Представление о самом ребенке и окружающих людях




Кол-во часов Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Мимика». Задачи: – учить выполнять простей-шие мимические упражнения; – распознавать и воспринимать мимику радости, страха, боли, воспроизводить мимику лица на схеме, на себе и на товарищах Схемы лица (изображение радости, страха, боли); зеркала на каждого ребенка (большие и маленькие); фломастеры, бумага; стихи, выражающие эмоции 1. Рассматривание изображений, схем лица (радости, страха, боли). 2. Восприятие и воспроизведение схемы лица на себе. 3. Восприятие и воспроизведение схемы лица на товарище. 4. Рисование мимики лица. Вот какой у нас арбуз, Замечательный на вкус, Даже нос и щеки, Все в арбузном соке. (Дети объясняют какое выражение лица, чувства вызывает спелый, сочный арбуз, затем воспроизводят мимику радости.) Страх Мама вышла на минутку, Погасила в спальне свет, Костя спрятался от страха, В комнате же мамы нет. Чевычелова Е. А. Боль Почему же мне так больно, Не могу никак понять,

Продолжение табл.

       
      Я бежал, разбил колено, Потом свалился под кровать, Нос, спина, кругом зеленка. В крови опять моя футболка. Локти содраны опять. Ну не могу никак понять, Ну почему же мне так больно. Чевычелова Е. А.
Октябрь
  Тема: «Жесты эмоций». Задачи: – учить выполнять простейшие упражнения по развитию мышечного аппарата, участвую- щего в жестовых и пантомимических движениях; – узнавать и выполнять жесты, выражающие радость, страх, боль Изображение людей, выра- жающих радость, страх, боль жестами; схемы лиц с мимикой лица; образцы рисунков людей в движении и мими- ческих выражениях радости, страха, боли 1. Рассматривание изображений людей, выражающих радость, страх, боль жестами. 2. Воспроизведение жестов радости, страха, боли. 3. Рассматривание схемы лица с мимическими выражениями радости, страха, боли. 4. Воспроизведение пантомимических движений и мими-ческих выражений радости, страха, боли. 5. Рисование людей в движениях и мимических выражений радости, страха, боли. 6. Лепка «Человек». (Дети лепят шар, затем стеками, палочками изображают мимику лица.)
Ноябрь
  Тема: «Уроки театра». Задача: учить узнавать и выполнять выразительными движениями на практике Изображение людей, животных; схемы мимических выражений лица, пантоми- мических движений людей, животных. 1. Рассматривание изображений. 2. Выполнение заданий по инструкции педагога. – Что я делаю? – Что я чувствую? – Какому выражению я подражаю?

Продолжение табл.

       
    Музыкальная запись (грустная, таинственная, веселая) – Кто так ходит? 3. Выполнение мимических и пантомимических действий под музыку. (Прослушивание музыки, определение характера музыки, какому животному подойдет по характеру музыка, воспроизведение действий животного, человека.)
Декабрь
  Тема: «Играя, учимся выражать». Задача: развивать умение выражать радость, страх, боль в игре Атрибуты к играм «Магазин», «День рождения», «Больница», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди» Игры с обязательным выражением мимических и пантомимических действий. (Педагог наблюдает за играми, делая акцент на выразительности эмоций и действий ребенка. Ведет запись результатов игры.)
Январь
  Тема: «Эмоции», «Радость – восторг», «Страх – боль», «Обида – гнев». Задачи: – учить выполнять мимические упражнения, узнавать и воспроизводить мимику страха и боли; – распознавать и воспроизводить мимику обиды и гнева Схемы лиц людей, животных; изображение людей, «Радость – восторг», «страх – боль», «обида – гнев» 1. Рассматривание изображений и схемы лица людей «радость – восторг». а) Сравнение схем. б) Воспроизведение схемы лица на себе. в) Воспроизведение схемы лица на товарищах. 2. Рассматривание изображений и схемы лица «страх – боль». а) Сравнение изображений и схемы лица «страх – боль». б) Воспроизведение схемы лица на себе. в) Воспроизведение схемы лица на товарищах. 3. Воспроизведение мимики «обида – гнев». а) Сравнение изображений и схемы лица «обида – гнев». б) Воспроизведение схемы лица на себе.

Продолжение табл.

       
      в) Воспроизведение схемы лица на товарищах. г) Определение значения мимики
Февраль
  Тема: «Жесты эмоций». Задачи: – учить выполнять упражнения по развитию мимических мышц лица, участвующих совместно с жестовыми и панто-мимическими движениями; – узнавать и выполнять жесты, выражающие «радость – восторг», «страх – боль», «обиду – гнев» Изображение людей, зверей; схемы эмоциональных выра- жений («радость – восторг», «страх – боль», «обида – гнев») 1. Рассматривание изображений схем. 2. Выполнение жестов «радость – восторг». 3. Выполнение жестов «страх – боль». 4. Выполнение жестов «обида – гнев». Игры с выполнение эмоций и жестов
Март
  Тема: «Уроки театра». Задача: учить определять и пользоваться выразительными движениями на практике Изображение животных, людей; схемы людей, животных; зеркала Практические задания. 1. Что я делаю? 2. Что я чувствую? 3. Какому животному я подражаю. (Дети находят ответ в изображениях животных.) 4. Различные походки. 5. Чью работу я делаю. 6. Рассмотри схемы. – Кто это? – Что он делает?

Окончание табл.

       
      – Изобрази так же на себе, товарище. Изобрази походку. 7. Рассмотри схему. Изобрази так же в зеркале
Апрель
  Тема: «Уроки театра». Задача: закреплять умения определять и пользоваться выразительными движениями на практике Изображение поз, мимики, жестов; проявление эмоций людей разных профессий и деятельности (врач, машинист, спортсмен, балерина, учитель, художник и т. д.); изображение животных Практические задания. – Кто это? – Что он делает? – Изобрази позу, жест, мимику. (Дети рассматривают изображения людей разной профессии врач, машинист, спортсмен, балерина, учитель, художник и т. д.) 2. Кто это? – Что он делает? – Как ходит? 3. Игры на развитие умения выражать радость – восторг, страх – боль, обиду – гнев. 4. Театрализованные инсценировки
Май
  Тема: «Культура общения» Задача: овладение навыками общения Игры «Добрые чувства», «Азбука вежливости», «Речь и культура общения» Игры: «Добрые чувства», «Азбука вежливости», «Речь и культура общения»

 

 

Приложение 1

Требования
к наглядным материалам и пособиям

– Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенные по цвету. Чаще всего используются красный, оранжевый, желтый, коричневый тона и оттенки (они облегчают восприятие, зеленый цвет – успокаивает). Остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета.

Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явления к его сущности.

– Материалы и пособия должны иметь матовую (без бликов), неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, контурные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.

– Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий – пересечение контуров).

– Основные признаки, имеющие наиболее важные информативные значения, следует выделять и подчеркивать.

– Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета, объекта и его качеств.

– Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.

– В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).

– Обязательно выделение ближнего, среднего и дальнего планов (с четкой перспективой).

– Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированное для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребенка).

– Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, чем контурные (кроме специальных заданий).

– Для формирования предметных представлений – натуральные предметы, объекты, муляжи, игрушки, иллюстрации, предметные картинки, контурные и силуэтные изображения предметов, объектов окружающего мира.

– Для развития восприятия (цвет, форма, величина, слух, зрение, осязание, пространство, время).

– Для развития элементарных математических представлений.

– Для развития мелкой моторики пальцев рук, тактильного восприятия и графических навыков.

– Для развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).

– Для развития элементарных естественнонаучных представлений – солнечная система, планета Земля, живая и неживая природа, материалы и вещества, объекты труда и быта, профессии, транспорт, техника, человек, его жилище, окружающие его вещи.

– Магнитные доски, коврограф, фланелеграфы для индивидуальной работы (зеленого, черного, оранжевого цвета).

– Специальные тифлотехнические приборы – для обводки, черчения, рисования; лупы, линейки, лекала, внутренние и внешние трафареты, диапроектор, диафильмы, слайды, магнитофон, заводные игрушки, прибор «Графика», прибор «Ориентир».

– Полотна и макет с изображением четырех времен года; физическая карта земли, морского дна; силуэты людей, животных, птиц, растений, транспорта, позы людей, животных.

– Для развития глазомера, меткости, зрительно-двигательной координации (мячи, кегли, шары, кольцеброс, корзины, ориентиры цветовые, световые, звуковые).

– Подставки, указки, мольберты, фоны, макеты часов.

– Дидактические «деревья» – 4 сезонов (к ним материалы – плоды, листья разных пород деревьев и разной окраски, дупло, гнездо, силуэты птиц, цветы (гербарий, натуральные живые, пластиковые)).

– Цифры, геометрические фигуры для создания узоров, панно, ленты, шнуры, нитки, сетка пластмассовая для вышивания, игры пластмассовые для вышивания, фольга, калька, пластилин, краски, кисти, салфетки, доски для лепки, ножницы, пуговицы, семена, косточки, бусы и т. д., цветная бумага, картон, мелки цветные, шаблоны, природный и бросовый материал, ткани, веревочки, проволока, карандаши.

– Кубики, строительный материал, мозаика, конструкторы «Лего».

– Кукольная мебель, телефон, утюг, посуда, одежда для кукол (по сезонам), щетки, расчески и другие домашние принадлежности.

– Все виды транспорта, макет улицы, светофор, макеты домов (для построения и обыгрывания экскурсий «по городу»).

 

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: