Предметные представления




Пояснительная записка

В процессе занятий по разделу «Социально-бытовая ориентировка» дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения.

При планировании материала по социально-бытовой ориентировке тифлопедагог вправе пользоваться той рубрикацией, которая принята в программе «Коррекционная работа в детском саду», но в любом случае ему необходимо выделить раздел «Наглядные пособия». Наглядные пособия требуют внимательного подбора, часто – специального изготовления по заказу. К проведению занятий по социально-бытовой ориентировке предъявляются те же требования, что и к любому другому занятию: должны быть четко определены тема и задачи занятия, продуманы формы сообщения теоретических сведений, их объем, рациональные методы и приемы закрепления учебного материала (практические работы, задания упражнения, игры).

Следует предусмотреть методические приемы, обеспечивающие познавательную и трудовую деятельность детей с нарушением зрения, четко определить связь содержания занятия с жизненными ситуациями. Необходимо тщательно продумать и выбрать коллективные и индивидуальные формы работы с учетом зрительных возможностей детей. Обязательным условием занятий является их коррекционная направленность и воспитывающий характер.

Темы занятий определены в соответствии с коррекционной программой. Структура занятий по социально-бытовой ориентировке определяется темой, задачами и выбором методических приемов. Каждый раз воспитанники прежде всего знакомятся с объектом работы, затем идет выполнение заданий по инструкции педагога. Иногда на занятиях детям приходится выполнять серию заданий.

Наиболее рациональная схема занятия такова:

1. Организационный момент.

2. Сообщение или повторение теоретических сведений.

3. Сообщение темы и задач занятия.

4. Ознакомление с объектом работы (рассматривание, узнавание и называние объекта, обследование объекта и т. д.).

5. Упражнение по ознакомлению с правильным приемом работы (в некоторых случаях педагог ограничивается фронтальным показом приема, а овладение приемом детьми происходит
в ходе практической деятельности).

Структура занятий, которые проводятся во время экскурсий, отличается от занятий, проводимых в помещении детского сада. Поскольку экскурсии – это всегда поход (в соседний парк, вокруг сада, по улицам города, магазин), то сначала тифлопедагог должен повторить с детьми правила дорожного движения.

Экскурсия.

1. Организация детей.

2. Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии.

3. Повторение правил дорожного движения.

4. Экскурсия в парк, учреждение, магазин и т. д.

5. Заключительная беседа.

Сообщение сведений происходит в форме беседы или рассказа. Затем педагог, обращаясь к детям с вопросами, выясняет, что они поняли и запомнили. В том случае если тема частично знакома детям, в ходе беседы систематизируются знания детей.

Рассказ или беседа должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Успех работы достигается не количеством наглядных средств обучения, а умением педагога эффективно их использовать. На-блюдая демонстрируемые объекты, дети с нарушением зрения не всегда умеют самостоятельно извлекать нужную информацию, поэтому наблюдениями детьми нужно руководить. При большом количестве наглядных пособий достичь нужной цели не удастся.

При изучении той или иной темы педагог вначале руководит анализирующей деятельностью детей, задавая им вопросы, помогает составить полное представление об объекте. Постепенно помощь педагога должна сокращаться, и дети самостоятельно дают характеристику предлагаемых объектов.

Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Аптека», «Больница», «Семья»), моделирующие реальную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления знаний и умений. Так, дети, изучив правила поведения в магазине, аптеке, транспорте, закрепляют их, проигрывая различные ситуации, предложенные педагогом на изучаемую тему. При этом в процессе разыгрывания реальных ситуаций дети не только усваивают определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для детей с нарушением зрения.

К экскурсиям по детскому саду (кухня, прачечная, медкабинет) по методике проведения занятий раздела «Социально-бытовая ориентировка» предъявляются специальные требования. Они должны быть четко спланированы, а маршрут следования конкретно определен. Педагог заранее должен предупредить персонал детского сада о проведении экскурсии, обсудить с работниками, какие объекты будут показаны, какие сведения могут получить дети, какие задания выполнить.

Во время экскурсии очень полезно организовать общение детей с работниками посещаемых объектов. Каждая экскурсия должна заканчиваться беседой, в ходе которой педагог выясняет, что запомнили дети, как поняли услышанное и увиденное. Закрепление полученных знаний и умений может осуществляться с помощью сюжетно-ролевых игр.

Тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке дает тифлопедагогу и воспитателю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те виды работы, методы и формы, которые наиболее эффективно влияют на развитие детей с нарушением зрения и позволяют им применить эти знания и умения на практике.

 

Предметные представления

Кол-во часов Программное содержание занятий Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Овощи», «фрукты». Задачи: закреплять представ-ление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифферен-цировать основные признаки и свойства предметов с исполь-зованием зрения и других анализаторов (осязания, обоняния, слуха); учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету, форме, величине, сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобща-ющих слов «овощи», «фрукты» Оборудование: натуральные овощи, фрукты; цветные картинки овощей, фруктов; контурные и силуэтные изображения овощей, фруктов; краски, кисти, бумага; пластилин, дощечки, стеки, салфетки, образцы лепки овощей, фруктов; трафареты овощей, фруктов, фломастеры. Подставка для детей со сходящимся косоглазием 1. Рассматривать овощи и фрукты. 2. Обследовать овощи и фрукты на ощупь. 3. Обследовать овощи и фрукты на вкус. 4. Узнавать овощи на ощупь и правильно их называть. 5. Сравнить овощи и фрукты по цвету, форме, вели- чине. 6. Группировать овощи, фрукты по цвету, форме, величине. Практическая работа. 1. Лепка на тему «Овощи, фрукты». 2. Обводка по силуэтному контуру трафарета «Овощи», «Фрукты». Штриховка или закрашивание нарисованного контура. Игры: «Что где растет?», «Какой на вкус?», «Чей силуэт?», «Найди к силуэтному изображению», «Посадка картофеля», «Что лишнее?», «Разложи в корзины»
Октябрь
  Тема: «Домашние животные». Задачи: закреплять представ-ление о домашних животных и их детенышах, о том, что едят, Оборудование: игрушки (муляжи) домашних животных и их детенышей; цветные картинки домашних животных и их детенышей; 1. Рассмотреть фигурки (муляжи) домашних животных и их детенышей. 2. Обследовать домашних животных и их детенышей на ощупь.

Продолжение табл.

       
  какую пользу приносят людям; формировать навыки звукоподражания голосам домашних животных; упражнять в умении обследовать основные признаки животного: части туловища, цвет, величина, повадки контурные и силуэтные изображения домашних животных и их детенышей; перфокарты; фланелеграф; краски, кисти, листья бумаги, трафареты; пластилин, стеки, дощечки, салфетки; образцы лепки; образец аппликации «Домашние животные и их детеныши» 3. Вспомнить и правильно называть части туловища домашних животных и их детенышей. 4. Сравнить взрослое животное с его детенышем по цвету и величине. Игры: «Назови части животного», «Чей хвост?», «Чья голова?», «Кто что ест?», «Помоги маме найти детеныша», «Чей силуэт», «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Кто как кричит». Практическая работа. 1. Обвести контуры домашних животных по внутреннему и внешнему трафарету. 2. Раскрасить контуры фигур домашних животных. 3. Лепка на тему «Домашние животные и их дете- ныши». 4. Выполнить аппликацию.
Ноябрь
  Тема: «Дикие звери». Задачи: закрепить представление о жизни диких животных (заяц, белка, еж) в природных условиях; упражнять в умении обследовать основные признаки предметов с помощью зрения, осязания, слуха; учить узнавать и называть диких животных и части их туловищ в силуэтном Оборудование: муляжи (игрушки) диких зверей; цветные картинки диких зверей и их детенышей; контурные и силуэтные изображения диких зверей и их детенышей; трафареты диких зверей; образцы лепки диких зверей, пластилин, стеки, салфетки, дощечки; краски, кисти, силуэты диких зверей; образцы аппликаций диких зверей 1. Рассмотреть муляжи (картинки) диких животных. 2. Обследовать муляжи (игрушки) диких животных. 3. Вспомнить и назвать части туловища диких жи- вотных. 4. Угадать на ощупь диких животных и назвать их. 5. Уточнить основные признаки диких животных. 6. Сравнить диких животных по основным признакам: цвет, величина. 7. Соотнести цветные изображения с силуэтами и контурами диких животных.

Продолжение табл.

       
  и контурном изображении; ознакомить с умением диких животных приспосабливаться к жизни в зимних условиях, со способами передвижения, питания, защиты от врагов; формировать у детей любовь к дикой природе и чувство сопереживания   8. Упражнения по звукоподражанию голосам. Практическая работа. 1. Обводка фигур диких зверей по трафарету (внутреннему, внешнему). 2. Закрашивание контура (силуэта). 3. Лепка на тему «Дикие животные». 4. Выполнение аппликации. Игры: «Кто где живет», «Кто больше, кто меньше», «Чей силуэт?», «Чей хвост?», «Чей детеныш?»
Декабрь
  Тема: «Игрушки». Задачи: упражнять в умении обследовать основные признаки: цвет, форму, величину; учить определять материал, поверхность, место расположения и назначения, сравнивать и группировать игрушки по основным признакам, объяснять обобщающее понятие «игрушки»; закреплять умение устанавливать связи между назначением игрушки и материалом, из которого она сделана; активизировать словарь Оборудование: игрушки: пирамидка, мячи, машина, кукла, матрешка (деревянные, железные, мягкие и т. д.); картинки с изображением игрушек; силуэтные и контурные изображения игрушек; трафареты игрушек (внутренние и наружные); краски, кисти, вода; пластилин, стеки, дощечки, салфетки; образцы лепки игрушек; образцы аппликации «Игрушки»; части игрушек из цветной бумаги, спички (без серы), палочки 1. Рассмотреть игрушки из разного материала, с разной поверхностью. 2. Обследовать игрушки на ощупь и определить поверхность материала. 3. Уточнить цвет, форму, величину каждой игрушки, пространственное положение ее частей. 4. Сравнить игрушки по материалу и по назначению. 5. Группировать игрушки по основным признакам. 6. Соотнести изображения игрушек (картинок) с их силуэтами и контурами. Практическая работа. 1. Обвести контур игрушки по трафарету. 2. Закрасить контур. 3. Лепка фигур на тему «Игрушки». Игры: «Сложи пирамидку», «Кому какую игрушку», «Из какого материала сделана игрушка», «Уложи куклу спать», «Выложи из спичек (палочек) снежинку»

Продолжение табл.

       
Январь
  Тема: «Одежда и обувь». Задачи: закреплять представ-ление о назначении одежды и обуви; упражнять в умении обследовать основные части одежды, обуви; учить различать и называть существенные детали одежды и обуви, группировать одежду, обувь по назначению, названию, цвету, материалу, наличию или отсутствию каких-либо особенностей, понимать обобщающие слова: «одежда», «обувь»; формировать умение устанавливать связи между назначением одежды, обуви и материалом, из которого они сделаны: валенки из шерсти для тепла и т. д. Оборудование: натуральная одежда, обувь (платье, рубашка, брюки, пальто, куртка; сапоги, туфли, тапочки); силуэты одежды, обуви; изображение одежды и обуви в цвете (для девочек, мальчиков); трафареты одежды, обуви; краски, кисти, вода, силуэты одежды, обуви; образцы аппликации «Одежда, обувь»; силуэты одежды, обуви; цветная бумага, клей, дощечки, салфетки 1. Рассмотреть образцы одежды, обуви. 2. Вспомнить и правильно назвать части (детали) одежды, обуви. 3. Группировать одежду и обувь по их назначению. 4. Сравнивать образцы одежды и обуви по цвету, материалу, деталям. Игры: «Ателье», «Одень куклу», «Чей силуэт», «Что лишнее», «Отбери одежду для девочки», «Отбери одежду, обувь для мальчика», «Отгадай одежду (обувь) на ощупь», «Чей силуэт?» Практическая работа. 1. Обвести контуры одежды, обуви по трафарету. 2. Закрасить контуры, заштриховать. 3. Выполнить аппликацию на тему «Одежда», «Обувь». (Создай свой узор методом обрывания цветной бумаги и наклеиванием на силуэты обрывки бумаги.)
Февраль
  Тема: «Посуда. Мебель» Задачи: закреплять представ-ления о назначении посуды и мебели; упражнять в умении обследовать основные признаки Оборудование: натуральная посуда, мебель; картинки с изображением посуды, мебели; силуэтные и контурные изображения посуды, мебели; конструктор; трафареты 1. Рассмотреть образцы посуды (мебели). 2. Вспомнить и называть составные части посуды (мебели). 3. Угадать и правильно называть предметы посуды (мебели) на ощупь.

Продолжение табл.

       
  и свойства предметов с исполь-зованием зрения и осязания; учить различать и называть существенные детали предметов (у посуды дно, стенки, ручка, крышка и т. д.; у мебели ножки, спинка, сиденье и т. д.), группировать сходные по форме, назначению и названию предметы (чашка, стакан, бокал; стул, табуретка, кресло), сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов (у чашки ручка и цветы; у стакана их нет), понимать обобщающие слова: «посуда», «мебель»; закреплять умения устанавливать связи между назначением посуды (мебели) и материалом, из которого они сделаны (кастрюля, сковорода из металла; посуда из глины или стекла; стул из дерева, кресло из пластмассы) посуды, мебели; образцы лепки посуды, мебели; пластилин, стеки, дощечки, салфетки; образцы аппликации посуды, мебели; силуэты посуды, мебели; клей, кисти, салфетки, силуэты и контуры для раскра-шивания 4. Определить и уточнить свойства посуды (мебели). 5. Сравнить предметы посуды (мебели) по их назна-чению. 6. Группировать предметы посуды (мебели) по цвету, форме, назначению. 7. Установить связь между назначением посуды (мебели) и его материалом. Практическая работа. 1. Обвести контур предметов посуды (мебели) по трафарету. 2. Штриховка контуров, их раскрашивание. 3. Лепка предметов посуды и мебели. 4. Выполнение аппликации на тему «Посуда», «Мебель». 5. Конструирование. Игры: «Накрой стол к обеду», «Составь из частей целое», «Что лишнее», «Чей силуэт?», «Чей контур?», «Найди силуэт к изображению»

Продолжение табл.

       
Март
  Тема: «Птицы» (домашние, зимующие, перелетные). Задачи: учить распознавать виды птиц по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам, группировать птиц по величине, окраске, сравнивать и группировать птиц по среде обитания, понимать обобщающее слово «птицы» Оборудование: чучело птиц; цветное изображение птиц; контурное и силуэтное изображение птиц; трафареты; пластилин, стеки, дощечки, салфетки; образцы лепки птиц; образцы аппликации птиц; части птиц из цветной бумаги для аппликации; клей, кисти, салфетки 1. Рассмотреть чучела (игрушки) птиц. 2. Обследовать чучела (игрушки) птиц на ощупь. 3. Вспомнить и назвать части туловища птиц. 4. Соотносить силуэт (контур) птицы с ее изображе-нием. 5. Сравнить разные группы птиц по окраске и вели-чине. 6. Группировать птиц по величине и окраске, по среде обитания (самостоятельно и с помощью педагога). Игры: «Назови части», «Кто где живет», «Отгадай загадку», «Каждой птице свое гнездо», «Чей силуэт?», «Что лишнее?». Практическая работа. 1. Обвести контур птицы по трафарету (штриховка, раскрашивание). 2. Лепка фигур на тему «Птицы». 3. Выполнение аппликации «Птицы»
Апрель
  Тема: «Транспорт». Задачи: закреплять знания о назначении общественного транспорта (автомашина, поезд, самолет, пароход); учить различать и называть существенные Оборудование: игрушки автомашины, поезд, самолет, пароход; цветное изображение транспорта (картинки); контурные и силуэтные изображения транспорта; конструкторы для каждого ребенка; образцы 1. Рассмотреть объекты транспорта как в плоскостном, так и в объемном изображении. 2. Обследовать и запомнить особенности каждого вида транспорта. 3. Запомнить и назвать составные части объекта транспорта.

Продолжение табл.

       
  детали и составные части объектов транспорта, группировать объекты транспорта по форме, назначению, названию, форме, цвету, материалу, назначению, наличию или отсутствию каких-либо особенностей у двух похожих транспортных средств, понимать и объяснять обобщающее слово «транспорт»; развивать умение устанавливать связи между назначением транспорта и материалом, из которого он сделан лепки на тему «Транспорт»; пластилин, стеки, дощечки, салфетки; образцы аппликации «Транспорт» из цветной бумаги, листы белой бумаги, клей, кисти, салфетки; тра-фареты (с внутренним, внешним контуром); фломастеры, маркеры; семена 4. Уточнить свойства и назначение объектов каждого вида транспорта. 5. Сравнить объекты транспорта по их основным особенностям (цвету, форме, величине). 6. Угадать и правильно назвать объекты транспорта на ощупь. Игры: «Найди силуэт к изображению», «Расставь транспорт по местам», «Отгадай загадку», «Найди по описанию», «Что лишнее?», «Выбери транспорт из металла», «Выбери транспорт с деревянной поверхностью». 7. Придумать сюжетно-ролевую игру с объектами транспорта. Практическая работа. 1. Конструирование на тему «Транспорт». 2. Лепка фигур на тему «Транспорт». 3. Обвести контуры фигур транспорта по трафарету. 4. Закрасить и заштриховать контуры фигур транс- порта. 5. Выложить разными видами крупы по контуру фигуры транспорта
Май
  Тема: «Растения»(деревья, кусты, цветы (комнатные, садовые, полевые), лечебные травы, грибы (съедобные, несъедобные)).   Оборудование: натуральные (муляжи): деревья, кусты, цветы комнатные, полевые, садовые, лечебные травы, грибы (пособия и плакаты) съедобные и несъедоб- 1. Рассмотреть и обследовать деревья и кустарники (на прогулке) через лупу. 2. Рассмотреть через лупу цветы (комнатные, садовые, полевы е) и муляжи съедобных и несъедобных грибов.

Окончание табл.

       
  Задачи: закреплять знания и представления о растениях; упражнять в умении обследовать основные признаки и свойства растений с исполь- зованием функций зрения, обоняния, осязания; познакомить с назначением растений; учить различать и называть составные части каждого растения, группировать растения по цвету, форме, величине, назначению, называть и сравнивать 2–3 растения, понимать и объяснять обобщающее слово «растение» ные; лупы для каждого ребенка; цветные изображения деревьев, кустов, цветов, трав, грибов; кон-турные и силуэтные изображения растений; трафареты (внутренние и наружные) растений, фломасте-ры; образцы аппликации «Расте- ния» (деревья, цветы, грибы), части растений из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки; краски, кисти, вода, листы бумаги; образцы лепки растений, пластилин, стеки, дощечки, салфетки 3. Обследовать каждый вид растений: уточнить основные признаки и свойства (зрительно, с помощью обоняния, осязания). 4. Правильно называть составные части каждого растения (ствол, ветки, листья; стебель, лепестки, сам цветок, листья; ножка, шляпка). 5. Сравнить каждое растение определённого вида по цвету, величине, запаху. 6. Группировать растения по основным признакам. 7. Определить каждое растение на ощупь. Игры: «Что, где растет?», «Назови части», «Чей силуэт?», «Сравни два растения», «Назови по описанию», «С какого дерева плод», «Отгадай загадку». Практическая работа. 1. Подобрать силуэт растения к его изображению. 2. Обвести контур растения по трафарету. 3. Раскрасить контур, заштриховать, выложить контур из семян или крупы. 4. Выполнить аппликацию на тему «Растения»: «Елочка», «Цветок», «Грибы». 5. Лепка фигур: «Грибы», «Цветы»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: