Современные методы управления исследованиями




Введение

 

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Инновационному развитию в современных условиях повержены фактически все отрасли, а в особенности связанные с новыми разработками.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления (планирования).

Все это обуславливает актуальность темы работы.

 


Современные методы управления исследованиями

 

Практика позволяет выявить значительное количество примеров, когда, даже осуществляя инновационную деятельность, организации терпели неудачу, пытаясь обеспечить прибыльность бизнеса, основанного на результатах научно-технического развития. Следовательно, проблема не в наличии нововведений, а в эффективном, ориентированном на прибыль управлении ими.

Высокий инновационный потенциал, повышение инновационной активности становится важным фактором конкурентной борьбы и это обстоятельство позволяет рассматривать любые изменения как проект, реализация которого связана с затратами времени и средств. А процесс этих изменений по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений называют проектным управлением.

В последнее десятилетие во всем мире идет процесс серьезных изменений в корпоративных бизнес-стратегиях крупных компаний. Они связаны с переходом от традиционной «закры- той» модели осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) к модели, предполагающей активное взаимодействие с внешними источниками новых идей и технологий. В обобщающем виде эта новая модель получила наименование Open Innovation (открытые инновации). Речь идет не только о процессе притока этих знаний и технологий «снаружи внутрь» (главным образом через их прямую покупку), но и об обратном процессе «изнутри наружу», когда фирмы занимаются активной коммерциализацией своих собственных технологических знаний (прежде всего — через их лицензирование), а равно и об открытом обмене этими знаниями между различными экономическими субъектами.

Наиболее активно инструменты открытых инноваций развивались в таких секторах, как информационные технологии и биофармацевтика. Тем не менее, через некоторое время интерес к тем или иным элементам открытых инноваций стали проявлять и представители «традиционных» отраслей, такие как 3M, Procter&Gamble, DuPount, Hitachi, Boeing и др. Наи- более активно из разновидностей открытых инноваций применяется аутсорсинг инноваци- онных процессов, который включает в себя вывод вовне таких важнейших бизнес-функций, как дизайн, разработка продуктов и даже «чистый» R&D (Research & Development — исследо- вания и разработки). Причем если раньше практически все эти разработчики были «своими», т. е. базировались в странах Запада, то на протяжении последних лет наблюдается тенденция привлечения к этим исследованиям зарубежных партнеров. Больше всего в этом преуспели Китай и Индия

Метод разработки специального проекта используется, как правило, в том случае, если планируемые изменения нецелесообразно или невозможно осуществить в ходе обычной производственной или предпринимательской деятельности.

В настоящее время в России все активнее формируются условия для широкого использования данного метода. К ним можно отнести:

§ ликвидацию планово-распределительной системы и признание различных форм собственности

§ формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных работ

§ создание инвестиционных, инжиниринговых и консалтинговых организаций, ориентированных на оказание услуг в области экономической, управленческой, информационной поддержки реализации проектов

§ изменения в психологии управленцев

§ развитие компьютерных программ, сетей и электронной почты

§ создание новых рыночных структур, работающих с проектами (различного рода финансовые учреждения)

§ привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые уже сегодня широко используют методы управления проектами.

Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.

Проекты подразделяются на:

§ мегапроекты – целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (обычно выполняются на высших уровнях управления)

§ мультипроекты – конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития

§ монопроекты – проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее в жестких временных и финансовых рамках.

Управление проектами – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, путем применения системы современных методов и техники управления, для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Существуют определенные различия между производственным менеджментом и проектным управлением:

1. управление проектами связано с созданием чего-либо нового или улучшением существующего. Оно ориентировано на новшества или на изменения и является одноразовой деятельностью. Когда исследование выполнено, новая продукция разработана, новый процесс освоен, эта работа уже редко повторяется. В свою очередь производственное управление имеет дело с более предсказуемыми, хорошо определенными задачами. Ударение делается на периодически повторяемых шаблонах, надежных планах и процедурах и абсолютно неприемлемым является непредсказуемое поведение машин и людей. И, напротив, управление проектами подразумевает создание атмосферы, способствующей созидательным изменениям и внедрениям. В отличие от управления проектами, которое ищет изменения, оперативное управление ищет одинаковость, повторяемость.

2. Цена или стоимость одноразовой деятельности определяется с большим трудом, в то время как цены на повторные действия могут быть предсказаны на основе предыдущих данных. Различным является подход к определению ресурсов, необходимых для осуществления деятельности. В производстве рост продукции может быть обеспечен пропорциональным изменением ресурсов. При реализации проекта недостаток людей может быть более эффективным, чем их избыток.

Методология управления проектом заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта на одном человеке или небольшой группе.

Эти функции осуществляет проектный менеджер, в основном концентрируя свои усилия на следующих функциях:

§ составление и контроль сметы расходов

§ составление и контроль графиков работ

§ распределение ресурсов

§ управление качеством

§ управление риском

§ взаимоотношения и связи с окружающим миром.

В настоящее время сформировались две противоположные точки зрения на те качества, которыми должен обладать руководитель проекта.

Согласно первой точке зрения считается, что определяющими для руководителя являются профессиональная квалификация и технические знания в конкретной области. Согласно второй – главным фактором является сочетание лидерства и специальных навыков управления временными творческими коллективами.

Сторонники второй точки зрения исходят из того, что именно недостаток организационных и управленческих навыков является наиболее распространенной причиной неудач проектов.

Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи выделяют ряд важных элементов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта: во-первых, понимание на всех уровнях организационной структуры сути проектного управления, во-вторых, заинтересованность и поддержка проекта высшим руководством организации, в-третьих, способность подразделений и служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления, в-четвертых, соответствие руководителя проекта критериям отбора (четкая ориентация на получение конкретных результатов к определенному сроку, полное понимание организационных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми), и в-пятых, наличие у руководителя качеств подлинного лидера (авторитетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты).

Работа над проектом состоит из трех этапов:

§ подготовительный этап включает определение целей проекта и формирование его структуры

§ организационный этап включает выполнение работ, координацию действий и исполнителей

§ завершающий этап – направлен на обеспечение соответствия результатов поставленным целям.

Проектное управление подразумевает обязательное проведение детального анализа внутренних и внешних условий его реализации, анализ риска и выработку проектного мышления у команды, которая реализует проект, планирование проектных работ, осуществляемых руководителем проекта и лицами, ответственными за выполнение его отдельных этапов.

Для координации действий и контроля за осуществлением проекта требуется определенная структура, которая включает в себя группу по управлению, проектную и рабочую группы.

Задачи группы управления заключаются в следующем:

§ определение стратегических целей

§ разработка принципов управления

§ утверждение руководителей проектов

§ решение вопросов внутренней и внешней политики организации

§ поддержка и оказание помощи руководителям проектов в ходе реализации проекта.

Задачи проектных групп:

§ выполнение утвержденных планов работ по проекту

§ оценка результатов достигаемых в ходе проектов

§ оценка расходов и сэкономленных средств

§ предотвращение конфликтов и противоречий в коллективе

§ реакция на возникающие трудности.

Функции рабочей группы заключаются в выполнении задач и целей, поставленных проектной и управленческими группами.

В зависимости от целей, задач, масштабности и других параметров проекта могут применяться два основных вида структуры проектной команды.

Матричная структура команды применяется, как правило, для малых и средних проектов с продолжительностью жизненного цикла до двух лет.

Проектная структура команды представляет собой качественную новую схему взаимодействия между подразделениями и исполнителями проекта и используется для управления крупномасштабными проектами в течение длительного срока (более двух лет).

Создание проектной команды обычно переживает пять стадий:

§ формирование – главные трудности на этом этапе обусловлены личными ощущениями, взаимоотношениями в команде, определением места проектной команды внутри организации

§ период срабатываемости участников команды характеризуется такими проблемами, как трудность работы команды (нпр, перекладывание полномочий), проявление характеров (нпр, наличие неформального лидера), обсуждение проблем (споры по любому поводу), ошибки руководства (слабый контроль, внезапные смены настроения, ошибки в планировании и распределении ресурсов), взаимоотношения (конфликты, отсутствие взаимоподдержки и доверия)

§ период нормального функционирования является наиболее продолжительным и наиболее результативным для проекта, так как каждый член прочувствовал свою роль и свое место в коллективе, с которым ему предстоит работать в течение всего жизненного цикла проекта

§ реорганизация состоит в количественном и качественном изменении объема и видов работ, привлечении новых специалистов, перераспределении должностных обязанностей, обусловленных внутренним и внешним окружением проекта

§ основной задачей периода расформирования команды является то, чтобы члены команды ощущали удовлетворение своей работы и готовы были работать вместе и в дальнейшем (как правило, менеджер, приступая к новому проекту, приглашает в команду тех людей, с которыми успешно реализовал предыдущий проект).

 


Практическое задание

 

1. Общие характеристики инновации

Общество с ограниченной ответственностью «Биойод» является малым предприятием.

Общество с ограниченной ответственностью «Биойод» создано в 2008 году. Предметом деятельности ООО «Биойод» является производство йодированного белка в виде биологически активных добавок «Биойод» и раствор йодированных белков «Биойод».

ООО «Биойод» производит:

- сырье для пищевой промышленности раствор йодированных белков «Биойод» (далее РИБ «Биойод»);

- биологически активная добавка к пище «Биойод» (далее БАД «Биойод»).

Реализация данного инвестиционного проекта позволит решить следующие задачи:

- удовлетворить потребности рынка в йодсодержащих препаратах, не вызывающих побочной реакции и не имеющих негативного воздействия на организм;

- создать новые источники получения прибыли за счет диверсификации предприятия;

- обеспечить загруженность производственных мощностей и развитие производства ООО «Биойод» за счет создания обширной сбытовой сети;

- создание новых рабочих мест.

РИБ и БАД «Биойод» предназначены для применения в лечебно-профилактических целях в пищевой промышленности и для индивидуальных потребителей на территориях, где наблюдается неудовлетворительная ситуация по заболеваниям, связанным с недостатком йода.

Главной целью настоящего бизнеса является получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособной продукции.

На рынке не ощущается недостатка этой продукции. Но продукция ООО «Биойод» имеет существенные отличия в технологии производства, чем выделяется на фоне других производителей йодсодержащих препаратов. Особенностью данного производства является то, что продукция ООО «Биойод» - это йодированный белок, а не йодиды металлов, как, например, продукция компании Берлин-Хеми в качестве источника йода предлагает в препарате «Йодомарин» йодид калия (KI), а в препарате L-тирозин – синтезированный гормон щитовидной железы.

 

2. Функциональное назначение инновации

Йодированный белок в качестве источника йода в пище имеет следующие преимущества:

- лучшая усвояемость йода (он усваивается как йод, содержащийся в материнском молоке);

- отсутствие вредного побочного действия (соли йода – йодиды, как и соли других галогенов – хлора, фтора, брома, могут оказывать канцерогенное воздействие на организм);

- основное достоинство метода устранения йоддефицита с поваренной солью состоит в ее повсеместном использовании в качестве пищевого компонента. Однако, в настоящее время, в мире происходит снижение рекомендуемых норм потребления поваренной соли, так как факт негативного воздействия избытка хлористого натрия на организм человека общеизвестен и в настоящее время актуальность приобрела разработка общенациональной программы по ограничению потребления поваренной соли;

- отсутствие влияния на функционирование организма (прием синтетического гормона приводит к угнетению функций щитовидной железы, она перестает вырабатывать собственные гормоны, в результате чего у человека возникает зависимость от препарата).

ООО «Биойод» предлагает использовать в качестве источника йода его органические соединения с ковалентно связанным йодом и, прежде всего йодсодержащие аминокислоты в составе белков. Синтетические аналоги природных йодорганических соединений относятся к негормональным веществам, физиологичны, обладают высокой биологической эффективностью, не вызывают передозировку.

Сырье для пищевой промышленности - йодированные белки «Биойод» полностью готово к использованию, выпускается в жидком виде, что обеспечивает получение равномерно йодированного продукта. Высокая степень йодирования позволяет использовать его в микроколичествах. Поскольку препарат термически и химически стабилен, то в технологическом процессе нет потерь йода, что обеспечивает строго нормированное его потребление человеком. Сырье «Биойод» не оказывает влияние на органолептические свойства и пригодно для обогащения широкого круга пищевых продуктов.

Использование йодированных белков для обогащения пищевых продуктов не требует существенных изменений технологического процесса.

ООО «Биойод» при наличии необходимого уровня инвестиций в состоянии в течение 2-3 лет наладить производство биологически активной добавки к пище для обогащения продуктов питания в количестве достаточном обеспечить потребности 50 млн. россиян. Кроме этого будет налажен выпуск таблетированной формы биологически активной добавки в объеме 5 млн. упаковок в месяц, содержащих месячную норму йода. Для детей планируется Производство низкоаллергенной формы пищевой добавки на основе белков козьего молока. ООО «Биойод» приступает к разработке фармацевтического йодсодержащего препарата нового поколения. Наряду с продукцией профилактического питания и медицины планируется производство препарата для нужд сельского хозяйства. ООО «Биойод» проводит организационные мероприятия по освоению «йодорганического» рынка Западной Европы и Китая, монопольные права на который ему принадлежат.

Проведенные маркетинговые исследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существовании значительного объема спроса на йодсодержащие препараты.

 

3. Описание потребителей - характеристики сегментов рынка в России

Потенциальными потребителями являются:

- лица, страдающие заболеваниями, связанными с недостатком йода в организме, а так же лица, проживающие на территориях с высоким риском заболеваний, связанных с йоддефицитом;

- производители пищевых продуктов.

Первоначально наладить реализацию продукции планируется на территории Московской и Ленинградской областей, затем планируется охват всего центрального района. После выхода на промышленное производство и полной загрузки производственных мощностей планируется охват большей части европейской части России, а так же экспорт в Китай и страны Западной Европы.

Спрос на данную продукцию стабилен, так как йод является одним из незаменимых микроэлементов, влияющих на работу и развитие организма. Недостаток йода в организме ведет к дисфункции щитовидной железы и развитию таких заболеваний как кретинизм, микседема и эндемический зоба. Поэтому спрос на йодсодержащие препараты высок.

Опрос потенциальных покупателей БАД «Биойод» позволяет выделить несколько основных групп мотивов покупок:

- высокое качество, наличие качественных преимуществ перед другими препаратами – отмечают примерно 60 процентов покупателей;

- низкая цена – является мотивом приобретения для % покупателей;

- наличие рекламы по телевиденью, как свидетельства развитости, преуспевания и надежности фирмы-производителя, а, следовательно, и качества товара и другие причины – отмечают остальные 10 процентов.

Таким образом, из данных опроса можно сделать вывод о том, что главное для реализации товара – доведение до потребителя сведений о конкурентных преимуществах БАД «Биойод» по сравнению с другими йодсодержащими препаратами.

Ведутся переговоры и были подписаны предварительные договоры на поставку продукции. У ООО «Биойод» заключен контракт с фирмой «Данон» на поставку РИБ «Биойод».

Основными конкурентами являются фирмы Берлин химии и Никомед, однако, ввиду более высокой цены на их продукцию не следует ожидать какой-либо серьезной конкурентной борьбы; а также «Йод-актив», которые составляют конкуренцию.

Маркетинговые исследования, проведенные по этому рынку, свидетельствуют о том, что рынок является олигополистическим, и при существующем уровне цен и качественных параметрах продукции ООО «Биойод» вполне может стать лидирующим предприятием в этой области.

Перспективы развития рынка йодсодержащих препаратов позволяют прогнозировать увеличение объемов продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей предприятия.

4. Классификация инновации.

Вид: продукт

Значимость: улучшающая

Разработчик: своими силами ООО «Биойод»

Направленность: расширяющая

 

 


Заключение

 

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что данный проект перспективен и имеет большое будущее.

Предприятие производит принципиально новый продукт, который по своим физиологическим свойствам отличается от всех подобных препаратов большей адаптированностью к восприятию организмом.

Вся продукция одобрена Минздравом РФ и должна соответствовать нормам СанПин.

Сырье для пищевой промышленности - йодированные белки «Биойод» полностью готово к использованию, выпускается в жидком виде, что обеспечивает получение равномерно йодированного продукта. Высокая степень йодирования позволяет использовать его в микроколичествах. Поскольку препарат термически и химически стабилен, то в технологическом процессе нет потерь йода, что обеспечивает строго нормированное его потребление человеком. Сырье «Биойод» не оказывает влияние на органолептические свойства и пригодно для обогащения широкого круга пищевых продуктов.

Использование йодированных белков для обогащения пищевых продуктов не требует существенных изменений технологического процесса.

ООО «Биойод» при наличии необходимого уровня инвестиций в состоянии в течение 2-3 лет наладить производство биологически активной добавки к пище для обогащения продуктов питания в количестве достаточном обеспечить потребности 50 млн. россиян. Кроме этого будет налажен выпуск таблетированной формы биологически активной добавки в объеме 5 млн. упаковок в месяц, содержащих месячную норму йода. Для детей планируется Производство низкоаллергенной формы пищевой добавки на основе белков козьего молока. ООО «Биойод» приступает к разработке фармацевтического йодсодержащего препарата нового поколения. Наряду с продукцией профилактического питания и медицины планируется производство препарата для нужд сельского хозяйства. ООО «Биойод» проводит организационные мероприятия по освоению «йодорганического» рынка Западной Европы и Китая, монопольные права на который ему принадлежат.

Проведенные маркетинговые исследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существовании значительного объема спроса на йодсодержащие препараты.

 


Список литературы

 

1. Авсянников Н.П.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие.- М.:Изд-во РУНД,2012.-231с.

2. Балабанов И.Т.Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер,2001.-304с.

3. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- М. издательство РДП.2014.-3 52с.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. /Под ред. Гончаренко Л.П. – М.: КНОРУС, 2015-544 с.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-446с.

6. Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие.-М.:ИНФРА-М,2016.-127с.

7. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др.- М.: ОАО «НПО» Издательство «Экономика»,2015.-475с.

8. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 222 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.- 4-е изд.-Спб. Литер, 2013.-400с.

10. Швандер В.А., Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник.-М.:Вузовский учебник,2015.- 382с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: