Типология семейно-брачных отношений (16).




Семья – основанная на браке или кровном родстве социальная группа члены которой объединены общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Типы семьи:

  1. Матриархальная семья (господствует женщина-мать);
  2. Патриархальная семья (господствует мужчина);
  3. Биоархальная (основана на равенстве супругов) – в 19 веке в Европе развивается капитализм, что увеличивает необходимость в рабочей силе; женщины начинают работать, приобретая экономическую независимость от мужчин.

Брак – санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая влечёт определённые права и обязанности.
Типы брака:

  1. Кровно-родственный;
  2. Групповой (основан на ограничении брачных партнёров внутри общины) – группа женщин одной общины могла вступить в брак с группой мужчин другой общины;
  3. Парный брак (моногамный) – возникает проституция.
  4. Гостевой брак (супруги не живут вместе, а видятся только определённое время).

Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» (17).
Человек – биосоциальное существо.
Индивидуальность – биологическая характеристика человека, то, что отличает одного от другого.
Индивидуальное – сочетание особых качеств.
Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему.
^Статусно-ролевая теория личности. Социализация личности (18).
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Социальная роль — модель поведения человека, которая от него ожидается в зависимости от его социального положения:

  1. Основные роли;
  2. Не основные роли;
  3. Ситуативные (временные).
  4. Предписанные (пол, возраст);
  5. Приобретённые (профессия).

Т.к.ролей много, а человек один возникают межролевые конфликты – человек ощущает психологический дискомфорт (прострация).

Социализация – процесс включения человека в систему общественных отношений; осуществляется путём усвоения социальных норм (правила поведения, принятые в данном обществе) и ценностей (цели, одобряемые обществом).
^ Структура личности (19).
Личность – система, состоящая из определённых элементов: нормы, ценности, опыт, образование, профессия.
Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер. В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует "Я": хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.
Оно – бессознательное, инсинкты.
Супер-эго (сверх Я) – внешний контролёр, который следит за Ид и Эго.
^ Основные уровни структуры здоровой личности - уровень тела, психологический уровень, социальный уровень, личностный уровень, уровень Я.
Структура психологически проблемной личности отличается от личности психологически здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые месты начинают выходить вопросы психологической защиты...
В психотерапевтической практике, имеющей дело преимущественно с проблемной личностью, обычно выделяют такие части и элементы, как:

  1. Детские воспоминания;
  2. Ид, Эго, Супер-эго;
  3. Личность и защитный панцирь, раскладывающийся в свою очередь на разнообразные психологические защиты;
  4. Динамика переживаний;
  5. Типичные комплексы, неврозы и психопатии.

Культура как социальное явление. Функции культуры (22).
Культура – система ценностей, норм, убеждений, обычаев данного конкретного общества/общества в целом.
^ Роль культуры – функционирование и развитие общества. По Лаврову – высшая потребность человека – потребность в развитии.
Культура создана человеком.
Типы и формы культуры (23).

  1. Общечеловеческая;
  2. Доминирующая;
  3. Субкультура;
  4. Контркультура;
  5. Элитарная культура (цель - самовыражение).
  6. Массовая культура;
  7. Традиционная культура (народная).

Массовая культура, ее функции (24).
Массовая культура (поп-культура) — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения.
Виды социологических исследований (32).
В зависимости от г лубины и важности анализа:

1. Тщательное исследование;

  1. Описательное СИ – проводится на большом объекте;
  2. Аналитическое СИ – направлено на выявление причин социальных проблем.

В зависимости от метода получения информации:

  1. Опрос (интервью/анкетирование);
  2. Наблюдение;
  3. Анализ документов.

Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов (33).
Опрос – получение информации путём выявления общественного мнения (интервью, анкетирование).
Анкета – совокупность вопросов, объединённых общей целью.
Требования к анкете:

  1. Вопрос должен быть понятен;
  2. В вопросе должен быть один вопрос;
  3. Вопрос и варианты ответов должны быть направлены на цель исследования;
  4. В вопросе не должно содержаться подсказки;
  5. Варианты ответов должны быть симметричны (есть «да», должно быть и «нет»);
  6. Варианты ответов должны быть сопоставимы.

Вопросы:

  1. Закрытые – есть варианты ответа;
  2. Полуоткрытые – есть вариант «другое»;
  3. Открытые – нет вариантов ответа.

Опросы:

  1. Массовые;
  2. Экспертные.

Вид опроса часто зависит от гипотезы (предложение, которое попутно подтверждается/опровергается).
Гипотеза:
А) Виноват учитель;
Б) Виноваты студенты;
В) Виноваты обе стороны.
Если виноват учитель, то приглашают экспертов и проводят массовый опрос студентов.
^ Метод наблюдения. Виды наблюдений (35).
Наблюдение – один из методов получения информации для социологического исследования; фиксация поведения соц-х объектов, явлений с помощью:

  1. Дневных наблюдений;
  2. Технических средств.

Виды наблюдений:

  1. Повторяющееся наблюдение;
  2. Сравнительные (в разных условиях).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: