Мотивация: понятие, структура, классификация.




Тема ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Мотивация: понятие, структура, классификация

Важные виды вторичной мотивации

3. Подходы к трудовой мотивации

a) Содержательные теории трудовой мотивации

b) Процессуальные теории трудовой мотивации

C) Современные теории трудовой мотивации

Обобщающие выводы

 

 

Мотивация: понятие, структура, классификация.

 

Термином «мотивация» описывается один из базовых психологических феноменов/процесс, который имеет важное значение для понимания и объяснения человеческого поведения вообще и организационного поведения как отдельного индивида, так и групп людей в частности. Сам этот процесс/ феномен нельзя непосредственно наблюдать, и в этом случае он выступает теоретическим конструктом, позволяющим объяснить важные особенности поведения людей. Однако его существование возможно фиксировать благодаря феноменам, которые поддаются наблюдению и познанию, и знание которых позволяет понять влияние и роль этого прочеса в человеческом поведении.

Термин «мотивация» ( лат. motivatio ) латинского происхождения и является производным от другого латинского термина «мотив» motus – движение, физическое (телодвижение), чувственное и душевное (возбуждение, раздражение, ощущение, влечение), а также деятельность мышления. В психологии «мотив» используется в разных значениях: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Как видно из приведенных значений, они с точки зрения психологии воспроизводят значения исходного латинского термина. Исходя из этих значений можно дать следующее определение понятию «мотив». Мотив как психологическая детерминанта поведения человека есть – система внутренних факторов, определяющих динамику, организацию и ориентацию индивидуального и группового поведения человека.

МОТИВАЦИЯ – это внутреннее побуждение к действию (этим она отличается от стимулирования, как внешнего побуждения к действию), обусловливающее заинтересованность субъекта в свершении этого действия. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.

Исходя из этимологии и значения термина «мотив» его структуру Фреди Лютенс описал в терминах «потребность», «побуждение» и «цель/вознаграждение», которые образуют следующую структуру

ПОТРЕБНОСТИ ПОБУЖДЕНИЕ (МОТИВ) ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимо­действующих и взаимозависимых элементов.

1. Потребности. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологи­ческое или психологическое равновесие. Например, потребность существует, когда клетки тела лишены пищи и воды, или когда человеку не хватает общества дру­гих людей, которые были бы его друзьями или компаньонами. Хотя психологи­ческие потребности могут основываться на некоем дефиците, иногда это бывает и не так. Например, биография человека с сильной потребностью достичь успеха может отражать непрерывную цепь достижений.

2. Побуждение. За редким исключением побуждения, или мотивы (оба термина ча­сто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удов­летворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуж­дения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к дости­жению вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. Например, потребности в пище и воде на уровне мотивов соответствуют голоду и жажде, а потребность в друзьях - мотиву принадлежности.

3. Вознаграждение. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, опреде­ляемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким обра­зом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение. По­глощение пищи, питье воды и приобретение друзей приведут к восстановлению баланса и уменьшению соответствующих побуждений. В этих примерах обретенные пища, вода и друзья представляют собой вознаграждение.

Первичные мотивы

К настоящему времени нет единой классификации мотивов поведения человека, но есть согласие в том, что некоторые из них являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, такие мотивы называют первичными мотивами, другие являются приобретенными, называемыми вторичными. Такие мотивы называют по-разному — физиологиче­ские, биологические, врожденные, или первичные. Использование этих терминов не подразумевает, что группа первичных мотивов имеет некое превосходство вторичными мотивами. Хотя в некоторых теориях моти­вации признается приоритет первичных мотивов, существует множество ситуаций, когда вторичные мотивы доминируют над первичными. Типичными являются такие примеры, как обет безбрачия (целибат), который дают священники, и соблюдение поста по рели­гиозным, социальным или политическим причинам. В обоих случаях вторичные, при­обретенные, мотивы сильнее врожденных первичных.

Мотивы, относящиеся к первичным, должны отвечать двум условиям: они должны быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого, самыми обычными из известных первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стрем­ление избежать боль, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиоло­гии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потреб­ности. Однако, когда речь идет о вторичных потребностях, ситуация оказывается иной.

Вторичные мотивы

При изучении поведения человека в организации вторичные мотивы пред­ставляются более важными, чем мотивы первичные. По мере того как человеческое общество разви­вается и становится более сложным, первичные мотивы при мотивации поведения уступают дорогу приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бо­роться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, жи­вущих в экономически развитых странах. Очевидно, ситуация может измениться; на­пример, «бум рождаемости» или «парниковый эффект» могут изменить определенные человеческие потребности. Но на данный момент доминируют все же вторичные моти­вы.

Вторичные мотивы тесно связаны с процессами научения. В частности, подкрепление как принцип научения концептуально и практи­чески связан с мотивацией. Такая взаимосвязь очевидна, когда подкрепление делится на две категории — первичные и вторичные — и описывается как вознаграждение. Од­нако иногда подкрепление рассматривают просто как важный элемент, служащий для повышения мотивации к повторению. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя различные поведенческие понятия могут разделяться с целью анализа и изучения, на самом деле такие понятия, как подкрепле­ние и мотивация, при формировании поведения человека не действуют как отдельные сущности: здесь всегда имеет место эффект взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: