Классификация тестов по предмету диагностирования 6 глава




Для личности с такой оценкой по фактору характерна не­устойчивость поведения в стрессовых ситуациях. Имеет сверх­чувствительную нервную систему, потому остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чув­ством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают.

Фактор I

Высокая оценка по фактору является показателем чувстви­тельности, мягкости, мечтательности, утонченности, образного, художественного восприятия мира. Эти лица не любят "грубых людей" и "грубую работу". Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные собы­тия. В поведении проявляют черты театральности, иногда — тревожности. Высокие оценки по этому фактору имеют худож­ники, артисты, музыканты.

Низкие оценки характерны для лиц мужественных, эмоцио­нально стабильных, суровых, практичных, реалистичных. Боль­ше верят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по "правильному", реалистическому пути. Скептически относятся к гу­манитарным наукам и созданию духовных ценностей.

фактор L

Лица с высокими оценками по фактору с самого начала ко всем людям подходят с предубеждением, настороженно, ищут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны, в коллек­тиве держатся обособленно, завидуют успехам других людей, считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми на­стойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них завышенная самооценка. Часто проявляют мнительность, подо­зрительность, осторожность. Интересы обращены на собствен­ную персону. Забота о других чаще всего отсутствует.

Человек с низкой оценкой по фактору считает всех людей добрыми и хорошими, откровенно рассказывает о себе даже малознакомым людям, легко доверяет им свои сокровенные мечты и материальные ценности. Самооценка реалистична. В коллективе уживчив, весел, доброжелателен, независтлив, про­являет искреннюю заботу о своих товарищах, не стремится вы­делиться, обратить на себя внимание. Возникающие отрица­тельные эмоции быстро угасают.

По роду занятий высокий уровень фактора характерен для администраторов, летчиков, юристов. Низкий уровень — для спортсменов, канцелярских работников, работников сферы услуг.

Фактор М

Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображени­ем, фантазеров, погруженных в себя, витающих в облаках. Для них характерны аутизм, самобытное мировоззрение, мечтатель­ность, творческое воображение, неповторимая манера поведе­ния, игнорирование общепризнанных норм. Они эксцентричны, своеобразны, ориентированы на собственные желания. Из-за направленных на себя интересов чаще всего такие люди отвер­гаются группой. Среди таких лиц есть немало людей одаренных.

Средние оценки по фактору имеют художники, музыканты, писатели.

Низкие оценки свойственны лицам зрелым, уравновешен­ном, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и обще­принятым нормам поведения. Добросовестны. Однако и не­ожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает во­ображения и находчивости.

Фактор N

Лица с высокими оценками по фактору характеризуются ис­кусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиаль­ностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся кор­ректно, вежливо, отстранение, несколько амбициозно. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скеп­тически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интри­гам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами.

Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди, об­щительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведе­ния окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спон­танны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.

Фактор О

Лица с высокими оценками по фактору неизменно чем-ни­будь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурны­ми предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компе­тентность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто

и обособленно.

Низкие щенки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес в повседневной жизни. Нечувствительны к неодобре­нию группы и тем самым могут вызвать к себе антипатию.

Фактор Q1

Лица с высокими оценками по этому фактору имеют разно­образные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию не принимают на веру. Ради­кальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют автори­тетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно восприни­мают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям.

Низкие оценки характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Склонны к нра­воучениям, морализации и наставлениям. Весь вред, по их мне­нию, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.

Фактор О2

Лица с высокими оценками по данному фактору самостоя­тельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характерна самодостаточность. Сами принимают решения, до­биваются их исполнения, сами несут ответственность. Они го­товы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не счита­ются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не лю­бят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке.

Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, за­висимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружа­ющих, в совете и одобрении. Инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения отсутствуют.

Фактор Q3

Высокие оценки свидетельствуют об организованности, уме­нии хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядочение, не разбрасыва­ется. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных це­лях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца Хо­рошо осознает социальные требования и старается их выпол­нять. Заботится о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.

Низкие оценки по фактору указывают на слабую волю и пло­хой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность та­ких лиц неупорядоченна, хаотична Они часто теряются. Беза- лаберны. Не умеют организовать свое время и порядок выпол­нения работы. Нередко оставляют дело незаконченным, без до­статочного обдумывания берутся за другое.

Фактор Q3, является важным для прогноза успешности дея­тельности. Коррелирует с успехами в технике, математике, ор­ганизаторской деятельности, где требуются уравновешенность, объективность и решительность.

Фактор q4

Высокие оценки свидетельствуют о напряженности, возбуж­денности, неудовлетворенных стремлениях. Человек с такими по­казателями беспокоен, возбужден, неусидчив. Чувствует себя раз­битым, усталым, но не может остаться без дела даже в обстанов­ке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздра­жительность и нетерпеливость. В групповой деятельности прене­брегает такими аспектами, как единство, порядок, лидерство.

Низкие оценки говорят о слабости, об отсутствии побужде­ний и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.

Вторичные факторы

Кроме первичных 16 факторов можно выделить четыре факто­ра второго порядка:

f1 — тревожность — адаптированностъ;

F2 — интроверсия — экстраверсия;

F3 — чувствительность — реактивная уравновешенность;

F4 — конформность — независимость.

Расчет вторичных факторов производится по формулам:

F1 - [(38 + 2L + 30 + 4 Q4 ) - 2 (С + Н + Q3)]: 10;

F2 = [(2A + ЗЕ +4F + 5Н) - (2Q2 + 11)]: 10;

F3 = [(77 + 2С + 2Е + 2F + 2N) - (4А + 61 + 2М)]: 10;

F4 = [(4Е + ЗМ + 4Q1 + 4Q2) - (ЗА + 2С)]: 10.

Интерпретация вторичных факторов

фактор f1: (—) тревожность — (+) адаптированность

Низкие баллы — жизнь в целом удовлетворяет человека. Од­нако низкие оценки по данному фактору означают недостаток мотивации. Человек не стремится к большому делу, высоким достижениям, не ставит перед собой трудных целей.

Высокие оценки по фактору не обязательно свидетельствуют о невротической личности. Тревога может обусловливаться си­туационно. Плохая приспособляемость. Неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность. Может вызвать соматические расстройства.

Фактор F2: (—) интроверт — (+) экстраверт

Низкие оценки по фактору свидетельствуют либо о робости и застенчивости, либо о сдержанности и скрытности.

Высокие оценки говорят о том, что человек социально кон­тактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения.

Фактор F3: (-) чувствительность — (+) реактивная уравно­вешенность

Низкие оценки свидетельствуют о хрупкой эмоциональности человека, чувствительности, художественной мягкости, спокой­ствии, вежливости. Иногда возникают трудности из-за избытка раздумий.

Высокие оценки говорят о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкостей жизни. Могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений.

Фактор F4: (—) конформность — (+) независимость

Низкие баллы — подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Человек нуждается в поддержке и ищет ее у лю­дей. Склонность ориентироваться на групповые нормы.

Высокие баллы — независимость, агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота, инициативность.

Приложение 2

Содержание и отдельные фрагменты многопрофильного личностного опросника

MMPI[3]

Многопрофильный личностный опросник MMPI состоит из 550 утверждений и может быть использован не только индивиду­ально, но и при групповом психодиагностическом исследова­нии. По данным американских литературных источников, MMPI-тест рекомендуется использовать для исследования лиц в возрасте от 16 до 55 лет, интеллектуальный коэффициент ко­торых (IQ) не должен быть ниже оценки 80 баллов.

Все утверждения опросника разделены на 10 клинических шкал:

1) ипохондрии (Hs);

2) депрессии (D);

3) истерии (Ну);

4) психопатии (Pd);

5) мужественности — женственности (Mf);

6) паранойи (Ра);

7) психастении (Pt);

8) шизофрении (Sс);

9) гипомании (Ма);

10) социальной инверсии (Si).

Как видно из перечисления шкал, наряду с исследованием, имеющим четкую выраженность клинической направленности, определяются также и некоторые состояния личности и нерв­но-психические симптомы (одержимость, заблуждения, галлю­цинации и т.п.). Ниже дано краткое описание вышеприведен­ных психоневрологических терминов.

1. Ипохондрия — психоз, главным симптомом которого яв­ляется "уверенность" пациента в том, что у него неизлечимое физическое заболевание.

2. Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассив­ностью поведения. Симптомы — тяжелые, мучительные пере­живания (подавленность, тоска, отчаяние).

3. Истерия — патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью со­знательной регуляции поведения. Для истерии характерно не­соответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений (громкие крики, плач, мнимые обмо­роки, выразительные жесты по поводу незначительных, в дей­ствительности мало волнующих истерика событий [309, с. 146].

4. Психопатия — патология характера, обычно обусловлен­ная врожденной неполноценностью нервной системы.

Проявления:

постоянная смена настроений (циклоиды);

уход от социальных контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии (шизоиды);

крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпимости, упрямства, обидчивость, склонность к скандалам (эпилептоиды);

повышенная впечатлительность, психологическая возбуди­мость с быстрой истощаемостью, раздражительность, нереши­тельность (астеники);

тревожность, неуверенность в себе, склонность к постоян­ным раздумьям, патологическим сомнениям (психастеники);

склонность к формированию "сверхценных" идей, упрямст­во, эгоистичность, отсутствие сомнений, повышенная степень уверенности в себе, завышенная самооценка (паранойяльные психопаты);

стремление во что бы то ни стало обратить на себя внима­ние окружающих, изменить оценку реальных событий в близ­кую для них сторону, манерность и театральность в общении (истерические психопаты);

слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, подат­ливость влиянию окружающих (неустойчивые психопаты);

умственная ограниченность. Такие индивиды умеют дер­жать себя в обществе, однако в суждениях банальны. Могут хо­рошо учиться, но применять свои знания и проявлять иници­ативу затрудняются (органические психопаты)

Следует оговориться, что четкой границы между варианта­ми психопатии и вариантами нормальных характеров не суще­ствует. Указанным выше типам психопатов в норме соответст­вуют индивиды с подобным характерологическим складом, но без психопатической выраженности. Здесь под характерологи­ческим складом индивида следует понимать акцентуацию хара­ктера, т. е. чрезмерное усиление отдельных черт характера, про­являющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяже­лые переживания, большие нервно-психические нагрузки и т.п.) при достаточно высокой устойчивости к другим.

5. Мужественностьженственность (маскулинностьфеминность). В мужественности — женственности отражают­ся психологические аспекты поведения людей по мужскому или женскому типу. Согласно психоаналитической теории лич­ности, маскулинности приписываются такие качества, как ак­тивность, агрессивность, соперничество, соответственно феминности — пассивность, восприимчивость и др.

6. Паранойя — разновидность бредового синдрома. Характе­ризуется бредом величия, преследования, ревности, не сопрово­ждающимся интеллектуальным снижением. Часто сочетается с обстоятельным ригидным мышлением.

7. Психастения — особая форма психопатии. Это нервно-психическое состояние человека, характеризующееся снижени­ем порога чувствительности, крайней неустойчивостью настро­ения, нарушением сна, обшей нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью.

8. Шизофрения — психическое заболевание, связанное с раз­рывом между интеллектуальными и эмоциональными функци­ями. Высказываемые шизофрениками мысли и сопровождаю­щие их эмоции несовместимы. Индивид характеризуется "ши­зофреническим" мышлением с нарушением синтаксиса, ухо­дом от реальности в мир собственных переживаний, проявле­ниями симптомов бреда, галлюцинаций и спутанности мыслей.

9. Гипомания — нервно-психическое состояние человека, ха­рактеризующееся ускорением психических функций, при кото­ром усиливается как физическая, так и психическая активность индивида, сопровождающаяся незначительной эйфорией.

10. Социальная инверсия. Выявляется при определении сте­пени экстравертированности — интровертированности инди­вида. Социально интровертированный человек характеризуется отгороженностью от социальных контактов, малой заинтересо­ванностью в людях. В противоположность этому люди, имею­щие высокие показатели экстравертированности, общительны, находят большое удовлетворение 8 контактах с людьми.

Ниже приводятся примеры утверждений из тест-опросника MMPI.

Шкала ипохондрии:

Несколько раз в неделю у меня бывает изжога

Б различных областях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, "ползание мурашек" или онемение.

Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощу­щения в верхней части живота (под ложечкой).

У меня часто бывает такое чувство, будто моя голова стяну­та обручем.

Мой желудок сильно беспокоит меня.

Шкала депрессии:

У меня беспокойный, прерывистый сон.

Любая работа дается мне ценой больших усилий.

Шкала истерии:

Я никогда не падал (падала) в обморок.

Часто я ощущаю "комок" в горле.

Шкала социальной инверсии:

Я человек общительный.

Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко. Я люблю ходить туда, где бывает шумно и весело. Я люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).

Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или об­ществ.

На основании данных клинических шкал вычерчивается лич­ностный профиль испытуемого. В качестве примера на рис 2 показаны фрагменты личностного профиля (фрагмент слева — при психогенной депрессии; фрагмент справа — при истериче­ском синдроме).

Кроме клинических шкал тест-опросник MMPI имеет так на­зываемые контрольные шкалы ("?", L, F, К), позволяющие повы­сить достоверность информации, полученной с помощью теста. На рис 2 они показаны слева от основных клинических шкал.

Шкала "?" не имеет относящихся к ней утверждений. По данной шкале регистрируется количество утверждений, кото­рые обследуемый оставил без ответа. Превышение определен­ного критического числа утверждений, оставшихся без ответа, является основанием для суждения о недостаточной мотивированности испытуемого либо о непонимании им формулировок

Рис. 2, Личностный профиль по тест-опроснику MMPI (фрагменты) утверждений.

Шкала L (шкала лжи) направлена на оценку тенденции испытуемого давать социально одобряемые ответы. Испытуе­мый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, стремится давать ответы, соответствующие моральным нормам или образцам социально одобряемого поведения. В случае пре­вышения критического значения оценок по шкале L считается, что у испытуемого сформировалась установка на социально

одобряемые ответы.

Шкала F (шкала валидности) предназначена для выявле­ния тенденции к намеренному или неосознанному ухудшению результатов обследования. Намеренное ухудшение результатов обследования из-за симуляции испытуемого, не желающего со­трудничать с экспериментатором, ведет к превышению крити­ческой оценки. Такая же картина получается при невниматель­ной, поверхностной работе испытуемого, когда ответы даются

необдуманно, наугад.

Шкала К (шкала коррекции) направлена на выявление противоположной тенденции, которая характерна для шкалы F, т. е. выявляется намеренное или неосознанное улучшение ре­зультатов исследования. Индивид, желающий показаться мак­симально здоровым и благополучным в моральном или жизненном плане, в ответах отрицает у себя ряд симптомов, при­вычек, реакций на окружающие обстоятельства. Превышение показателя по шкале К указывает на попытку индивида казать­ся "хорошим". Низкий же показатель указывает на честность или самокритичность испытуемого либо на попытку выставить себя в плохом свете.

Многофакторный личностный опросник MMPI нашел ши­рокое распространение в психодиагностических исследованиях в России, других странах бывшего СССР. Большая работа по адаптации опросника проведена в Ленинградском психоневро­логическом институте им. В.М. Бехтерева, а также московски­ми психологами.

При интерпретации полученных результатов следует исхо­дить из того, что любой показатель, превышающий значение 70Т и более, свидетельствует о выявлении патологических отклоне­ний. Однако следует избегать буквальной оценки шкал MMPI -теста. Высокий показатель по шкалам шизофрении, например, еще не является доказательством ее наличия. Высокие показатели по шкалам указывают лишь на симптомы определенного психиче­ского расстройства. Кроме того, следует иметь в виду, что высо­кие показатели по шкалам MMPI-теста, выявляющие те или иные симптомы, должны быть подтверждены показателями шкал других параллельно применяемых психодиагностических методик. Более подробно о применении тест-опросника MMPI можно прочитать в книге из списка литературы [357].

В 60-х гг. в психоневрологическом институте им. ВЛ4. Бехте­рева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым был предложен адаптированный вариант MMPI, так называемый "Мини-мульт", опросник которого содержит всего 71 вопрос "Мини-мульт" состоит из 11 шкал, из которых 3 — оценочные, изме­ряющие искренность, степень достоверности результатов тес­тирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осто­рожностью испытуемого. Остальные восемь шкал являются ба­зовыми и оценивают свойства личности по показателям ипо­хондрии (Hs), депрессии (D), истерии (Hу), психопатии (Pd), Паранойяльности (Ра), психостении (Р), шизоидности (S), гипомании (Ма). В методике "Мини-мульт" свойства личности по показателям "мужественности — женственности" (Mf) и соци­альной инверсии (Si) не определяются. В отличие от тест-оп- росника MMPI, на выполнение которого отводится 40 минут, на выполнение методики "Мини-мульт" время не ограничива­ется, однако оно не должно быть слишком большим.

Инструкция

Внимательно прочтите утверждения в опроснике, которые каса­ются вашего здоровья и вашего характера. Решите, верно или не­верно каждое из представленных утверждений. Не тратьте на об­думывание слишком много времени. Наиболее естественно то решение, которое первым вам приходит в голову. Свой ответ за­несите в бланк теста (форма бланка приводится ниже). Если вы согласны с утверждением, запишите "+", если не согласны — "—".

ОПРОСНИК

1. У вас хороший аппетит.

2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдох­нули.

3. В вашей повседневной жизни много интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

6. У вас очень редко бывает запор.

7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дому.

8. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.

10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.

11. Иногда вам хочется выругаться.

1Z. Каждую неделю вам снятся кошмары.

13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.

14. С вами происходили (или происходят) странные веши.

15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы лю­ди не были настроены против вас

16. В детстве одно время вы совершали кражи.

17. Бывало, что по нескольку дней, недель или целых меся­цев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было себя заставить включиться в работу.

18. У вас прерывистый и беспокойный сон.

19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся стран­ные вещи.

20. Большинство знающих вас людей не считают вас непри­ятным человеком.

21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вашего.

22. Большинство людей довольны своей жизнью больше, чем вы.

23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы до­биться сочувствия и помощи.

24. Иногда вы сердитесь.

25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.

26. У вас часто бывает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее.

27. У вас часто бывают подергивания в мышцах.

28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.

29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы.

30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют.

31. Большинство людей способно добиваться выгоды не со­всем честным путем.

32. Вас часто беспокоит желудок.

33. Часто вы не можете понять, почему накануне были в плохом настроении и раздражены.

34. Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не ус­певали их высказывать.

35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых.

36. Временами вы уверены в собственной бесполезности.

37. В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим.

38. У вас были периоды, во время которых вы что-то дела­ли и потом не могли вспомнить, что именно.

39. Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали.

40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

41. Вам безразлично, что думают о вас другие.

42. С памятью у вас все благополучно.

43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с кото­рым вы только что познакомились.

44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость. 45. У вас редко болит голова.

46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.

47. Не все ваши знакомые вам нравятся.

48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.

49. Вы считаете, что совершили поступки, которые нельзя простить.

50. Вы считаете, что вы слишком застенчивы.

51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств.

53. Иногда вы немного сплетничаете.

54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения.

55. У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыха­етесь.

56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.

57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

58. Ваши родители и другие члены семьи часто придирают­ся к вам.

59. Ваша судьба никого особенно не интересует.

60. Вы,не осуждаете человека, который не прочь воспользо­ваться в своих интересах ошибками другого.

61. Иногда вы полны энергии.

62. За последнее время у вас ухудшилось зрение.

63. Часто у вас звенит или шумит в ушах.

64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом

65. У вас бывают периоды, когда вы необычно веселы без особой причины.

66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.

67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы из­бежать неприятностей.

68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.

69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.

70. Вы часто разочаровываетесь в людях.

71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

БЛАНК ТЕСТА

И. О._______________ Возраст _____ Пол _____

Образование ________________ Дата ________

(Рядом с номером при ответе "верно" зачеркните ква­дратик "В", при ответе "неверно" — квадратик "Н").

Анализ и интерпретация данных тестирования

Производится подсчет "сырых" баллов по всем 11 показате­лям (оценочным и базовым) в соответствии с ключом к оп­роснику (табл. 2). Набранное количество баллов по каждому из этих показателей записывается в бланке теста в правой его части.

Таблица 2

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Шкала Ответ Номер вопроса
i Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 53
F H 22, 24, 61
  Верно (В) 9, 1 2, 1 5, 1 9, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71
К Н 11, 23, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70
1 (Hs) Н 1,2,6,37,45,
  В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63
2(D) Н 1, 3, 6, 1 1, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61
  В 9, 11, 13, 18, 22, 25, 36, 44
3 (H) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45,
    50, 56
  В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62
4(Pd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65
  В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71
6(Pa) Н 28, 29, 31, 67
  В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68
7(Pt) Н 2, 3, 42
  В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51, 57, 66, 68
8(Se) Н 3, 42
  В 5, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 26, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66
9(Ma) Н  
  В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

Интерпретация показателей по шкалам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: