Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной




Цель преподавания психологии в вузе.

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Эта цель хотя и общая и относится к изучению любой дисциплины, но касается она деятельности только студента: именно он должен стремиться к ее достижению. А что касается преподавателя, то его деятельность имеет свою специфическую, отличную от студенческой, цель. У студента цель — изучение науки, а у преподавателя — ее внедрение. Эти цели, в конечном, счете смыкаются. Но в момент их постановки они выглядят по-разному: студент нацелен на то, чтобы «взять знания» у преподавателя, — а последний нацелен «дать» ему эти необходимые знания и научить его пользоваться ими.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а прикладную психологиюпрактическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности

Цель обучения психолога-теоретика – научиться практически применять научные знания, уметь практически мыслить для решения теоретических проблем, т.е. для объяснения психических явлений, ранее не объясненных. Цель подготовки психолога - специалиста в прикладной психологии – научить применять знания социальной, педагогической, возрастной, правовой, медицинской и т.п. психологии для объяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования и практической работы..

Преподавание теоретической (общей) психологии имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Методические особенности преподавания истории психологии определяется тем, что при ее изучении студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили, и как она помогла удовлетворить их. Преподавание истории психологии призвано помочь понять именно сегодняшние проблемы и теории, которые не могли бы быть решены без тех предшественников, вписанных в историю науки. А.В.Петровский писал, что история науки - есть логика ее развития. Она охватывает устойчивые структуры этого развития, служит его осью

Изучая современную психологическую науку, человеку необходимо пройти по этой осевой линии. И тогда он не собьется с пути и пройдет до конца — до овладения научным психологическим мышлением. Непонимание и недооценка правдивой истории мешает лучшей ориентировки в современности и прогнозированияю будущего

В методике преподавания истории психологии необходимо уделять повышенное внимание и бережно относиться к истории развития отечественной психологии как в России до 1917 г., так и в современных условиях, которая мало известна рядовым психологам.

Управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой, представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Удаленность во времени исторических фактов и в силу этого невозможность их непосредственного наблюдения оставляет для познающего субъекта «только один шанс» — понять историю силой мышления. Отсюда для преподавателя остается тоже «один выход» — управлять мыслительной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения проблемные учебные задачи. Лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касается самостоятельной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программированного обучения: составить серию проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе. На семинаре может быть развернута дискуссия.

Отсюда основное положение в методике преподавания истории психологии – это движение от проблемного изложения лекции — через программирование самостоятельной работы студентов — к творческой дискуссии на семинарском занятии.

Большинству студентов не доступны оригинальные произведения по истории психологии, и, возможно, единственным источником знаний по предмету могут оказаться лекции преподавателя. Поэтому его ответственность за их качество очень высока. Какие требования к лекции по истории психологии обязательно нужно соблюдать?

Во-первых, содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложены основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрессу науки.

Во-вторых, изложение исторической (хронологической) последовательности событий, связанных со значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления именно в этот историче­ский момент. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.

В-третьих, излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки в логической и временной связях, преподавателю нельзя не помнить об изменении научного содержания основных понятий (или категорий, как предельно широких понятий данной науки), хотя термины могут сохраняться прежние. Так, например, в разное время вкладывался разный смысл в толкование понятий рефлекс, образ, мотив, личность, инстинкт и т. д. Возможно, нужно будет посвятить одну из лекций специально понятийному анализу истории психологии, пользуясь последними публикациями в этой области.

Методические особенности преподавания общей психологии. Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных предметов по психологии. Проблематика общей психологии делится на лекционные блоки в разных вариантах. Выбранный вариант закрепляется учебным планом. Каждый блок имеет учебную программу, на ее изучение отводятся часы на лекционные и семинарские занятия. В методике преподавания общей психологии необходимо учитывать: 1) Так как теоретическая наука – общая психология, имеет методологическое значение, то методика ее преподавания должна быть нацелена на формирование у студентов общего теоретического мышления. Учебные задачи по общей психологии составляются таким образом, чтобы студенты учились психологическому анализу и оценке конкретных практических ситуаций.2) при изучении общей психологии происходит столкновение житейских психологических знаний студента с научным толкование казалось бы известных понятий. Необходимо акцентировать внимание студентов на различия житейских и научных преставлений о фактах и явлениях психики.3) Речь – это внешнее выражение мысли. Методика преподавания общей психологии обеспечивает изучение научных психологических понятий, формирование умений пользоваться научной терминологией в устной и письменной речи. Необходимо побуждать студентов к устной речи, поощрять речевую активность. Речь с использованием научной лексики – это и есть научное мышление как результат усвоения науки – общей психологии.

Методические особенности преподавания возрастной и педагогической психологии заключаются в общем объекте изучения – развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек. Необходимо отметить разные взгляды на основные понятия этих дисциплин, например на возрастную периодизацию, и разъяснять студентам, что различие в позициях разных авторов говорит не об ошибках кого-то из них, а свидетельствует о непрекращающемся движении научной мысли. Важно оттенять психологический аспект основных дефиниций, например, обучения и воспитания, показывая их отличие от педагогического.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: