в) Стратегии управления восприятием




Тема ВОСПРИЯТИЕ

 

Сущность восприятия и его значение в ОП

А) Ощущение и восприятие

В) Подпроцессы восприятия

С) Избирательность восприятия

Организация восприятия

Управление восприятием

А) Процессы управления восприятием

в) Стратегии управления восприятием

 

В этой теме восприятие рассматривается как когнитивный процесс, существенный для понимания организационного поведения. Восприятие является едва ли не самым важным фактором человеческого поведения, поскольку с помощью его человек связан с внешней средой, и, таким образом, оно опосредует множество других психологических процессов, влияющих на поведение человека. Несмотря на то что большая часть знаний о восприятии составляет основу наук о поведении, многие из них не использовались в сфере организационного поведения. Все вопросы этой темы посвящены пониманию связи и влияния восприятия на поведение человека в организации, и могут быть непосредственно использованы в практике организации бизнеса и менеджмента.

 

1. Сущность восприятия и его значение в ОП

Ключ к пониманию процесса восприятия - в признании того факта, что восприятие является не точным отражением ситуации, но ее уникальной интерпретацией. Восприятие, или перцепция, восходит к латинскому perceptio – «получение», «собирание»; пер., «понимание», «познание». Уже в самом латинском термине содержится указание на то, что восприятие феномена, его перцепция, не является простой операцией непосредственного схватывания. Как процесс «собирания» впечатлений от феномена, восприятие есть организованное, структурированное теоретическим конструктами (цель, образец, предшествующий опыт и т.д.) понимание феномена. Иначе говоря, восприятие - это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая, может значительно отличаться от реальности.

Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимо для понимания организационного поведения. Характерным примером может быть общее для менеджеров мнение, что подчиненные всегда стремятся к повышению по службе. Однако на самом деле многие подчиненные вынуждены принимать повышение, испытывая психологическое давление. Менеджеры редко пытаются выяснить, а иногда подчиненные и сами того не знают - должно ли им быть предложено повышение или нет. Иными словами, восприятие менеджером реальности серьезно отличается оттого, как ее воспринимают подчиненные, при этом оба восприятия могут существенно отличаться от реальной ситуации. Что можно предпринять с точки зрения менеджера? По-видимому, наилучшее решение состоит в том, чтобы лучше разобраться в затронутых здесь понятиях. Непосредственное применение этих понятий и соответствующих методик логично вытекают из глубокого понимания проблемы. Исходной точкой здесь должно стать ясное осознание различия между ощущением и восприятием, а также достаточное для практического применения понимание основных познавательных процессов, составляющих восприятие.

 

а) Ощущение и восприятие

Существует ошибочное понимание взаимосвязи ощущения и восприятия. Ученые, изучающие поведение человека, в целом согласны с тем, что «реальность» человека (т.е. окружающий людей мир) определяется его чувствами. Однако только сенсорного «ввода» информации недостаточно. Для понимания окружающего мира исходные сенсорные ощущения должны быть обработаны и осмыслены. Таким образом, отправной точкой в изучении восприятия служит выяснение взаимосвязи между восприятием и ощущением.

К физическим органам чувств относятся зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Существует немало так называемых «шестых» чувств. Однако ни одно из «шестых» чувств - таких, например, как интуиция - не признается психологами. Пять органов чувств подвергаются непрерывному воздействию многочисленных раздражителей, находящихся как вне организма, так и внутри его. Примерами внешних раздражителей являются световые и звуковые волны, механическое давление, химическая энергия, исходящая от объектов, которые можно понюхать или попробовать на вкус. Внутренние раздражители, которые воздействуют на поведение человека, включают в себя мышечную энергию, пишу, проходящую по пищеварительному тракту, и гормональные железы. Эти примеры указывают на то, что ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями. На этом уровне с помощью органов чувств воспринимаются цвет, освещенность, форма, сила звука и высота тона, тепло, запах и вкус.

Восприятие - явление более сложное и емкое, нежели ощущение. Процесс восприятия можно охарактеризовать как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретации. И хотя восприятие во многом зависит от органов чувств, которые являются своего рода источником получения «сырых» данных, про­цесс познания способен отфильтровывать, модифицировать и даже совершенно изменять эти исходные данные. В качестве простого примера можно привести разгля­дывание одной стороны неподвижного объекта, например статуи или дерева. Медленно перемещая взгляд на другую часть объекта, наблюдатель, возможно, ощутит, что перемещается объект. Однако человек воспринимает объект как неподвижный. Таким образом, процесс восприятия превалирует над ощущением, и человек «видит», что объект неподвижен. Иными словами, процесс восприятия как бы добавляет или вычитает нечто из картины «реального» чувственного мира. Ниже приведены некоторые примеры из деятельности организаций, которые указывают на разницу между ощущением и восприятием.

· Агент по закупкам приобретает деталь, которая, по его мнению, является самой лучшей, но не ту, которая является лучшей с точки зрения инженера.

· Подчиненный отвечает на вопрос исходя из того, что он услышал в вопросе начальника, но не из того, что на самом деле сказал начальник.

· Один и тот же работник может очень высоко цениться одним начальником и очень низко - другим.

· Некое изделие может оцениваться инспектором как высококачественное, а покупателем - как изделие низкого качества.

И еше один пример: практика социальной помощи показывает, что индивидуумы зачастую неверно воспринимают задачи и возможности организаций и даже целых общественных институтов.

 

в) Подпроцессы восприятия

Сложность и интерактивный характер восприятия подтверждается наличием целого ряда подпроцессов. Восприятие начинается с момента, когда личность сталкивается с некой ситуацией. Такого рода столкновение может произойти как с непосредственным сенсорным раздражителем, так и с психологической и социокультурной средой в целом. В качестве примера может служить работник, который вступил в конфликте начальством или же со всей окружающей его организационной средой. То и/или другое может возбудить у этого служащего процесс восприятия. Иными словами, возникает стимулирующая ситуация, которая оказывает воздействие наличность.

Помимо взаимодействия по линии «ситуация-личность», имеют место внутренние когнитивные процессы регистрации, интерпретации и обратной связи. В процессе регистрации участвуют физиологические механизмы (как сенсорные, так и центральной нервной системы); при этом на восприятие будет оказывать воздействие психологическая способность слышать и видеть. Наиболее значимым когнитивным аспектом восприятия является интерпретация. Другие психологические процессы также будут оказывать влияние на интерпретацию ситуации. Например, в рамках организации интерпретация ситуации служащими во многом зависит от их образования, мотивации и особенностей структуры личности. Другим примером может быть кинестетическая обратная связь (мышечные ощущения), которая помогает рабочим оценивать скорость предметов, которые они передвигают в процессе производства. Примером психологической обратной связи, которая может воздействовать на восприятие служащего, является приподнятая бровь начальника или изменение в интонации его голоса. Завершением процесса восприятия в поведенческом смысле может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие и в этом качестве как важная составляющая организационного поведения. В результате процесса восприятия служащий начнет действовать быстрее или медленнее (явная поведенческая реакция) или же сделает некий вывод для себя (скрытая реакция).

Подпроцессы регистрации, интерпретации и обратной связи представляют собой невидимые внутренние когнитивные процессы, однако ситуация, поведение и его последствия указывают на то, что восприятие действительно связано с поведением. Последние исследования с использованием метода метаанализа подтвердили существование связи между такими познавательными переменными, как восприятие и поведение.

 

с) Избирательность восприятия

На каждого из нас постоянно воздействуют самые разнообразные раздражители. Шум кондиционера или печи, звуки разговоров или движения других людей, внешние шумы, исходящие от машин, самолетов или ремонтных работ, - лишь немногие из раздражителей, которые воздействуют на наши чувства, не говоря уже о комплексном воздействии всей окружающей среды. Когда эти раздражители находятся ниже уровня сознательного восприятия, то процесс называется подпороговым восприятием. Возникает вопрос: каким образом люди при всем обилии воздействующих на них раздражителей на определенном отрезке времени концентрируются лишь на некоторых из них? Часть ответа на этот вопрос дает принцип избирательности восприятия.

На избирательность восприятия воздействуют самые разнообразные внешние и внутренние факторы внимания.

Внешние факторы состоят из разного рода воздействий окружающей среды, таких, как интенсивность, размеры, контрастность, повторяемость, движение, новизна и узнаваемость.

Интенсивность воздействия. Чем большей интенсивностью обладает внешний раздражитель, тем больше вероятность того, что он будет воспринят. Так, громкий звук, сильный запах или яркий свет привлекут большее внимание, нежели слабый звук, несильный запах или мягкий свет. Интенсивность рекламщики используют для привлечения внимания потребителей. Примерами могут служить яркая упаковка или более громкое звучание рекламных роликов по телевизору. Для привлечения внимания начальник может кричать на своих подчиненных. Этот пример, кстати, может также служить иллюстрацией того, как более сложные психологические факторы внимания могут оказаться сильнее простых внешних раздражителей. Так, повышая голос, начальник на самом деле может не привлечь внимание подчиненных, а, напротив, как бы выключить их из общения. Такого рода осложнения касаются всех сторон процесса восприятия. Как и другие психологические закономерности, данный конкретный принцип восприятия не может сам по себе объяснить сложное поведение человека. Принцип интенсивности является лишь одним из небольших составляющих процесса восприятия, как части когнитивных процессов, которые, в свою очередь, оказываются лишь элементами человеческого поведения. Однако для удобства изложения и облегчения восприятия можно вычленить и проанализировать отдельные элементы поведения.

Размеры. Принцип размера тесно связан с принципом интенсивности. Он гласит:

чем крупнее объект, тем больше вероятность того, что он будет замечен. Более крупный станок как бы «выпирает» в помещении цеха. Бригада техобслуживания, скорее всего, обратит больше внимания на габаритный станок, чем на маленький, хотя последний может стоить не меньше и быть столь же важен для работы. Начальник ростом под два метра и весом за 100 кг привлечет большее внимания подчиненных, нежели руководитель ростом 170 см и весом 70 кг. Рекламный разворот на всю страницу привлечет больше внимания, чем несколько строк в разделе рекламы.

Контраст. Принцип контраста говорит о том, что внешний раздражитель, выделяющийся на общем фоне, или раздражитель неожиданный привлекут больше внимания. Этот принцип восприятия иллюстрирует рис. 4.2. Черный круг справа кажется крупнее, чем на рисунке слева, из-за контраста с окружающими его кругами, хотя оба черных круга совершенно одинаковы. Подобным образом привлекают внимание знаки безопасности на предприятии, если они написаны черным на желтом фоне или белым - на красном. Если поставить бок о бок двух упомянутых выше начальников разного веса и роста, то меньший по размерам, скорее всего, привлечет меньше внимания, что и его более крупный коллега. Рабочий-ветеран практически не замечает оглушающий шум в цехе. Однако он сразу же заметит разницу в уровне шума, если один из станков внезапно остановится.

Действие принципа контраста можно показать на примере некоторых фирм, где проходили обучение малоимущие неквалифицированные рабочие. При подготовке этих программ было замечено, что больший успех достигается в тех случаях, когда первые занятия проводятся в привычной для рабочих обстановке. Эта привычность снимала известное напряжение и создавала более благоприятную атмосферу для обучения. Однако на определенном этапе этих рабочих следовало адаптировать к условиям организации. Оказалось, что условий тихой и спокойной комнаты для занятий было, по-видимому, недостаточно. В одной компании заметили, если процесс обучения полностью проходил в тихом и чистом учебном классе, рабочие затем демонстрировали весьма слабые показатели. К счастью, компания не сделала вывод, что рабочие никуда не годятся и вообще не поддаются обучению. Используя рациональный анализ поведения, в компании обнаружили, что причиной низких показателей был чрезвычайно громкий шум от сборочного конвейера. Поскольку обучение происходило в тихой и спокойной обстановке, рабочие не были к ней подготовлены. Когда они попадали в цех, грохот конвейера по контрасту привлекал все их внимание и негативно сказывался на работе. Чтобы разрешить эту проблему, компания стала проводить обучение по соседству с заводским цехом. К концу занятий рабочие адаптировались и показали хорошие результаты, когда приступили к работе.

Повторение. Принцип повторения утверждает, что повторяемый внешний раздражитель привлекает внимание в большей степени, нежели единичный. В силу этого рабочий, зачастую, лучше «слышит» указания, как выполнять рутинную работу, если они повторяются неоднократно. Этот принцип отчасти объясняет тот факт, почему руководители вынуждены по нескольку раз повторять даже самые простые указания. Внимание рабочих, выполняющих рутинные задания, может притупиться, и единственный способ заставить их услышать указание - повторить его несколько раз. В рекламном деле, когда стремятся создать особый имидж продукта, не выделяющегося из ряда конкурентов, таких, например, как аспирин, мыло или дезодорант, часто прибегают к приему частого повтора рекламы.

Движение. Принцип движения состоит в том, что людям свойственно обращать больше внимания на движущиеся объекты, находящиеся в их сфере обзора, нежели на неподвижные. Рабочие заметят предметы, которые движутся мимо них по конвейеру, но могут не обратить должного внимания на то, что неподвижный станок рядом с ними нуждается в ремонте. Кроме того, рабочие на конвейере могут все свое внимание сосредоточить на медленно движущихся по конвейеру деталях и не замечать благоприятные условия труда (мягкую окраску стен, звучащую музыку и кондиционированный воздух). В рекламе этот принцип используют путем создания надписей с движущимися элементами.

Новизна и узнаваемость. Этот принцип говорит о том, что объектами привлечения внимания могут служить, как новая, так и знакомая ситуация. Новые объекты или события, находящиеся или происходящие на знакомом фоне, а также знакомые объекты или события в новом окружении привлекут внимание наблюдателя. Примером использования этого принципа может служить ротация рабочих мест. Периодическая смена характера труда имеет свойство стимулировать внимание рабочего к выполняемой работе. Представление еженедельных отчетов о работе в виде цветных графиков вместо привычных колонок с цифрами может и не явиться мотивацией для менеджеров, но повысит уровень внимания, пока они не привыкнут к новой форме подачи информации. То же справедливо и в отношении упомянутых выше неквалифицированных рабочих, проходящих обучение своей первой специальности. Рабочая обстановка явилась для них совершенно новым опытом. Если при этом лица, ведущие занятия, будут использовать привычный для рабочих уличный жаргон, то внимание со стороны рабочих будет выше. Однако опять-таки подобный подход может вызвать нежелательную реакцию, если его применять неправильно. То же иллюстрирует фрагмент «Международные применения: Иногда это непереводимо», в котором приводятся некоторые ошибки, допущенные из-за применения языка американской рекламы в другой стране.

Внутренние факторы избирательности восприятия.

Важным когнитивным элементом с точки зрения познания в процессе избирательности является концепция набора. Эту концепцию можно рассматривать как внутреннюю форму привлечения внимания, и она во многом основана на сложном психологическом складе личности. В окружающей среде люди будут выбирать те стимулы или раздражители, которые им импонируют и совместимы с их научением, мотивацией и структурой личности.

Научение и восприятие. При том, что научение взаимосвязано с мотивацией и личностью, оно может играть особо значимую роль в формировании стереотипа восприятия. Научение воздействует на имеющийся стереотип восприятия, формируя ожидание воспринять явление в определенном ключе. Существует много примеров, которые показывают воздействие научения на формирование стереотипа восприятия. Во многих начальных курсах психологии приводиться пример восприятия изображения женщины. Что воспринимается на этом рисунке? Если на нем усматривается молодая женщина, то наблюдающий относится примерно к 60% людей, впервые видящим этот рисунок. С другой стороны, если на рисунке усматривается старая женщина, то мнение наблюдающего совпадает с мнением 40% тех, кто видит изображение впервые. Каков ваш результат?

Характер восприятия этого изображения может коренным образом измениться под влиянием простого обучающего опыта. Если наблюдателю сначала продемонстрировать отчетливое изображение молодой женщины, а затем показать этот рисунок, то он практически обязательно ответит, что на последнем изображена молодая женщина. Если же вначале будет предъявлена картинка с отчетливым изображением старой женщины, то впоследствии наблюдатель сообщит, что на рисунке изображена старая женщина.

Помимо этого примера «старой - молодой женщины» имеется целая коллекция разнообразных популярных иллюзий, которые убедительно демонстрируют воздействие обучения на восприятие. Иллюзию можно рассматривать как форму восприятия, которая коренным образом искажает реальность.

Многое из того, что человек «видит» вокруг себя, является результатом прошлого опыта и научения. Даже если прошлый опыт не соответствует данной ситуации, он, тем не менее, используется.

Стереотипы восприятия. Стереотип восприятия имеет много прямых последствий для поведения в рамках организации. В этих рамках некоторые служащие привыкли воспринимать окружающий их мир через общие очки, стереотипно. Так, например, в некоей организации нескольким управляющим была разослана всего лишь одна фраза: «Я не могу слишком высоко рекомендовать этого молодого человека». Хотя это звучит двусмысленно и неопределенно, все менеджеры интерпретировали ее как положительную рекомендацию. [S. E. Jackson and R. S. Schuler, «А Meta- Analysis and Conceptual Critique of Research on Role Ambiguity and Role Conflict in Work Settings», Organizational Behavior and Human Decision Processes, vol. 36, 1985, pp. 16- 78.] Дело в том, что все они были обучены воспринимать такую формулировку одинаково - в положительном плане.

В большинстве случаев, однако, научение приводит к значительным индивидуальным различиям. Пример с рисунком «молодая-старая женщина» показывает, что один и тот же раздражитель может восприниматься совершенно по-разному (наблюдатель видит или молодую, или старую женщину) в силу индивидуального настроя восприятия. Аналогичные ситуации нередко встречаются в организациях, где один и тот же стимул или ситуация воспринимаются совершенно по-разному. Примером разных подходов может быть случай с низкими показателями производственного отдела некоего предприятия. Инженер видит решение этой проблемы в улучшении конструкции станка. Менеджер по кадрам усматривает необходимость в дополнительной подготовке персонала и улучшении материального стимулирования. Начальник отдела считает, что решение вопроса следует искать в повышении эффективности организационной деятельности, планировании и контроле. С другой стороны, рабочие могут воспринимать низкую производительность не без удовольствия, поскольку видят в этом возможность как бы «отомстить» своему начальнику, которого недолюбливают. Для нас в этом примере неважно, кто прав, а кто нет. Суть в том, что все действующие лица воспринимают одну и ту же ситуацию совершенно по-разному.

Другим распространенным примером является разница в восприятии между профсоюзом и менеджерами. Некоторые исследователи трудовых отношений считают, что разница в восприятии является основным объяснением конфликтов на производстве. Одни и те же «факты» в ходе трудового спора совершенно по-разному воспринимаются членами профсоюза и менеджерами. Например, члены профсоюза могут считать, что им недоплачивают, в то время как управляющие полагают, что переплачивают за ту работу, которую эти рабочие выполняют. На самом деле оплата труда может не иметь ничего общего с этим спором. Возможно, суть дела заключается в том, что рабочие нс имеют возможности контролировать свою работу и что их труд не получает никакого признания. Рабочие же реагируют, исходя из представления, что им недоплачивают.

Мотивация и восприятие. Помимо стереотипа, приобретаемого посредством научения, мотивация также оказывает весомое воздействие на избирательность восприятия. Для демонстрации роли мотивации в восприятии воспользуемся примерами, связанными с такими первичными потребностями, как секс и голод.

В традиционной христианской культуре половое влечение во многом подавлялось, и в результате в обществе образовалась незаполненная потребность в сексуальном. Соответственно, любое упоминание о сексе или визуальные раздражители сексуального характера привлекают внимание среднего американца. Изображение полуодетых или обнаженных женщин или мужчин вызывает живой интерес. С другой стороны, обнаженное тело все чаше становится обыденностью в журналах, кино, шоу и моде. В результате человеческая анатомия постепенно перестает привлекать к себе внимание. Равным образом, если в том или ином обществе имеется значительный дефицит продуктов питания, то упоминание о пище, ее вид или запах привлекают большое внимание.

Вторичные мотивы также играют важную роль в формировании стереотипа восприятия. Человек, испытывающий достаточно высокую потребность во власти, принадлежности к организации или достижениях, будет более восприимчив к соответствующим ситуационным переменным. Возьмем, например, рабочего, который испытывает сильную потребность быть принятым в коллектив. Когда такой человек входит в столовую, он обращает внимание на тот столик, где сидят несколько коллег. При этом пустой столик или столик с одним человеком не привлекают его внимание. Этот пример указывает на то, что восприятие может иметь значительное воздействие на мотивацию и наоборот. Мы вновь видим взаимосвязь этих двух понятий.

Личность и восприятие. Научение и мотивация тесно связаны с личностью человека, который воспринимает ситуацию. Характер этой личности определяет то, на что обращается внимание в конфликтной ситуации. Например, управляющие высшего звена часто сетуют, что новым молодым «горячим головам» трудно принимать «крутые» решения по увольнению или перестановке персонала, и, кроме того, они не уделяют внимания деталям и работе с бумагами. Молодые менеджеры в свою очередь жалуются, что «старая гвардия» тормозит нововведения и рассматривает бумаготворчество как самоцель. Такой тип восприятия во многом объясняется личностными особенностями менеджеров высшего и низшего звена. То же можно сказать и о проблеме «стеклянного потолка», своего рода невидимого социального барьера, с которым сталкиваются женщины на определенной ступени служебной лестницы. Как отмечалось в предыдущей главе, женщины все еще не достигают высших должностей в организации. По крайней мере часть этой проблемы можно отнести к наличию неких барьеров восприятия, такого, как неспособность сложившейся управленческой иерархии «увидеть» (воспринять) то, что на руководящие посты могут быть выдвинуты квалифицированные женщины.

Барьер между поколениями, наряду с барьером между полами, также определяет различия в восприятии. Примером может быть восприятие современных фильмов. Люди старшего поколения не понимают фильмы последних лет или относятся к ним с отвращением. Лица в возрастной категории от 35 до 45 лет рассматривают их как «сомнительные, но хорошо сделанные». Молодые люди студенческого возраста воспринимают эти фильмы как «то что надо», и, по-видимому, они не вызывают ни неприятия, ни возбуждения. Конечно же, индивидуальные различия существуют во всех возрастных группах и в приведенном выше примере имеет место стереотипизация (которая будет обсуждена в этой главе позже) людей по возрасту. В то же время пример демонстрирует, как тип личности, структура ценностей и даже возраст могут воздействовать на восприятие людьми окружающего их мира.

 

Организация восприятия

 

Обсуждение избирательности восприятия до сих пор ограничивалось обсуждением внешних и внутренних переменных, которые привлекают внимание индивидуума. Сейчас рассмотрим структуру процесса восприятия, его организацию. Человек редко воспринимает цвет, свет или звук отрывочно. Для того, чтобы воспринять цвет как цвет, звук как звук, необходимо специально организовать ситуацию восприятия. Например, восприятие картины «Красный квадрат» Казимира Малевича. Как правило, личность воспринимает структурированные модели раздражителей и цельные, узнаваемые объекты. Например, если студенту показать баскетбольный мяч, то он не увидит в нем просто нечто коричневого цвета, сделанное из грубой кожи или пахнущее кожей. Скорее всего, студент увидит просто баскетбольный мяч, который наряду с указанными характеристиками обладает свойством развлекать и возбуждать игрока или зрителя. Другими словами, личностный процесс восприятия организует поступающую информацию в нечто цельное и осмысленное. Рассмотрим некоторые составляющие организации процесса восприятия.

 

а) Фигура-фон

Фигура-фон рассматривается как наиболее фундаментальная форма организации восприятия. Принцип, заложенный в понятие «фигура-фон», попросту означает, что воспринимаемые объекты рассматриваются отдельно от общего фона. Это легко демонстрирует процесс чтения данного параграфа. В качестве световолнового раздражителя читатель в ходе чтения воспринимает неправильной формы блоки белого и черного света. Однако сам читатель не воспринимает этот процесс подобным образом. Он воспринимает черные фигуры - буквы, слова и предложения, напечатанные на белом фоне. Другими словами, читатель через процесс восприятия организует поступающие черно-белые раздражители в узнаваемые фигуры (слова), которые он видит на фоне белой страницы.

Другой любопытный пример принципа «фигура-фон» показан на рис. 1. На пер­вый взгляд, вы видите нагромождение неправильной формы черных фигур, расположенных на белом фоне. Однако когда восприятие организует белые буквы на черном фоне, тогда слова FLY и TIE будут буквально выпирать. Этот пример показывает, что избирательность влияет на организацию восприятия. Наблюдатель настроен на восприятие черного на белом фоне, поскольку черным напечатаны слова (буквы) в книге. Однако на рис. изображена противоположная ситуация. Буквы выполнены белым цветом, а фон - черным.

 

в) Группировка восприятия

Принцип группировки при организации восприятия гласит, что существует тенденция группировать ряд раздражителей в некую узнаваемую структуру. Этот принцип является основополагающим и. по-видимому, во многом относится к врожденным свойствам человека. Группировка обладает определенным внутренним однообразием. Когда людям предоставляют на рассмотрение простые наборы стимулов, у них возникает стремление сгруппировать их по принципам заполнения пробелов, целостности, близости и подобия.

Принцип заполнения пробелов в группировке тесно связан с идеями гештальтпсихологии. Ключевая идея этой школы состоит в том, что человек иногда воспринимает целое там, где оно фактически не существует. Процесс восприятия заполняет пустоты, возникающие в результате дефицита поступающей к человеку сенсорной информации. В формальной организации ее члены могут видеть целое там, где его не существует, или же не способны воссоединить элементы в существующее на самом деле целое. Рассмотрим пример, иллюстрирующий первую часть этого феномена. Так, начальник отдела представляет, что имеет место полное согласие среди его со­трудников в отношении некоего проекта, в то время как некоторые из сотрудников высказываются против него. В данном случае начальник отдела заполняет существующий пробел и видит полное согласие там, где его на самом деле нет. Примером второй части вышеприведенного феномена может служить пословица о неспособности увидеть лес (целое) за деревьями (частное). Нередко высокий уровень специализации приводит к тому, что менеджер, нацеленный на выполнение лишь своих функциональных обязанностей, теряет понимание задач организации в целом. Случается, что профессионалы в такой степени увлечены своей узкой специализированной сферой, что не видят глобальной цели. Они не могут совместить свое направление деятельности с другими, чтобы представить целое. Эта проблема побудила организации новой парадигмы создавать такие межфункциональные структуры, в которых при формировании иерархии упор делается не на традиционные вертикальные, а на горизонтальные связи

Принцип целостности тесно связан с принципом заполнения пробелов. Некоторые психологи даже не утруждают себя различением этих двух принципов группировки. В то же время известная разница между ними имеется. При заполнении вводятся недостающие раздражители, в то время как принцип целостности свидетельствует о том, что человек лучше воспринимает непрерывные линии или изображения. Эта целостность восприятия может привести к развитию у членов организации негибкого или нетворческого мышления. Будут восприниматься только очевидные, целостные модели взаимоотношений. Например, новая схема процесса производства или новый дизайн продукта могут ограничиться банальными или непрерывными линиями. Инновационные идеи или проекты не будут восприниматься. Принцип целостности может оказать серьезное влияние на проектирование организационных структур.

Принцип близости, или схожести, говорит о том, что расположенные рядом группы элементов будут восприниматься как единая картина. Например, служащие одной организации могут восприниматься как единая группа из-за их физического сходства. Несколько рабочих, обслуживающих один станок, могут восприниматься как единое целое. Если их производительность низка и мастер неоднократно докладывает о своем недовольстве, то руководство может отнестись ко всем этим рабочим как к единому коллективу «возмутителей спокойствия», хотя на самом деле некоторые из этих рабочих - преданные своему делу люди. Тем не менее факт остается фактом - зачастую отдел или рабочий коллектив рассматривается как единое целое из-за близости распо­ложения. По мере того как в современных организациях работа командами становится все более распространенной, этот принцип схожести помогает выделять их в качестве единого целого. Такое восприятие способствует единению команды и улучшению ее работы. В гл. 9, посвященной групповой динамике и командам, этот процесс будет рас­смотрен более подробно.

Подобие. Принцип подобия заключается в том, что чем больше схожесть раздражителей, тем сильнее тенденция воспринимать их в качестве единой группы. Подобие в концептуальном плане аналогично близости, но в большинстве случаев отличается большей интенсивностью. В организации все служащие, которые носят белые рубашки, могут восприниматься как единая группа, хотя каждый из служащих представляет собой уникальную индивидуальность. Принцип подобия также сказывается в подходе к разного рода меньшинствам и женщинам. Имеется тенденция воспринимать меньшинства и женщин в качестве неких единых общностей, обозначаемых словом «они». Такой подход, конечно, может приводить к возникновению проблем стереотипизации, о чем будет сказано ниже.

 

с) Константность восприятия

Константность является одной из более сложных форм организации восприятия. Она позволяет человеку ощущать уверенность в изменяющемся окружающем мире. Стабильность позволяет личности чувствовать известное постоянство в необыкновенно изменчивой и крайне сложной обстановке. В феномене константности научение играет значительно более важную роль, чем в эффектах «фигура-фон» или группировки.

Размеры, форма, цвет, яркость и расположение конкретного предмета являются достаточно постоянными величинами независимо от сигналов, исходящих от органов чувств. Необходимо отметить, что стабильность восприятия основывается на паттерне сигналов. (Паттерн от англ. рattern - модель, образец - объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.) Эти паттерны большей частью являются результатом научения. Но поскольку каждая ситуация специфична, то в ходе всего процесса восприятия происходит взаимодействие между врожденными и благоприобретенными свойствами.

В отсутствие стабильности мир представлялся бы человеку крайне хаотичным и неорганизованным. Пример из организационной деятельности: рабочий должен выбрать некий материал или инструмент нужного размера из широкого ассортимента материалов и инструментов, находящихся на разном расстоянии от рабочего места. Без константности восприятия при движении рабочего размеры, форма и цвета объектов будут меняться, и это сделает работу практически невозможной.

 

d) Контекст восприятия

Высшей и наиболее сложной формой организации восприятия является контекст. Он придает смысл и ценность простым раздражителям, объектам, событиям, ситуациям, а также другим людям в окружающей индивидуума среде. Организационная культура и структура обеспечивают первичный контекст, в котором рабочие и менеджеры воспринимают ситуацию. Таким образом, устное указание, меморандум, новая политика, предложение, поднятая бровь или похлопывание по плечу лишь тогда приобретают специфическое значение и ценность, когда рассматриваются в контексте того или иного коллектива.

 

e) Перцептивная защита

С контекстом тесно связано понятие перцептивной зашиты. Личность может выстроить защиту (блокировка или отказ узнавать) против раздражителя или событий в контексте, который ему в личном или моральном плане неприемлем или создает угрозу. Принцип перцептивной зашиты может, соответственно, играть существенную роль в понимании отношени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: