Занятие 3. Экономическая теория: предмет и методология науки




Цель занятия: рассмотреть эволюцию предмета экономической теории, ее современные задачи и функции, определить особенности методологии экономических исследований.

Вопросы для обсуждения

1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия, экономикс, новая экономическая теория.

2. Современная экономическая теория: предмет, задачи и функции.

3. Методология экономической науки.

4. Методы экономического анализа.

Вопросы для размышления

1. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

2. Как Вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»?

3. Какая связь, по Вашему мнению, существует между экономической наукой и экономической идеологией? Каким образом происходит трансформация науки в идеологию в сфере экономических знаний?

Основные категории

предмет науки, объект исследования, макроэкономическая и микроэкономическая теория, позитивная и нормативная экономическая теория, экономические законы, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, экономико-математическая модель, деловая игра, имитационная игра, прогнозирование, экономическая политика.

Творческое задание:

Напишите эссе на тему: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом (Б. Шоу)».

Специальная литература

Клисторин В.И. О кризисе экономической науки в стране и мире. // ЭКО. – 2009. - № 9.

Либман А. Направления и перспективы развития политико-экономических исследований.// Вопросы экономики. – 2008. - № 1.

Либман А. Теоретические и эмпирические исследования в современной экономике: проблемы коммуникации. // Вопросы экономики. – 2008. - № 6.

Фролов И. Размышления о применении экономической теории в прикладных социально-экономических исследованиях. // Вопросы экономики. – 2009. - № 12.

 

 

Занятие 4. Общие проблемы развития экономики

Цель занятия: раскрыть содержание базовых экономических категорий, показать их взаимосвязь

Теоретические проблемы

1. Экономические потребности, блага и ресурсы. Производственные возможности.

2. Ресурсная и экономическая эффективность.

3. Экономические агенты, их мотивация и интересы.

4. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.

Вопросы для размышления

1. Что такое редкость блага? Чем она отличается от ограниченности?

2. В чем состоит содержание понятий «производство» и «экономика»? Почему важно их разграничение и субординация?

3. Какие преимущества получает хозяйство от специализации и разделения труда?

Типовое задание для практической работы

1. На основе нижеприведенных данных о производственных альтернативах:

а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы С; в) определите издержки производства четырех единиц С.

С          
Д          

2. Производственные альтернативы X и Y представлены в таблице:

  A B C D E F
X            
Y            

3. Изобразите с помощью кривой производственных возможностей, что произойдет, если: а) в данном периоде в стране осуществляется индустриализация, а все остальные условия остаются неизменными; б) правительство стимулирует развитие отраслей, выпускающих предметы потребления; в) повысится спрос на предметы потребления; г) появились новые технологии в производстве средств производства; д) сокращаются трудовые ресурсы; е) в стране наблюдается широкое внедрение в производство достижений НТР.

Упражнения и приложения теории

1. В системе производятся сахар и мука. Килограмм сахара получается из 10 кг свеклы, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна. Найти границу производственных возможностей. Найти производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.

2. Увеличение выпуска молока на 2 т требует сокращения выпуска пшеницы на 3 т. найдите вмененные издержки производства молока и пшеницы.

3. Имеются три состояния системы: А(20; 30 / 4; 5), В(15; 25) / 2; 3), С(20; 30 / 3; 4). Чертой разделены выпуски продуктов и расходы ресурсов. Найти состояния с эффективным производством.

4. Предположим, что Вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как Вы потратите деньги?

Основные категории

Потребности, пирамида потребностей А.Маслоу, ресурсы, производительные силы. Факторы производства, блага, ограниченность ресурсов, ограниченность благ, граница производственных возможностей, альтернативные издержки, проблема выбора, экономические агенты, экономические интересы, мотивация деятельности, производство, способ производства, распределение, обмен, потребление, разделение труда, специализация производства, экономический кругооборот, воспроизводство, хозяйственный механизм, эффективность производства, Парето-эффективное состояние.

Самостоятельная работа

Оценить верно или неверно утверждение, аргументируйте (выбор утверждения для анализа согласно нумерации списка группы).

1. Экономическая теория изучает все человеческие потребности.

2. Любые экономические действия совершаются с целью удовлетворения определенных потребностей.

3. Если Вы одолжили приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процентов, Вы поступили нерационально.

4. Проблема ограниченности ресурсов свойственна только бедным странам.

5. Проблему ограниченности ресурсов можно будет решить только в будущем, когда будут открыты новые источники энергии.

6. Если экономический агент владеет ресурсами, продает их на рынке, получает за это деньги и расходует их на потребление благ, это – фирма.

7. Роль координирующего центра, который сглаживает противоречия в обществе, может выполнить только государство.

8. Если все ресурсы страны используются полностью, увеличение выпуска какого-либо продукта невозможно.

9. Если экономить ресурсы, то можно произвести больше товаров, чем определяет кривая производственных возможностей.

10. Если ресурсов в стране не хватает, нужно напечатать больше денег и проблема будет решена.

11. В эффективной экономике не действует закон убывающей производительности факторов производства.

12. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.

13. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.

14. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.

15. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

16. Технический прогресс не имеет границ, так же, как бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе.

17. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

18. Полученный Вами в банке кредит можно считать капиталом.

19. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.

20. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

21. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража – это величина взятки руководству кооператива.

22. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, которая измеряется бюро статистики труда.

23. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.

24. При движении вдоль кривой производственных возможностей и предельные альтернативные затраты, и абсолютные альтернативные затраты производства одного из двух благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.

25. Кривая производственных возможностей экономики будет прямой линией, если экономические агенты не будут использовать разделение труда и специализацию.

26. Экономический кругооборот возможен и при натуральном хозяйстве.

27. Проблема «что производить» возникает только в условиях острой дефицитности ресурсов.

28. В рыночной экономике проблемы «что, как и для кого» решаются с помощью ценового механизма.

29. Безграничные материальные потребности обусловливает ограниченность ресурсов.

30. На вопрос «для кого развивается производство?» можно ответить по линии производственных возможностей, характеризующей экономику данной страны.

31. Закон убывающей производительности факторов в сельском хозяйстве не действует, если все пахотные земли плодородны.

32. Линия производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативные издержки, альтернативный выбор.

33. Экономический рост означает, что объем производства товаров и услуг увеличивается, а граница производственных возможностей сдвигается вправо.

34. В случае равенства производственных возможностей двух стран та страна, в которой выбор сделан в пользу развития производства средств производства, в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем страна, избравшая путь ускоренного развития средств потребления.

35. Если на графике точка, характеризующая производство в данном году, располагается левее линии производственных возможностей, то в стране не полностью используются производственные ресурсы.

36. Самым первым из основных вопросов экономики стоит вопрос о справедливом распределении произведенного продукта.

37. Главной движущей силой в экономике развитых стран становится знание.

38. Строительство жилья для рабочих – это форма инвестирования в человеческий капитал.

39. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в натуральных единицах.

40.Для производства материальных благ необходим только труд

Специальная литература

Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. – 2010. – № 7.

Кондратьев В.. Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 12.

Орлов А. О типах развития общественного производства и оценке его эффективности. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.

Ускова Т. Производительность труда – главный фактор роста экономики. // Экономист. – 2009. – № 8.

 

Занятие 5. Типы и модели экономических систем

Цель занятия: рассмотреть различные подходы к классификации экономических систем, определить преимущества и недостатки различных экономических систем

Теоретические проблемы

1. Экономическая система. Различные подходы к классификации экономических систем.

2. Смешанная экономика и ее модели.

3. Особенности экономики России.

Вопросы для размышления

1. Какова разница между задачами, решаемыми экономической системой и ее целями? Почему цели различаются от общества к обществу?

2. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется Вам наиболее убедительной?

3. Что такое «Вашингтонский консенсус», заложивший основы «гайдаровской экономики»?

4. В какой момент экономика перестает быть переходной?

Упражнения и приложения теории

1. Прокомментируйте следующее сравнение из американского учебника «Экономикс»: «Осел получает от своего хозяина то пинки, то вкусную морковь, чтобы стронуться с места. Подобно этому, рыночная экономика распределяет прибыли и убытки между конкурентами, чтобы решить проблемы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ».

2. Многие справедливо считают, что в экономике Российской Федерации свойственны такие особенности, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных моделей рыночной системы. Приведите пример и объясните. О каких особенностях обычно идет речь в таких дискуссиях и столкновениях мнений?

Основные категории

Экономическая система, формы хозяйства (натуральное и товарное), формационный подход, способ производства, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество, цивилизация, цивилизационный подход, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, переходная экономика, модели экономических систем, модели смешанной экономики.

Самостоятельная работа

1. Напишите эссе «Строй, сложившийся в России, - капитализм?».

2. Напишите комментарий к части четвертой «В поисках парадигмы. Ответ Петровичу» из книги А.П. Паршева «Почему Россия не Америка» (М.: Форум, 2000, с. 219-228). В комментарии ответьте на вопрос: какой же принцип должен лежать в основе нашей экономики?

Специальная литература

Бергер Я. Китайская модель развития. // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 9.

Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики. // Общество и экономика. – 2009. – № 4-5.

Хайтун С. Постиндустриальное общество: станет ли эта западная модель будущим всего мира? // Общество и экономика. – 2008. – № 9.

Юнгблюд Д. Социальные системы стран Западной Европы. // Общество и экономика. – 2008. – № 9.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: