Билет №9 Этногенез и этническая история китайцев.




Ø Культура Циньлянган

Ø Культура Яншао

Ø Культура Луншань

Яншаоско-луншаньские племена – основа формирования этнической общности Ся 夏. Это древнейший этноним для обозначения предков современных китайцев.

древнекитайские народности XI-III вв. до н.э., потомки народов инь и чжоу

· Мань – на юге 南蛮 наньмань

· Жун – на западе 西戎 сижун

· Ди – на севере 北狄 бэйди

· И – на востоке 東夷 дунъи

Племена с собирательным названием Юэ 岳 - I тыс. до н. э.

¨ С древних времен Китай существует как единое многонациональное государство. После создания нового Китая китайское правительство подтвердило, что в КНР проживает 56 национальностей. Из-за их малочисленности все 55 национальностей, кроме ханьцев (汉族 ханьцзу) принято называть национальными меньшинствами.

¨ Известно, что названия для китайского этноса и страны в целом у разных народов звучат по-разному. Во многих европейских языках они восходят к названию империи Цинь 秦 (например, the Chinese в английском), о которой знали еще античные авторы. В русском языке утвердилось название «Китай» (и производные от него) – как отражение сведений о могучем народе киданей (契丹), создавших в северных районах Железную империю Ляо. В Японии китайцев долго называли 唐人 тоодзин («танские люди»), воздавая тем самым должное культурному влиянию династии Тан.

¨ Сами жители Поднебесной в качестве основы для самоназвания избрали династию Хань 漢 (III в. до н. э. – III в. н. э.). Именно в эту эпоху конфуцианство, пройдя суровые испытания при Цинь Шихуанди 秦始皇帝, когда жгли книги и зарывали в землю ученых, становится не только государственной идеологией, но и – главное – опорой для системы ценностей всего народа, которая воспроизводится через воспитание и образование.

¨ Восставшие из пепла каноны (среди которых и великая «Книга песен») во многом определили дальнейшее развитие литературного языка. После того в жизни страны случалось еще немало испытаний и перемен, но историческая память о важнейшем этапе в развитии цивилизации закрепилась в названии этноса «ханьцы», а Конфуций стал почитаться как подлинный Отец нации.

¨ Модель маленьких компактных общин среди больших смешанных групп, состоящих в основном из ханьцев, является характерной для расселения национальностей в Китае. Эта модель сформировалась в результате внутренних миграций в ходе долгой истории развития общества.

¨ Национальные меньшинства, несмотря на небольшую численность, проживают на обширной территории, живут смешанными группами во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения Китая, и в большинстве уездов размещено более двух национальностей.

¨ Национальные меньшинства Китая проживают в основном во Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском автономных районах, а также провинциях Юньнань, Гуйчжоу, Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь, Хунань, Хубэй, Хайнань и Тайвань. В провинции Юньнань проживает 25 национальностей. Это район, где представлено наибольшее число национальных меньшинств из имеющихся в Китае.

-ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ

ü Китай – страна, где сосуществуют различные религии. Наиболее распространенными религиями в Китае являются буддизм, даосизм, ислам, католичество и протестантство.

ü Обычно человек определенной национальности исповедует соответствующую религию, например, тибетцы исповедуют тибетский буддизм, тибетский буддизм исповедуют также монголы, туйцы, юйгуры, насийцы, пумийцы, мэньбайцы. Большинство дайцев, буланов, ачан и часть вайцев являются приверженцами палийской секты буддизма.

ü В Китае ислам получил распространение среди хуэйцев, уйгуров, казахов, дунсянов, баоаньцев, саларов, киргизов, татар, узбеков и таджиков.

ü Протестантство исповедуют часть мяочан, иян, лахутцев, цзинпотян и лисуанцев.

ü Небольшая часть русских и эвенков исповедуют православие. Традиционные культы и первобытные верования сохраняются среди дулунов, нусуанцев, вайцев, цзинпотян, гаошаньцев, орочонов и лобайцев. Какую бы религию ни исповедовали люди разных национальностей, их естественные религиозные верования охраняются Конституцией и законами.

-55 НАЦИАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

В число 55 национальных меньшинств, проживающих на территории Китая, входят: монголы, хуэйцы, тибетцы, уйгуры, мяочане, ияне, чжуаны, буитяне, корейцы, маньчжуры, дунцы, яотяне, байцы, туцзяне, ханийцы, казахи, дайцы, лияне, лисуанцы, вайцы, шэяне, гаошаньцы, лахутцы, шуйцы, дунсяны, насийцы, цзинпотяне, киргизы, туйцы, дауры, мулаотяне, цянцы, буланы, салары, маонаньцы, гэлаотяне, сиботяне, ачане, пумийцы, таджики, нусуанцы, узбеки, русские, эвенки, баоаньцы, юйгуры, цзинцы, татары, дулуны, орочоны, хэчжэйцы, мэньбайцы, лобайцы, национальность дино, бэнлуны.

-КИТАЙСКИЕ ДУНГАНЕ

  • По своему происхождению дунгане тесно связаны с более крупной этнической общностью китайских мусульман (хуйцзу). Возникнув на пересечении двух великих цивилизаций, китайской и исламской, этот этнос наглядно демонстрирует плодотворный и перспективный характер таких контактов.
  • Предками современных хуйцзу считаются арабы, персы, согдийцы и даже тюрки, а также их дети от браков с китаянками. По внешнему облику хуйцзу, живущие в разных районах Китая, существенно отличаются друг от друга.
  • В своей речи дунгане часто употребляют арабские и персидские слова, что связано, прежде всего, с религиозной сферой.
  • Основа дунганского языка сформировалась на основе ганьсуского (отчасти шэньсиского) диалектов китайского, однако иероглифику заменило алфавитное письмо, сначала на основе арабской графики, затем латиницы, а с 1953 г. - кириллицы.
  • Одежда дунган (особенно мужская) мало отличается от китайской, но преобладают более строгие темные тона. Мужчины обязательно носят шапочки в основном белого цвета, который является символом чистоты в исламе. Многие женщины укрываются чадрой. Молодые девушки обычно носят зеленые платки длиною до плеч, дамы в возрасте – белые платки до талии.
  • Как и все мусульмане, дунгане употребляют халяльную (чистую) пищу. Предпочитают говядину и баранину, запретным (харам) является мясо лошадей, ослов, мулов, свиней и собак. Запрет на спиртное соблюдается довольно строго, вместо вина и пива пьют много чая.
  • Материальная и духовная культура дунган в основных чертах воспроизводит исламскую основу и при этом имеет китайскую специфику. Представители этого народа в основном являются суннитами-ханафитами, однако именно на Северо-Западе получил распространение суфизм – исламский мистицизм.
  • Это религиозно-философское учение оформилось в Китае на основе взаимодействия ислама с идеями конфуцианства, даосизма, буддизма и традиционных китайских верований.
  • В дунганских районах обязательно есть мечети, которые служат центрами отправления религиозной деятельности и мусульманского образования.

-НАРОДЫМЯО-ЯО

§ Группа народов мяо-яо в Восточной и Юго-Восточной Азии. Живут в горных районах на юге Китая, севере Вьетнама, Лаоса, Таиланда и на северо-востоке Мьянмы.

§ Численность в Китае 8,94 млн. чел. (из них в Гуйчжоу 4,3 млн. чел., в Хунани 1,8 млн. чел., в Юньнани 1 млн. чел.; 2000 г., перепись), во Вьетнаме 550 тыс. чел., в Лаосе 190 тыс. чел., Таиланде 120 тыс. чел., Мьянме – 15 тыс.чел. (2011 г., оценка).

§ Китайские мяо делятся на четыре основные группы (называемые также по преобладающему цвету традиционного женского костюма): восточные или красные мяо (гхао сон) в Западной Хунани; центральные или черные мяо (хму, гха нэ, ка нао) в Юго-Восточной Гуйчжоу и в Гуанси; западные белые, синие, малые цветные мяо (хмонг, монг) в Сычуань, Западной Гуйчжоу и Гуанси, Южной Юньнани; большие цветные мяо (а хмао) на северо-западе Гуйчжоу и северо-востоке Юньнани.

  • Говорят на языке мяо, который относится к мяо-яо языковой семье, с сильно расходящимися диалектами.
  • В Китае язык мяо преподается в школах, на нем выходят радиопрограммы; письменность для восточных, центральных и западных мяо на латинском алфавите разработана в 1956 г.; используются также поллардовское письмо и письменность пахао (создана в 1959 г. духовным лидером лаосских мяо Шонг Луэ Янгом, в Лаосе – лаосское, в Таиланде – тайское письмо). В основном сохраняют традиционные верования, в Китае есть буддисты, даосы, со 2-й половины XIX в. – католики и протестанты.
  • Традиционная культура типична для народов юга Восточной Азии. Занимаются в основном подсечно-огневым (кукуруза, просо, гаолян, гречиха, картофель, ямс, батат, красный перец) и поливным террасным (рис) земледелием. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Сохраняют значение охота (в том числе на медведя, обезьян, летучих мышей), и собирательство (птичьи гнезда, сердцевина деревьев и др.), ловля лягушек. Развиты кузнечество, ткачество на вертикальном станке, окраска тканей, вышивка, обработка бамбука и ротанга.
  • Пища в основном растительная, с добавлением мяса практически любых животных (включая змей, лягушек, улиток); острая и соленая. Много пьют домашнего рисового вина (типа браги).
  • Мужской костюм составляют равнополая куртка и короткие штаны, женский – кофта с правым запахом, несшитая юбка, передник, пояс со свисающими концами, тюрбан. Одежда украшена цветными матерчатыми вставками и тесьмой. Волосы укладываются на макушке, укладка круглой или заостренной формы, часто закрытая головной повязкой.
  • В национальной одежде народы мяо-яо используют много серебряных украшений, в том числе знаменитый «серебряный наряд» (у мяо Юго-Восточной Гуйчжоу), когда многочисленные украшения из этого металла крепились прямо на одежду. Раньше мужчины также носили серебряные серьги, браслеты, гривны.
  • Традиционные верования – культы предков, а также различных духов (куенг); главой которых считался Дух грома, также одухотворялись солнце, луна, реки, большие деревья и камни, колодцы и т. д. Всем им надо приносить жертвоприношения.
  • За здорового ребенка, которому исполнялось три года, благодарили большой камень, о помощи больному – просили духа дерева или пещеры. С духами общались шаманы (патэ).
  • На Новый год (сентябрь-декабрь) совершаются жертвоприношения, устраиваются бои быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Живущие вдоль рек (особенно в Гуйчжоу и Западной Хунани) активно участвуют в Празднике драконовых лодок в 24–27-й день 5-го лунного месяца (обычно июнь – июль). Один раз в 13 лет проводится Праздник жертвоприношения буйвола (на практике – свиньи, мясо которой делят между всеми во время общинной трапезы) в честь предков-первопоселенцев; шаман ходит в горы, чтобы поймать душу дракона, приносящую удачу.
  • Фольклор – легенды, сказки, эпос, песни; миф о происхождении всех живых существ от брака буйвола и бабочки, которую породил священный Белый Клен.
  • Музыкальные инструменты – различные барабаны (в том числе бронзовые), поперечные бамбуковые флейты, губной орган, варган и др.

-НАРОДЫПАЛАУНГ

v ПАЛАУНГ (палаун; самоназв. таанг, кит. дэан), группа народов группы кхмеры горные в Мьянме и КНР. Живут в междуречье верхнего течения рек Салуин (Луцзян) и Меконг(Ланьцанцзян) на северо-востоке Мьянмы (600 тыс. чел. – 2012 г., оценка) и в Юго-Западном Китае (17,9 тыс. чел. – 2000 г., перепись); также на севере Таиланда, 6 тыс. чел., в основном беженцы – 2012 г., оценка).

v Говорят на разных диалектах языка палаунг северной подгруппы мон-кхмерскихязыков. Письменность на основе бирманского письма; дэан Китая остаются бесписьменными. Распространены также бирманский, китайский, непальский, качинский, дайский и шанский языки.

v Китайские авторы ведут происхождение палаунг от племен пу (бо), которые объединяли предков разных тибето-бирманских и австроазиатских народов, проживавших на территории Юго-Западного Китая.

v Основное традиционное занятие – земледелие (главная культура – чай; у пале распространён рис, выращивают также бобовые, гречиху, кукурузу, ямс, коноплю, местами – хлопок); садоводство (выращивание манго, груш, гранатов).

v Рацион в основном вегетарианский (каши из риса, кукурузы, пшеницы; бобы; фрукты); много пьют очень крепкого чая, в том числе солёного; жуют чайные листья. Развиты ткачество, плетение, обработка металла, изготовление огнестрельного оружия; большое значение имеет торговля, главным образом чаем.

v Из религий преобладает буддизм; менее 1% исповедует христианство. Распространена вера в злых духов (нэт), управляющих природными силами, которым приносят в жертву свиней и кур.

v Общаются с духами через шаманов, которые обычно и знахари; женщины могут вступать с демонами в брак. Культу предков посвящены домашние алтари. Развит культ предков вождей, в Тонгпене культ предков правителя (саубва) был официальным.

-НАРОДЫТУЦЗЯ

Ø Народ туцзя, язык которого относится к тибето-бирманской языковой группе, имеет очень долгую историю. Китайское написание данного этнонима фактически является переводом самоназвания Bifzivkar 毕兹卡, означающего «человек данной местности; абориген». Согласно данным последней переписи 2010 г., численность туцзя составляет около 8 353 900 человек, из них треть проживает в провинции Хунань.

Ø В повседневную пищу используется много пампушек из разного зерна и с разными начинками, маринованные овощи.

Ø Наибольшего внимания заслуживает чай-похлебка. Как и все тибетские народы, туцзя любят чай, заправленный маслом, но готовят его очень своеобразно: сначала обжаривают чайный лист на растительном масле, затем заливают его водой и заваривают вместе с имбирем, луком-чесноком, черным перцем; после чего могут добавить хорошо обжаренную крахмальную лапшу, кусочки мяса и соевого творога, арахис, орехи.

Ø Для приготовления особо вкусного блюда при жарке растительное масло могут заменить свиным салом. Считается, что полученное в итоге блюдо (которое вряд ли можно назвать напитком) согревает зимой и охлаждает летом, поддерживая организм в нужном тонусе.

Ø Женщины и мужчины носят национальную одежду, богато украшенную вышитыми лентами.

Ø Обычай похорон сопровождается громкой музыкой и особым танцем-песней «Траурный барабан».

Ø Воплощали этот обряд мужчины, которые прославляли покойного, дополняя эти похвалы сведениями из разных областей жизни (например, представляя охоту). В движениях танцоры могли подражать повадкам животных, особенно тигра – изначального тотема-покровителя.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: