Классификация тестов по предмету диагностирования 2 глава




Другим примером использования визуальных символов для запоминания учебного материала являются методические при­емы педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Его опорные сигналы ("Листы опорных сигналов"), в которых изобразительная на­глядность представлена образцами изучаемых объектов и явле­ний, способствуют прочному запоминанию учебного материа­ла, повышению познавательной активности учащихся.

Метод пиктограмм находит свое применение и в практиче­ской психологии. Так, И.В. Липсиц предлагает связанный с этим методом тест "Вы и ваше окружение" [166, с. 119—122]. С помощью теста, на рисунке которого изображено 15 "чело­вечков" (каждый в своей особой графической позе), можно оп­ределить, как складываются ваши отношения с окружающими людьми, находите ли вы взаимопонимание при встрече с ними, кого вы избегаете, кто вам симпатичен. Определяя свое отно­шение к изображенным на пиктограмме "человечкам", испы­туемый оценивает их по пяти позициям: 1) очень симпатичен; 2).симпатичен; 3) безразличен; 4) не очень симпатичен; 5) очень несимпатичен. Сравнивая свои оценки по специаль­ной таблице с соответствующими баллами по каждому из представленных в пиктограмме фигур, испытуемый вычисляет итоговую сумму баллов. По этим баллам дается оценка его вза­имоотношений с окружающими людьми. Тест "Вы и ваше ок­ружение" приведен в приложении 6.

Условно к проективным методикам можно также отнести приемы и способы психографологического исследования почерка. В почерке индивидуальные различия проявляются особенно ярко. Н.Н. Обозов отмечает, что подписи или автографы могут многое сказать о переживаниях человека, о его открытости или скрытности, о скромности или уверенности, об эмоционально­сти или сдержанности. Конечно, почерк имеет и свои устойчи­вые особенности, которые не меняются в зависимости от со­стояний человека, но некоторые другие элементы связаны с на­строением, возбуждением индивида [249, с. 3].

По почерку можно определить некоторые характерологиче­ские черты человека, тип его личности и темперамента. Име­ется определенная связь почерка с психологическими отклоне­ниями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их по почерку.

В приложении 7 приведены примеры из практики психо­графологического исследования писем испытуемых, проводив­шегося слушателями Таллинского отделения Школы практиче­ской психологии.

К проективным относится также методика "Незакончен­ные предложения", которая дает возможность выявить опре­деленные потребности, мотивы и чувства испытуемого (стра­хи, опасения, осознание собственной вины и т.п.), отношение к прошлому и будущему, характер взаимоотношений с роди­телями, друзьями, с вышестоящим по статусу и подчиненным и др. Существует много вариантов проективной методики "Незаконченные предложения", основанных на принципе вер­бального завершения. Сами предложения формулируются та­ким образом, чтобы стимулировать ответы, относящиеся к изучаемым свойствам и лингвистическим особенностям испы­туемого. Ниже представлен проективный тест "Незакончен­ные предложения", разработанный Д. Саксом еще в 1950 г. Тест состоит из 60 предложений, которые могут быть разде­лены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношени­ям и т.п. Составить себе более конкретное представление об этом тесте помогут читателям бланк теста и ключ к группам предложений (см. табл. 3).

БЛАНК ТЕСТА

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то_______

3. Я всегда хотел

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне______________

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь _

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_____

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной____________

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

13. Лучше всего мне работается с______________________

14. Моя мать и я_____________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел___________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы____________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы____________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_____

20. Надеюсь на______________________________________

21. В школе мои учителя______________________________

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь _

23. Не люблю людей, которые__________________________

24. До войны я_______________________________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек______

26. Супружеская жизнь кажется мне___________________

27. Моя семья обращается со мной, как с. ___________

28. Люди, с которыми я работаю_______________________

29. Моя мать

30. Моей самой большой ошибкой было_______

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. Моим скрытым желанием в жизни________

34. Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всего люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)____

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей____________

43. Люблю работать с людьми, которые___________

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если

46. Думаю, что мой отец__________

47. Когда мне начинает не везти, я _

48. Больше всего я хотел бы в жизни

49. Когда я даю другим поручение__

50. Когда буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _

52. Мои опасения не раз заставляли меня_______________

53. Когда меня нет, мои друзья________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства являет­ся __

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) _

56. Моя половая жизнь_______________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья___________________

58. Люди, которые работают со мной___________________

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Таблица 3

КЛЮЧ К ГРУППАМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

№ п/п Группы предложении Номера предложений
  Отношение к отцу 1 16 31 46
  Отношение к себе 2 17 32 47
  Нереализованные возможности 3 18 334 8
  Отношение к подчиненным 4 1 9 34 49
  Отношение к будущему 5 20 35 50
  Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51  
  Страхи и опасения 7 22 37 52  
  Отношение к друзьям 8 23 38 53  
  Отношение к своему прошлому 9 24 39 54  
  Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55  
  Сексуальные отношения 11 26 41 56  
  Отношение к семье 12 27 42 57  
  Отношение к сотрудникам 13 28 43 58  
  Отношение к матери 14 29 44 59  
  Чувство вины 1 5 30 45 60  
           

Качественное изучение законченных предложений может быть дополнено количественной оценкой каждого из них. Ни­же приводятся примеры предложений и варианты ответов с оценками (—2; —I; 0):

Большинство известных мне семей:

1) несчастливые, недружные, распались —2;

2) нервные, не очень дружные —1;

3) все одинаковы 0.

Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, страшным —2;

2) туманным, неприглядным —1;

3) неясным, неизвестным 0.

Перед проведением теста "Незаконченные предложения" с испытуемыми проводится беседа, обращается внимание на не­обходимость давать искренние, естественные ответы. Если ис­пытуемый все-таки старается скрыть мир своих переживаний, дает формальные ответы, то для опытного психолога такое по­ведение предоставляет пищу для размышлений о системе лич­ностных отношений обследуемого. В соответствии с возрастны­ми особенностями испытуемых им может быть предложено отвечать не на все 60 предложений, а на часть их, выборочно, в зависимости от задач конкретного психодиагностического исследования. Примером может служить обследование подрост­ков из некоторых общеобразовательных школ Таллина, прове­денное слушательницей Таллинского отделения Школы прак­тической психологии Т. Клепилиной под нашим руководством (см. приложение 8).

Тест "Дом — дерево –– человек" также относится к проек­тивным методикам. (Предложен Дж. Буком еще в 1948 г.) Обс­ледуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека Они знакомы каждому и поэтому удобны как объекты для ри­сования. По мнению Дж, Бука, каждый рисунок — это своеоб­разный автопортрет, детали которого имеют личностное значе­ние. По рисункам можно судить об аффективной сфере лично­сти, о ее потребностях, об уровне психосексуального развития, тревожности, самооценки и др.

При выполнении теста требуется изобразить дом, дерево и человека в одном рисунке. В упрошенной форме дерево симво­лизирует жизненную энергию, стремление к жизни, дом — безопасность, успех, а человек — проявление собственного "Я". Определенное значение имеет и то, в какой последовательно­сти выполняется рисунок. Если первым нарисовано дерево, это значит, что для человека основным является жизненная энер­гия. Если же первым нарисован дом, то на первое место ста­вится безопасность, успех дела. В том случае, если сперва рису­ется человек, то на первый план выдвигаются проблемы собст­венного "Я" испытуемого. По характеру зарисовки отдельных деталей можно судить о степени тревожности обследуемого. Дж. Буком выделены следующие детали рисунка, говорящие о повышенной степени тревожности испытуемых: облака, огра­ничение пространства, штриховка, линии с сильным нажимом, мертвое дерево, больной человек, подчеркнутые линии основа­ний (трава, пол), толстая линия фундамента, интенсивно зату­шеванные волосы у человека, перерисовка объекта, вместо од­ного — несколько деревьев, явное несоответствие качества од­ного из рисунков, подчеркнутая талия у человека, отсутствие трубы на крыше, отсутствие двери и окон дома, излишне за­крытые окна, дверь без ручки, руки человека в оборонительной позиции и др.

О наличии у испытуемого чувства неполноценности, недове­рия к себе, заниженной самооценки говорят следующие детали рисунка: слабые линии, дом расположен на краю листа, сла­бая линия ствола дерева, слишком маленькая дверь, прикрыва­ние рисунка рукой, малый размер рисунка, у человека не на­рисованы руки или ноги, непропорционально короткие руки и узкие плечи, большая крона веток дерева, сгнившее дерево.

После завершения рисунка с испытуемым проводится бесе­да, уточняются отдельные детали, выясняются некоторые воп­росы.

О чем говорит нарисованная здесь ситуация?

Что происходит на рисунке?

Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом? Если такое взаимодействие есть, положительно ли оно?

С чем ассоциируется для вас дом, дерево, человек?

Что они могут для вас символизировать?

Такая беседа с испытуемым, дополняющая последующий анализ рисунка, позволяет более точно интерпретировать ре­зультаты теста "Дом—дерево—человек". В приложении 9 пред­ставлены рисунки отдельных испытуемых, выполнивших выше­названный тест под наблюдением Т. Клепилиной.

Тест выбора цвета М. Люшера условно также можно отне­сти к числу проективных методик. Он основан на субъектив­ном предпочтении цветовых стимулов. Психологическая интер­претация полученного ряда субъективного предпочтения цвета по итогам теста М. Люшера основана на предположении о том, что каждому цвету присуще определенное символическое зна­чение (красный — стремление к власти, доминированию; зеле­ный — упорство, настойчивость и т.п.).

Характеристика цветов по Люшеру рассматривается приме­нительно к четырем основным и четырем дополнительным цветам (ниже они отмечены под номерами теста Люшера).

К основным цветам относятся:

1. Темно-синий. Символизирует спокойствие, удовлетворен­ность, нежность, любовь, привязанность, уравновешенность, стремление к гармонии. Синий цвет означает умение сопере­живать, склонность к традициям, постоянство, приверженность к вечным ценностям и созерцательности;

2. Сине-зеленый. Означает потребность в самоутверждении, настойчивость, самоуверенность, самоуважение, властность, уп­рямство, высокую оценку своего "Я". Человек, отдающий этому цвету первое место, настойчиво отстаивает свои притязания (стремление к богатству, физическое совершенство, социальное превосходство и т.п.), стремится произвести "впечатление". Признание его заслуг — одно из сокровенных его желаний;

3. Оранжево-красный. Символизирует страсть, возбуди­мость, властность, агрессивность, доминирование, сексуаль­ность, потребность действовать и добиться успеха Человека, предпочитающего выбирать красный цвет, влечет к активной деятельности, борьбе, соперничеству, соревнованию;

4. Светло-желтый. Означает потребность в оптимизме, ука­зывает на активность человека, стремление к общению с людь­ми, экспансивность. Люди, ставящие на первое место желтый цист, часто находятся в ожидании большого счастья, стремятся к раскованности, к освобождению от тягот, жизненных проб­лем и ограничений.

К дополнительным цветам относятся:

5. Фиолетовый цвет. Является смесью синего и красного. Че­ловек, выбирающий его, склонен к нереальному, ему трудно от­личить действительное от воображаемого. У него развита по­требность в одобрении, восхищении со стороны других людей его манерами, поступками и действиями, потребность в пони­мании его "Я" со стороны партнера, с кем он идентифицирует себя. Хорошо развита чувствительность, способность к незави­симым оценкам. Часто такие люди связывают себя со свобод­ными профессиями и гуманитарными науками;

6. Коричневый. Коричневый цвет — это смесь красного, желтого и черного цветов. Люди, ставящие коричневый цвет на первые места (1—3), подвержены стрессовым состояниям, у них высокая тревожность, негативное отношение к жизни. Вы­соко стремление освободиться от физического дискомфорта, приобрести надежную гарантию безопасности в обществе и се­мье. Часто коричневый цвет выбирают люди, не имеющие до­машнего очага;

7. Черный. Это фактически отрицание цвета как такового. Черный цвет передает идею небытия, исчезновения. Предпоч­тение черного цвета характеризует людей отрешенных от жизни, находящихся в угнетенном состоянии, переживающих "вечные" страхи. Когда такой человек начинает восставать про-

превратностей судьбы, то действует опрометчиво и безрас­судно.

0. Серый — нулевой цвет, бесцветный: не светлый, не тем­ный. Он нейтрален, лишен стимулирующих или психологиче­ских тенденций. Каждый, кто ставит серый цвет на первое ме­сто, хочет от всего отрешиться, загородиться стеной, ни в чем не принимать участия.

При анализе цветовых предпочтений следует учитывать и психофизиологическое воздействие цвета на организм человека (см. табл. 4)*.

Таблица 4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦВЕТОВ

Цвет Давление крови Пульс, дыхание Мускульное напряжение Воздействие на эмоции
Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка ускоряет Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает
Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

 

При составлении цветовой композиции жилых и служебных помещений рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов, обозначенный в таблице. Так, в цветовом ин­терьере комнаты психологической релаксации должны преоб­ладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол же должен быть мягким (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мяг­кого покрытия успокаивает человека), гармонирующим по цве­ту с окраской стен.

Приводится по данным: "Рабочая книга практического психолога: Тех­нология эффективной профессиональной деятельности" [318, с. 358]. Проявляя цветовые предпочтения, человек, обладающий из­бытком энергии, стремящийся заниматься физическим трудом или творчеством, выбирает более яркие цвета. Если организм нуждается в эмоциональном покое, восстановлении физиче­ских сил, освобождении от напряжения и стрессовых состоя­ний, то человек инстинктивно выбирает не яркие, а более тем­ные тона

Тест М. Люшера предлагает испытуемым разложить цвета в порядке их предпочтений. В зависимости от того, на каком ме­сте в ряду оказывается та или иная цветовая карточка-квадрат, мы можем определить, какова в каждом отдельном случае "функция" того или иного цвета (в этом смысле психология цвета названа М. Люшером функциональной психологией), ка­ковы психологические характеристики и состояния человека. Данные анализа цветовых сочетаний интерпретируются в зави­симости от попарных сочетаний тех или иных цветов, находя­щихся в двух параллельных рядах. Методика сокращенного ва­рианта цветового теста М. Люшера приведена в приложе­нии 10.

Проективная тест-методика изучения фрустрационных реакций разработана С. Розенцвейгом в 1944 г. Здесь под фру­страцией следует понимать психическое состояние, возникаю­щее вследствие реальной или воображаемой помехи, препят­ствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гне­тущего настроения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Стиму­лирующая ситуация этого метода заключается в схематиче­ском контурном рисунке, на котором изображены два или бо­лее человека, занятых еще не законченным разговором. Изоб­раженные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам. Общим же для всех рисунков явля­ется нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрационная ситуация. Над персонажем, изо­браженным справа, имеется пустой квадрат, в который обсле­дуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Тест фрустрационных ситуаций состоит из 24 рисунков. В прило­жении 11 представлена адаптированная тест-методика С. Розенцвейга в модификации, разработанной Л. А. Столяренко [369, с. 494-5041

Как отмечалось выше, к проективным методикам относятся и другие проективные тесты (тест Роршаха — толкование чер­нильных пятен, тест Маховера — нарисовать дерево или чело­века и др). Но все их объединяет одна особенность, заключаю­щаяся в том, что критерии валидности и надежности, разрабо­танные для традиционных тестов, к ним неприменимы. Не мо­гут быть альтернативными и ответы на задания тестов ("пра­вильно — неправильно"). Проективные методики используют­ся с целью прогнозировать индивидуальный стиль поведения испытуемого в значимых или конфликтных ситуациях, выяв­лять неосознанные аспекты личности.

В основу всех проективных методик заложена возможность посредством косвенного воздействия на испытуемых, модели­руя определенные жизненные ситуации и отношения, исследо­вать личностные установки, стиль взаимоотношений индивида с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократичность и т.п.), ведущие мотивы и самооценку лично­сти. В сочетании со стандартизированными методиками это да­ет практическому психологу наиболее объективную информа­цию о личности клиента, испытуемого.

В целом проективные тесты требуют широкой теоретиче­ской подготовки психолога и соответствующего опыта по при­менению методик. Проективные тесты дают возможность со­ставить комплексную оценку свойств личности.

Тестовые методики по определению устойчивых особен­ностей личности. Подкласс тестовых методик по определе­нию устойчивых особенностей личности весьма разнообразен. Рассмотрим некоторые из них, нашедших широкое примене­ние в Школе практической психологии.

Диагностикa агрессивности. Агрессивность как качество личности, по определению Р.С. Немова, это не вызванная объ­ективными обстоятельствами (как необходимая ответная реак­ция), неспровоцированная враждебность человека по отноше­нию к людям, окружающему миру. Проявляется у индивида в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Может проявляться и в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к Другому человеку или группе лиц. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности и форме проявления: от де­монстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы ей. Ро­гов отмечает, что в настоящее время проявления агрессии в детских и учебных заведениях стали большой проблемой, вол­нующей как учителей, так и родителей. Одной из приоритет­ных задач психолога в учебных заведениях становится психокоррекционная работа с подростками и юношами, особенно с теми, которые более агрессивны по сравнению с другими.

Следует оговориться, что, с одной стороны, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как отсутствие ее у индивида ведет к пассивности и конформ­ности. С другой стороны, чрезмерное развитие агрессивности может формировать такой облик личности, который провоци­рует конфликтность, затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию.

Между агрессией и фрустрацией существует определенная связь, когда агрессивность проявляется в качестве защитной ре­акции субъекта вследствие аффекта, вызванного фрустрационной ситуацией.

В приложении 12 дано описание методики определения аг­рессивного поведения личности.

Диагностики тревожности. Тревожность — это особое эмо­циональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается стра­хами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормаль­ной деятельности или общению с людьми. Это довольно устой­чивое персональное качество, характеризующееся двумя пока­зателями — личностной и ситуационной напряженностью.

Личностная тревожность — это индивидуальная черта лич­ности человека, отражающая его предрасположенность к эмо­циональным отрицательным реакциям на различные жизнен­ные ситуации, несущие в себе угрозу для его "Я" (для само­оценки, уровня притязаний, отношения к своему "Я" и т.п.).

Ситуационная тревожность — это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на опреде­ленные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лица­ми, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного по­да или возраста и т.п.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведе­ние человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л. А. Столяренко [369, с, 486], — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка челове­ком своего уровня тревожности является для него существен­ным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

У каждого конкретного человека личностная и ситуацион­ная тревожность развиты в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показа­теля.

Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И. Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наи­более значимых областях деятельности и общения, либо суще­ствует как бы вопреки объективно благополучному положе­нию, являясь следствием определенных личностных конфлик­тов, нарушений в развитии самооценки и т.п. [324, с. 186—187]. Тревожность часто испытывают школьники, которые хоро­шо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, об­щественной жизни, однако это видимое благополучие достига­ется ими неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоян­ной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспо­собности, повышенной утомляемости (там же, с. 187).

Методика по определению уровней тревожности представ­лена в приложении 13.

Диагностика притязаний личности. Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении сво­их целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможно­стями человека ведет к тому, что он начинает неправильно се­бя оценивать, его поведение становится неадекватным, возни­кают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с само­оценкой личности и мотивацией достижения успехов в различ­ных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в раз­личных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, моти­вированные на успех, ставят перед собой цели, достижение ко­торых однозначно расценивается ими как успех. Они стремят­ся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосре­доточение внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на из­бегание неудачи. Для них явно выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на не­удачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способ­ны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивают себя, у них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на не­удачу, неадекватно оценивают себя, что в свою очередь ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или занижен­ным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, не кри­тичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. Тестовая методика по определению уровня притязаний лич­ности дана в приложении 14.

Самооценка личности. Разработка методик самооценки личности имеет определенные трудности, связанные с возрас­тными особенностями и профессиональной ориентацией раз­личных контингентов испытуемых. Самооценка личности тес­но связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Важно выяснить, ка­кое место оценка своего "Я" занимает в структуре самосозна­ния личности.

Понятие "самосознание" происходит от слова "сознание". Сознание как высшая форма развития психики человека про­является в трех составляющих:

совокупность знаний об окружающем нас мире;

постановка жизненных целей и задач личности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: