План.
1. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Связь педагогики с другими науками.
3. Структура педагогической науки.
4. Методы педагогических исследований.
1. Педагогика – это самостоятельная наука, которая изучает закономерности передачи социального опыта страшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Во взглядах ученых на педагогику существует три концепции (подхода):
1. Педагогика – междисциплинарная область знания. Отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку.
2. Педагогика – прикладная дисциплина, которая использует знания, заимствованные из других наук.
3. Педагогика - относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения.
Объект педагогики – этосистема педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Таким образом, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологии его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также способов их взаимодействия.
Функции педагогики:
1. Теоретическая функция: изучение передового педагогического опыта, выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, построение моделей преобразования педагогической деятельности.
2. Технологическая функция: разработка методических материалов, внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику, оценка влияния результатов педагогических исследований на практику обучения и воспитания.
2. Связь педагогики с другими науками
Педагогика тесно взаимосвязана с другими науками.
В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, изучающими человека как личность. От системы философских взглядов исследователей зависит направление педагогического поиска, определение сущности образовательного процесса. Философия является основой для создания педагогических концепций. Связь педагогики с психологией заключается в необходимости понимания свойства человеческой природы, законов психической деятельности и развития личности.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида: биологией, антропологией и медициной. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека является важнейшей как для педагогики, так и для биологии. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогических знаний.
Развитие педагогики тесно связано с науками, изучающими человека в обществе: социологией, экономикой, политологией. Связь педагогики с экономикой обусловлена тем, что экономическая политика всегда была необходимым условием для развития образованности общества. Связь этих наук привела к обособлению такой отрасли знаний как экономика образования. Педагогика как и социология выявляют основные тенденции развития тех или иных групп населения, закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов.
Связь педагогики с другими науками выражается в следующем:
1.Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.
2. Творческое заимствование методов исследований, применяемых в других науках.
3. Использование конкретных результатов исследований других науках.
4. Участие в комплексных исследованиях человека.
Система педагогических наук
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Система педагогических наук состоит из следующих дисциплин:
1) Общая педагогика исследует основные закономерности обучения и воспитания. Общая педагогика содержит 4 раздела: общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами.
2) Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную (условия развития детей до 3 лет), дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых.
3) Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. В состав дефектологии входят: сурдопедагогика (обучение и воспитание слабослышащих и глухих), тифлопедагогика (слепых и слабовидящих), логопедия (детей с нарушением речи) и олигофренопедагогика (умственно отсталых детей).
4) Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности.
5) История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
6) Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
7) Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.
8) Сравнительная педагогика изучает функции, законы и развитие образовательных и воспитательных систем в разных странах.
Педагогические науки также подразделяются в зависимости от вида деятельности: военная, спортивная, музейная, музыкальная, производственная, исправительно – трудовая и т.д.