромукопротеида – внутреннего фактора Касла. Объясните механизмы регуляции желудочной секреции, раскройте роль фаз желудочной секреции.
№56. Охарактеризуйте моторику желудка, механизмы ее регуляции. Раскройте механизмы эвакуации химуса из желудка в 12-перстную кишку.
№57. Проанализируйте процессы пищеварения в 12-перстной кишке. Объясните роль печени, механизмы регуляции желчеобразования и желчевыделения, функции и состав желчи.
№58. Проанализируйте процессы пищеварения в тонком кишечнике: полостное и пристеночное пищеварение.
№59. Проанализируйте процессы пищеварения в толстом кишечнике. Охарактеризуйте значение микрофлоры толстого кишечника. Акт дефекации.
№60. Охарактеризуйте процессы всасывания питательных веществ и воды в разных отделах пищеварительного тракта.
№62. Охарактеризуйте функции печени.
№63. Охарактеризуйте узловые механизмы функциональной системы, обеспечивающей оптимальный уровень питательных веществ в крови.
№64. Проанализируйте системные механизмы голода и насыщения (теории «пустого желудка» и «голодной крови», сенсорное и метаболическое насыщение).
№66. Интерпретировать основные результаты клинического анализа крови (количество форменных элементов, гемоглобин, СОЭ, цветовой показатель).
№67. Состав плазмы крови, функции белков плазмы, их роль в механизме транскапиллярного обмена.
№68. Функции эритроцитов. Факторы, влияющие на эритропоэз, роль гипоксии как стимулятора эритропоэза. Возможные причины гемолиза эритроцитов и его последствия для организма. Клиническое значение показателей СОЭ, факторы, влияющие на СОЭ.
№69. Функции гемоглобина. Результаты определения содержания гемоглобина и цвета крови.
№70. Функции разных видов лейкоцитов. Факторы, влияющие на количество лейкоцитов. Лейкоцитарная формула и ее клиническое значение.
№71. Узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей pH крови.
№72. Основные принципы классификации крови по системе AB0. Интерпретировать результаты с помощью синтетических цоликлонов.
№73. Возможные причины резус конфликта между матерью и плодом. Стандартные цоликлоны
№74. Физиологические основы переливания крови. Правила переливания. Гемотрансфузионные среды.
№75. Механизмы свертывания крови.
№76. Противосвертывающая система крови.
№77. Какими методами можно проанализировать внешнее дыхание человека? Объясните, что позволяет врачу делать заключение об отклонении параметров внешнего дыхания от нормы. Изменение какого показателя внешнего дыхания будет свидетельствовать о сужении воздухоносных путей?
№78. Связь между объемом легких и внутрилегочным давлением при вдохе и выдохе. Причины гистерезиса. Роль сурфактанта. Основные дыхательные объемы.
№79. Проанализируйте последовательность процессов при вдохе и выдохе (пассивном и активном). Раскройте роль плевральной полости в дыхании и проанализируйте последствия одностороннего и двустороннего пневмоторакса.
№80. Объясните механизм газообмена между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения при нормальном и понижено атмосферном давлении.
№81. Объясните механизмы транспорта кислорода кровью. Охарактеризуйте кривую диссоциации оксигемоглобина и факторы, влияющие на сродство гемоглобина к кислороду.
№82. Объясните механизмы транспорта углекислого газа кровью, роль карбоангидразы. Проанализируйте роль дыхания в регуляции рН крови.
№83. Охарактеризуйте дыхательный центр, современные представления о его структуре и локализации.
№84. Проанализируйте роль гуморальных факторов в регуляции дыхания. Раскройте механизм первого вдоха новорожденного.
№85. Охарактеризуйте узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма газовый состав крови.
№86. Объясните с системных позиций механизмы адаптации организма к условиям высокогорья (при кратковременном и длительном пребывании в горах). Охарактеризуйте особенности дыхания при повышенном давлении. Опишите механизмы развития горной и кессонной болезни.
№87. Структура нефрона и особенности почек, обеспечивающие мочеобразование.
№88. Анализ процессов реабсорбции в нефроне.
№89. Оценка деятельности почек по результатам определения почечного клиренса (величины фильтрации, канальцевой реабсорбции, скорости секреции почек).
№90. Расчет величины почечного кровотока и его саморегуляция.
№91. Механизмы регуляции процессов мочеобразования.
№92. Механизм формирования жажды.
№93. Узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма уровень осмотического давления.
№94. Охарактеризуйте общие принципы строения и функции анализаторов.
№95. Рассмотрите важнейшие физиологические свойства рецепторов. Дайте классификацию рецепторов.
№96. Проанализируйте функции вспомогательного аппарата, оптической системы и рецепторного аппарата зрительного анализатора.
№97. Охарактеризуйте особенности проводникового и коркового отделов зрительного анализатора, физиологический механизм и значение бинокулярного зрения.
№98. Охарактеризуйте строение и функции рецепторного, проводникового и коркового отделов слухового анализатора, методы исследования.
№99. Охарактеризуйте строение и функции рецепторного, проводникового и коркового отделов вестибулярного анализатора, роль статических и статокинетических рефлексов.
№100. Охарактеризуйте строение и функции рецепторного, проводникового и коркового отделов обонятельного и вкусового анализаторов.
№101. Сформулируйте основные положения рефлекторной теории, охарактеризуйте безусловные и условные рефлексы и их значение для приспособительной деятельности организма.
№103. Объясните нейрофизиологические механизмы безусловных рефлексов. Проанализируйте условия и правила выработки условных рефлексов, мех-м образования временной связи.
№104. Объясните значение и опишите виды внешнего и внутреннего торможения в коре головного мозга.
№105. Опишите типы высшей нервной деятельности по характеристикам основных нервных процессов, их взаимосвязь с особенностями темперамента по Гиппократу.
№106. Охарактеризуйте системную архитектонику целенаправленного поведенческого акта.
№107. Объясните центральные механизмы возникновения мотиваций, роль мотиваций в мех-мах афферентного синтеза.
№108. Дайте характеристику различным видам памяти и их нейрофизиологическим механизмам.
№109. Объясните механизмы возникновения эмоций. Проанализируйте роль положительных и отрицательных эмоций в формировании поведения.
№110. Объясните физиологические механизмы сна.
№111. Проанализируйте системные механизмы боли, ее биологическое значение, роль антиноцицептивной системы, виды боли.