Классификация тестов по предмету диагностирования 3 глава




самосознание как отношение человека к самому себе, дру­гим людям и окружающему миру.

Самосознание — это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, осознание сво­его "Я" во всем многообразии индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание является своеобразным фунда­ментом, на котором строится Я-концепция и Я-образ лично­сти.

В свою очередь, образ собственного "Я" состоит из трех ком­понентов: когнитивного (образ своих психологических качеств, внешности, социальной значимости и т.д.); эмоционального (са­моуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т.п.); оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завое­вать уважение и т.п.).

А.Н. Леонтьев в своей книге "Деятельность, сознание, лич­ность" [184] отмечает, что проблема человеческого "Я" принад­лежит к числу ускользающих от научно-психологического ана­лиза Взять хотя бы, например, одну сторону проявления "Я". Можно рассматривать "Я" в нескольких измерениях. "Я" как реальная сущность человека, как реальная данность индивида с его структурой, психологической и физиологической организа­цией личности. Второе измерение "Я" — это то, что сам чело­век думает о себе, т. е. сущность самого "Я" is представлении конкретного индивида. Наконец, третье измерение "Я" — это то, что другой человек думает о тебе как о личности.

В качестве примера можно привести стихотворение М.Ю. Лермонтова "Сон". Задумайтесь над ним и постарайтесь ответить на вопрос, где здесь проявляются три измерения "Я".

СОН

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь сочилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины,

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди дымясь чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

М.Ю. Лермонтов не был психологом в полном смысле этого слова. Но посмотрите, как тонко он подметил психологические струны человеческого "Я". Поэт, как индивид, как личность — это всегда реальная данность, самость. Поэт, как он думает о себе. Наконец, впечатление о личности поэта в грезах молодой привлекательной особы.

М. К. Тутушкина в понятие "самосознание" включает три основных компонента: 1) самопознание, 2) самооценку, 3) са­мовоспитание.

Самопознание — это процесс выработки определенного эмоционально-ценностного отношения к себе, итогом которо­го становится самооценка личности.

Самооценка предполагает оценку своих способностей, пси­хологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди дру­гих людей [293, с 132—133]. Самооценка может быть зани­женной, завышенной и адекватной (нормальной).

Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низ­кие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают зна­чение неудач. Способности реализуют далеко не полностью. Им свойственны такие характерологические черты, как нереши­тельность, боязливость, обидчивость, придирчивость, чрезмер­ная совестливость, конфликтность. Они страдают комплексом неполноценности и нуждаются в поддержке окружающих. Од­нако, как отмечает М.К. Тутушкина, человек с заниженной са­мооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влия­нию других людей и имеет больше шансов прийти к адекват­ной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они не­критичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим пренебрежительны. С оценками, ко­торые им дают окружающие, не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций б коллективе. Основные чер­ты их характера: зазнайство, высокомерие, стремление к пре­восходству, неуважительное, грубое отношение к людям. Они могут обидеть человека и сами даже не заметить этого.

Чрезмерно высокие и слишком низкие самооценки свиде­тельствуют об их искажении, неадекватности реальному поло­жению вещей. По мнению НМ Пейсахова, динамика развития самооценки в этих двух случаях должна идти с противополож­ных сторон к оптимальному уровню [272, с. 60] Обладатели за­вышенной самооценки должны развивать в себе критичность, а лица с заниженной самооценкой обязаны выработать уверенность в себе, умение оптимистически смотреть на свои способ­ности и возможности.

Адекватная самооценка обеспечивает и соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче живется на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен.

Третьей составной частью самосознания является самовос­питание. Это процесс самоуправления и саморегуляции (само­регулирования), направленный на осознанное измерение своей личности. Эффективное самоуправление возможно только при оптимальном уровне самооценки. Следовательно, формирова­ние оптимальной, адекватной самооценки — это одновремен­но и развитие способности к психологическому личностному самоуправлению, проявляющееся в конкретизации мотивов поведения и деятельности, в постановке целей и выборе путей их достижения. Процессы самоуправления и саморегуляции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Упрощенная пси­хологическая структура саморегулирования включает в себя следу­ющие элементы: принятие субъектом конкретной цели произ­вольной активности, программу исполнительских действий, пе­реработку текущей информации, принятие решений, выполне­ние программы исполнительских действий, проверку результа­тов, коррекцию действий. Таким образом, саморегуляция пред­ставляет собой замкнутый контроль регулирования, является своеобразным информационным процессом, носителями кото­рого выступают различные формы отражения действительно­сти.

В свою очередь саморегуляция тесно связана с самоконтро­лем личности. Г.С. Никифоров [238] отмечает, что психологиче­ское самоуправление и саморегуляция, понимаемые как созна­тельное воздействие личности на свою деятельность и поведе­ние, возможны при достаточно активном самоконтроле лично­сти.

Для уяснения динамики развития самооценки у детей и подростков обратимся к концепции К. Роджерса Для малень­ких детей эта оценка, считает К. Роджерс, бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка (см.: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека/Пер, с англ. М., 1994). Тем не менее уже в раннем возрасте эта оценка руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из ок­ружающего мира то, что присуще именно данному индивиду, — интересы, профессиональные намерения, стиль общения с людьми. В более старшем возрасте человек начинает осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь в соответствии с осознаваемой оценкой себя как личности. Ког­да результат деятельности человека приносит ему удовлетворе­ние, повышает его статус в глазах других людей, тогда ему не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мне­ние о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя их к полной конгруэнтно­сти. Конгруэнтность, по Роджерсу, — это степень тождествен­ности "феноменального поля", приобретаемого человеком в процессе его жизни, реальной действительности. Здесь под "фе­номенальным полем" понимается опыт, приобретаемый лично­стью в процессе своего жизненного пути.

В детском возрасте самооценка формируется под давлением взрослых, у которых имеется собственное представление о ре­бенке, его способностях и возможностях. Свою оценку они на­вязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и признал своей самооценкой.

Т.Д. Марцинковская и М.Г. Ярошевский, отмечая заслуги К. Роджерса в разработке темы самоактуализации и самооцен­ки человека, приводят краткое изложение его концепции о развитии самооценки у детей [207]. Сущность этой концепции заключается в следующем.

Некоторые дети начинают протестовать против навязывае­мых им действий, интересов и представлений, приходя к кон­фликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против все­го, что идет от взрослых, даже в том случае, если это соответ­ствует его истинным интересам. Такой путь не может быть по­зитивным. Необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего дети соглашаются со взрослыми, что яв­ляется серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного "Я" человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Такой путь ведет к отчуждению своего опыта от сознания, к построению ограниченных ригидных схем окружающего мира и себя. Эти схемы очень мало соответствуют реальной действи­тельности. Эта неадекватность вызывает в человеке напряже­ние, приводит к неврозу. Задача психотерапевта — разрушить эти схемы, помочь человеку осознать свое истинное "Я" и пе­рестроить свое общение с окружающими.

Концепция Роджерса связана не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его под­ходом к психокоррекции. Психотерапевт не должен навязы­вать свое мнение пациенту, но должен подводить era к пра­вильному решению, которое пациент принимает самостоятель­но. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начи­нает лучше понимать себя, а затем и других. Происходит "оза­рение", которое помогает построить свою адекватную само­оценку.

В приложении 15 представлены методики самооценки младшего школьника, локуса контроля и самооценки студента, а также деловых и личностных качеств менеджера.

Регуляция субъектом своей деятельности и поведения осу­ществляется на основе волевых усилий. В приложении 16 опи­сан тест на определение силы воли.

Основные тенденции поведения индивида в группе. Предста­вление индивида о своей личности будет более конкретным, ес­ли определить основные тенденции индивида в реальной груп­пе (зависимость — независимость, общительность — необщи­тельность, принятие "борьбы" — избегание "борьбы"). Опреде­лить эти тенденции можно с помощью метода "Q-сортировка" (приложение 17).

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ

К тестам предъявляются определенные требования. Основны­ми из них являются валидность, надежность, наличие тестовых норм, социальная адаптация тестовых методик.

3.1. Валидность

Валидность (англ, valid — действительный, пригодный, имею­щий силу) — один из важнейших критериев качества теста, оз­начающий пригодность теста для измерения того, что он по за­мыслу должен измерять; или иначе: соответствие тестовой ме­тодики измеряемому концепту. Если, например, проводится те­стирование испытуемых на определение их интеллектуальных способностей, то вряд ли целесообразно с помощью одного и того же теста оценивать еще и типы их темперамента. Про­верка теста на валидность включает ряд процедур, главными из которых являются процедуры валидации (валидизации). Опре­деляется валидация посредством корреляции результатов тес­тирования с успешностью выполнения соответствующей дея­тельности. К примеру, если с группой испытуемых проведено тестирование на определение общих способностей, то процесс валидации можно представить как установление корреляцион­ных связей полученных данных тестирования с результатами обследования этих же испытуемых на предмет выявления об­щих способностей по другим проверенным и надежным мето­дикам. Валидность считается достаточно высокой, если коэффици­ент корреляции будет более 0,6. При значении коэффициента корреляции 0,45—0,65 валидность считается вполне удовлетво­рительной.

3.2. Надежность теста

Надежность — один из важных критериев его качества, отно­сящегося к точности психологических измерений. Чем выше надежность теста, тем относительно свободнее он от погреш­ностей измерений. Надежность теста рассматривается как ус­тойчивость (стабильность) результатов при повторном тестиро­вании на той же выборке испытуемых. Повторное тестирова­ние обычно проводится через две недели после первого тести­рования. Считается, что при коэффициенте корреляции более 0,75 уровень надежности теста вполне приемлем.

Проблемы валидности и надежности в психодиагностике тес­но взаимосвязаны. Однако валидность рассчитывается относи­тельно объекта исследования (применительно к испытуемым), надежность же — относительно предмета психодиагностическо­го исследования (психологических свойств или черт личности).

Надежность не обязательно предполагает валидность. Она является необходимым, но недостаточным условием валидно­сти. Справедливо следующее неравенство: валидность < надеж­ность. Это означает, что валидность теста не может превышать его надежность.

 

3.3. Наличие тестовых норм для конкретной методики тестирования

Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола с после­дующим усреднением полученных оценок и дифференциацией по ряду релевантных показателей. Согласно Р.С. Немову, "нор­ма теста — это средний уровень развития большой совокупно­сти людей, похожих на данного испытуемого по ряду социаль­но-демографических характеристик" [235, с. 108].

Понятие "норма теста" тесно связано с понятием "репре­зентативность". Репрезентативность (франц. representatif — показательный) — свойство выборочной совокупности представ­лять характеристики генеральной совокупности. Репрезента­тивность означает с некоторой наперед заданной или опреде­ленной статистически погрешностью можно считать, что пред­ставляемое в выборочной совокупности распределение изучае­мых признаков соответствует их реальному распределению.

Для установления нормы теста и стандартизации тестовой методики требуется предварительно определить обоснован­ность выборки и провести статистические расчеты по опреде­лению их репрезентативности. Операции по анализу и расчету тестовых норм (а, следовательно, и проверке их на репрезента­тивность) проводятся с использованием математических мето­дов (в основном на компьютере). В случае негативных резуль­татов (отсутствия устойчивых тестовых норм) прибегают к об­следованию более широкой выборки или отказываются от пла­на использования данного теста

Всякие нормы со временем, как правило, изменяются в со­ответствии с изменяющимися условиями социально-культур­ной жизнедеятельности людей. Р.С. Немов отмечает, что "нор­мы интеллектуального развития, установленные в первой чет­верти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значи­тельно вырос" [235, с. 108]. В соответствии с установленным среди психологов правилом один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться.

Валидность, надежность, соответствие тестовым нормам (ре­презентативность) являются основными требованиями психо­метрии. Их объективный характер, возможность перепроверки результатов тестирования являются гарантией достоверной психологической информации.

3.4. Социальная адаптация тестовых методик

Данное требование выдвинуто сравнительно недавно. И связано это с необходимостью адаптации тестовых методик, заимство­ванных из других стран, к новым региональным и социальным условиям. Р.С. Немов по этому поводу пишет: "Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, неадаптиро­ванном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны" [235, с. 107]. И далее: "Перевод словес­ных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содер­жанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной сте­пени снять это неизбежное в силу самой природы языка несо­ответствие, приходится иногда отказываться от буквального пе­ревода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам" [там же, с. 108].

Надежды на готовые, надежные и валидные психодиагно­стические методики не оправдались. При тестировании инте­гральных свойств личности и индивидуального сознания (моти­вы, черты, установки, самооценка, общие способности, стиль общения, ценностные ориентации, интересы и т.п.) ограничи­ваться только установлением новых тестовых норм недопусти­мо. Требуется серьезная работа по проверке и переоценке не только тестовых норм, но и надежности и валидности в новых социокультурных условиях. Авторы учебного пособия "Общая психодиагностика" [259, с. 91] предупреждают — следует пре­достеречь психологов на счет пополнения своего репертуара методик множеством "готовых" зарубежных тестов.

Работа по переоценке тестовых методик по своему объему фа­ктически соответствует конструированию оригинальной методи­ки, отмечают авторы вышеуказанного учебного пособия. "С этой точки зрения заимствование зарубежных общедиагностических тестов способностей, черт характера, интересов и т.п. вовсе не оказывается кратчайшим путем к психодиагностике. Этот путь кажется короче только тем, кто сознательно или по неведению пренебрегает принципами психометрики" [там же, с. 91]. В по­собии говорится и о необходимых этапах эмпирическо-статистической работы, которую следует выполнить при адаптации мно­гомерного переводного тест-опросника [см. там же, с, 92—93].

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫТЕСТИРОВАНИЯ

Применение тестов всегда связано с выполнением исследова­тельских или практических задач, с совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение при этом имеет соблюдение техники психологического тестирования. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: выбор тесто­вой методики, непосредственное тестирование, интерпретация результатов психодиагностического исследования.

4.1. Выбор тестовой методики

Выбор тестовой методики зависит от ряда взаимодействующих факторов, основными из которых являются области примене­ния тестов, цели и задачи психодиагностического исследования.

К областям применения тестовых методик относятся:

система образования (увеличение продолжительности обу­чения, усложнение учебных программ неминуемо потребовали внедрения в педагогическую практику тестовых методик);

профессиональная подготовка, профессиональный отбор (подбор), определение профессиональной пригодности;

психологическое консультирование (выработка рекоменда­ций по изменению соответствующих психологических факто­ров, затрудняющих нормальное поведение человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях; предложе­ния клиенту, направленные на изменение стратегий его поведения в зависимости от определенных складывающихся усло­вий жизнедеятельности, и т.п.);

психологическая коррекция (воздействие психолога на дис­кретные характеристики внутреннего мира человека — пере­живания, познавательные процессы, поступки и т.п. — с целью решения психологических коррекционных задач по схеме: а) что есть? 6) что должно быть? в) что необходимо сделать, чтобы стало должное? — в соответствии с возрастными норма­ми психического развития клиента);

психотерапевтическая работа (поиск причин возникнове­ния конкретных проблем у консультируемого: сложности в от­ношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.п.; выбор способов и приемов вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание клиента, спо­собствующих разрешению этих проблем);

судебная практика (обследование потерпевших, подозрева­емых и свидетелей с целью определения качеств личности, уровня их интеллектуального развития, психологических осо­бенностей и др.).

Выбор тестовой методики зависит также от целей и задач, которые ставит перед собой психолог в своей психодиагности­ческой работе. Так, если областью применения тестовых мето­дик является психологическое консультирование, то постанов­ка целей будет адекватна видам психологического консультиро­вания (психодиагностическая и консультационная работа с ин­дивидуальными клиентами, семейное консультирование, груп­повое посредническое консультирование и др.). Применитель­но к этим целям психологического консультирования ставятся и задачи предстоящей работы психолога. Так, при индивиду­альной работе с клиентами такими задачами могут быть:

составление плана необходимой профилактической или кон­сультационной работы с испытуемым;

составление рекомендаций по изменению соответствующих психологических факторов, затрудняющих нормальную жизне­деятельность человека в семье, на работе, в повседневных и не­стандартных жизненных ситуациях и т.п.

Следует оговориться, что при проведении психологического консультирования психологу кроме психологической помощи неминуемо приходится решать и ряд социально-психологических просветительских задач (передавать психологические зна­ния, умения и навыки; проводить индивидуальное и групповое консультирование по вопросам взаимоотношений с другими людьми, семейным отношениям, проблемам самоуправления, самовоспитания и саморазвития и др.). Таким образом, можно сделать заключение, что психологическое консультирование тесно связано с другими видами психологической помощи — психологическим просвещением, психологической профилакти­кой, психокоррекцией, социально-психологическим сопровож­дением. Здесь под социально-психологическим сопровождени­ем понимается целостный и непрерывный процесс изучения и социально-психологического анализа социальных объектов (субъектов жизни и труда), попадающих в поле деятельности практического психолога, с целью оказания им необходимой психологической помощи. Социально-психологическое сопро­вождение труда и жизни клиентов в организационном плане выражает стратегию акмеологического направления в социаль­но-психологическом исследовании.

4.2. Непосредственное тестирование

Существуют определенные строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. Эти правила сводят­ся к следующему:

1. Прежде чем использовать выбранную тестовую методику по прямому назначению, психолог подробно знакомится с нею, убеждается, что тесты отвечают предъявляемым к ним требо­ваниям, после чего пробует тест на самом себе (в крайнем слу­чае — на другом человеке). Профессионализм психолога пред­полагает умение ставить опыты на себе, в том числе опыты по применению к самому себе соответствующих тестовых мето­дик.

2. Перед началом выполнения теста проводится тщательный инструктаж испытуемых, им разъясняются цели и задачи тес­тирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения сопровождающей тест инструкции. 3. Во время проведения тестирования психолог следит за ра­ботой испытуемых. Последние должны работать самостоятель­но, независимо друг от друга, без посторонней помощи, спо­собной изменить результаты тестирования. Отдельные уточня­ющие вопросы в процессе тестирования испытуемый задает, обращаясь непосредственно к психологу, проводящему тести­рование.

4.3. Интерпретация результатов психодиагностического исследования

Каждая тестовая методика должна сопровождаться обоснован­ной и выверенной программой обработки и интерпретации результатов тестирования. Такая программа включает в себя и применение статистико-математической обработки первичных данных (к примеру, установление корреляционных связей ме­жду различными показателями психологических свойств лично­сти испытуемых, порядок и способы расчетов социометриче­ских индексов и т.п.).

Интерпретация результатов психодиагностического исследо­вания во многом зависит от продуктивного взаимодействия клиента с психологом-диагностом. На это справедливо указы­вает Г.С Абрамова Ее рассуждения на этот счет сводятся к сле­дующему [1, с 53—54]:

Клиент строит свое взаимодействие с психологом-консуль­тантом в зависимости от того, какой для него представляется ситуация психологической помощи. В ситуации экспертизы (например, судебно-психологической) клиент ориентирован на обнаружение у себя социально одобряемых качеств, проявляю­щихся в поведении, стремится действовать "правильно". В этом случае при работе с опросниками он чаще всего начинает вво­дить конкретизирующие моменты или открыто лжет, отрицая у себя те или иные свойства характера (например, вспыльчи­вость, агрессивность, тревожность и др.), отказывается от ма­лейших признаков индивидуальности. Психолог должен уметь распознавать подобную ситуацию, разобраться, что означает поведение подэкспертного, тогда как «подэкспертный» в то же время решает другую задачу взаимодействия — как выглядеть "правильным", как построить свое поведение в соответствии с социально одобряемыми нормами» [3, с. 63]. На этот счет мож­но привести множество примеров, когда, скажем, убийца, со­вершивший умышленное убийство, которое долго и тщательно готовил, клянется в том, что сделал это случайно, нечаянно и т.п. Для психодиагноста такая ситуация является экзаменом на его умение решать психологические задачи. Психодиагност вы­нужден применять разнообразные методические приемы и способы для получения дополнительной психологической ин­формации о подэкспертном (применять специальные клиниче­ские методы, диалоговые и проективные тестовые методики, вести наблюдение за движениями, жестами, мимикой и панто­мимикой, тембром и ритмом речи и т.п.). Применение комп­лекса таких приемов и способов психодиагностики может дать правдивую психологическую информацию.

В ситуации оказания психологической помощи взаимодей­ствие клиента с психодиагностом строится по-другому. Клиен­ту в этом случае нет необходимости скрывать свои чувства и намерения. Психолог-диагност встречается с удивительным к себе отношением, открытой направленностью клиента на со­трудничество с ним. В этой ситуации, отмечает Г.С. Абрамова, резко повышаются "требования к личностным качествам пси­ходиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами" [там же, с 64].

Анализ и интерпретация данных психодиагностического ис­следования проводятся с целью точной оценки свойств, состо­яний или уровня психического развития, достигнутого индиви­дуумом или группой. Полученная в результате этого психологи­ческая информация позволяет решать следующие задачи:

выявлять состояния развитости соответствующего психоло­гического свойства у индивида и определять динамику разви­тия этого свойства в течение определенного времени;

устанавливать реальные изменения в поведении индивида (группы) под влиянием учебно-воспитательных воздействий;

разделять обследуемых на подгруппы для последующей диф­ференцированной работы с ними с учетом достигнутого резуль­тата их развития;

определять профессиональную пригодность индивида или группы для выполнения своих служебных обязанностей; разрабатывать рекомендации для последующего проведения психокоррекцией ной работы;

составлять прогнозные оценки развития качеств личности

испытуемых;

разрабатывать предложения и рекомендации для индивида по выбору его жизненного пути (режим работы и отдыха, про­ведение досуга, образ жизни, выбор профессии, брачного парт­нера и т.п.), а также по проблемам самообразования, самораз­вития, самоорганизации, самовоспитания.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПЭВМ

Использование психодиагностических методик с помощью персональных ЭВМ (ПЭВМ) достаточно эффективно. Тестиро­вание на ПЭВМ, программы которых разработаны на основе многофакторных личностных опросников (Р. Кэттелла, Г. Айзенка, MMPI и др.) в целях определения профиля личности испытуемого, проводится оператором, специально обученным квалифицированным психологом-диагностом и прошедшим под его руководством соответствующую стажировку. К приме­ру, результаты тестирования по программе многофакторного личностного опросника 16PF получены с помощью ПЭВМ. Эти результаты являются лишь первоначальными, стохастиче­скими данными, на основе которых строится первичный гипо­тетический профиль личности. На основе такого профиля вы­являются вероятностные показатели черт личности испытуе­мого по соответствующим факторам. Результаты тестирования на ПЭВМ должны быть дополнены и подтверждены с помо­щью других психодиагностических методик, а также в процес­се индивидуальных бесед психолога-консультанта с испытуе­мым.

В специальных бланках для психологического диагноза, данные для которых поступают с ПЭВМ, предусматривается под­пись психолога, без которой диагноз считается недействитель­ным. На самом бланке делается предупредительная запись: "Без подписи психолога диагноз недействителен!" Это делается с це­лью сохранения профессиональной тайны и недопущения не­квалифицированного толкования и интерпретации данных те­стирования лицами, не уполномоченными проводить психоди­агностическое исследование (обследование).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: