ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.




 

План.

1.Общая характеристика ребенка раннего возраста.

2. Развитие предметной деятельности и действий в раннем детстве. Появление игровой деятельности.

3. Развитие речи у детей раннего возраста.

4. Умственное развитие ребенка в раннем возрасте.

5. Кризис 3-х лет.

Литература:

  1. Вікова та педагогічна психологія: Навч. Посіб. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук та ін. – К.: Просвіта, 2001. – 416 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Крайг Г. Психология развития (серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2000.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.
  5. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
  8. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480 с.
  9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

 

Ребенок от рождения до конца 1-го года ж изни проходит важный этап развития. Чего же достигает ребенок в своем развитии? Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности общения со взрослыми – центральное новообразование. Ребенок понимает слова, начинает говорить.

1. Раннее детство, с психолого-педагогической точки зрения является одним из ключевым в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Старая социальная ситуация «Мы» разрушается, ребенок в связи с прямохождением отделяется от взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте:

РЕБЕНОК ПРЕДМЕТ ВЗРОСЛЫЙ

Ребенок полностью поглощен предметом. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!» социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Основными достижениями раннего детства являются:

1. Прямохождение, которое обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный поток необходимой для него информации, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, развивается двигательная активность, способность контролировать движения собственного тела.

2. Речевое общение, позволяющее ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Через речевое общение с взрослыми ребенок приобретает в десять раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью данных ему от природы органов чувств. Речь становится средством организации и управления собственным поведением. К окончанию раннего детства складываются основные структуры языка, активная речь ребенка. Ребенок овладевает лексикой, грамматикой языка.

3. Предметная деятельность, которая непосредственно развивает способности ребенка, его ручные движения. Ребенок осваивает большое количество предметных действий, благодаря которым субъективно ощущает себя умелым и способным, самостоятельным в поведении.

4. К концу периода ребенок может самостоятельно обслуживать себя: умываться, одеваться, есть и т.п.

5. Ребенок достигает взаимопонимания (на протяжении длительного времени, прилагая огромные усилия).

6. Складывается первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых быть «хорошим».

7. На третьем году жизни у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям. В круг его интересов входят сверстники.

8. Развивается наглядно-действенное и первичные формы наглядно-образного мышления.

9. Новая форма организации сознания – «Я-действие». Ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает и выделяет свои собственные действия, отделяет их от действий взрослого («Я сам»). Ребенок становится субъектом им самим осознаваемых действий.

10. Одобрение и похвала рождают чувство гордости за достижения и чувство собственного достоинства.

Таким образом, раннее детство является важным периодом в жизни ребенка, в котором происходят важные новообразования во всех сферах психического развития.

2. В раннем детстве ребенок осваивает новую деятельность – предметную. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Ее специфика заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов.

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, акак вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закрепилась в общественном опыте. Основные интересы ребёнка переносятся в область овладения все новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом овладении. Осуществляется переход к предметной деятельности – ведущему виду деятельности. Д.Б. Эльконин исследовал психологические механизмы освоения ребенком предметных действий в раннем детстве, установил, что и функция (назначение), и способ использования предмета задаются ребенку взрослым. Он рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, во-первых, развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой – могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй – предмет употребляется только по прямому назначению. На третьей – происходит как бы возврат к старому – к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

Освоение предмета, овладение предметным действием происходит в ходе подражания действиям взрослого с этим предметом. Одновременно с подражанием действию ребенок осуществляет рефлексию способа его употребления. Средством рефлексии выступает общение взрослого и ребенка с помощью речи. Для ребенка смысл производимого им действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым, или ради выполнения поручения взрослого. Это означает, что смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, - взрослый и совместные действия с ним. При этом общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие производится так, как показал взрослый. Именно на этой основе происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действий, в процессе которой устанавливается их соответствие некоторому образцу. Ребенок перестает обращаться к взрослому за подтверждением правильности производимого действия только тогда, когда оно освоено (ребенок владеет им в самостоятельной деятельности), т.е., когда образец действия ребенком уже построен.

Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия – это действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование разных сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (например, действия ложкой, молоточком, совочком и т.д.). Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия. Поэтому овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат. Орудийные действия ребенка раннего детства весьма несовершенны. Они продолжают отрабатываться в дальнейшем. Но важно не то, насколько у ребенка отработаны соответствующие движения, а то, что он усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека. усвоение принципа орудийного действия дает ребенку возможность в некоторых ситуациях переходить и к самостоятельному употреблению предметов в качестве простейших орудий (например, использовать палку для доставания далекого предмета).

К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни с взрослыми. Предпосылки ролевой игры возникают на протяжении раннего детства внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода – игрушками. Дети в совместной деятельности с взрослыми усваивают некоторые действия с игрушками и потом самостоятельно их воспроизводят. Содержание начальных игр ограничивается 2-3 действиями, например, кормление куклы или животных, укладывание их спать. Дети манипулируют с предметом так, как им показал взрослый. Затем, ребенок начинает переносить способ действия взрослого на другие предметы, что значительно обогащает содержание детской деятельности. Появляется много новых игр: дети моют куклу, обливают ее, изображают прыжок ее с дивана на пол, скатывают куклу с горки, идут с ней гулять. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий (ребенок укладывает куклу на деревянный брусок вместо кровати).

Таким образом, на протяжении раннего детства развивается предметная деятельность – одно из основных новообразований возраста, благодаря которой развиваются и другие виды деятельности: игра, продуктивные виды деятельности.

 

 

3. Ранний возраст – сензитивный период в развитии речи. Развитие речи идет по двум линиям: понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной: ребенок употребляет такие слова, которыми обычно взрослые не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождение:

Во-первых, это язык мам, нянь, считающими, что слова, придуманные ими более доступны. Это такие слова: «ам-ам», «ням-ням», «бяка», «цаца» и т.д.

Во-вторых, автономную речь составляют искаженные слова, произведенные самим ребенком от настоящих сло, ребенок часто заменяет звуковую форму слова: молоко – моко, голова – гова и т.д.

В-третьих, ребенок и сам придумывает автономные слова: Андрюша – Дюка, машина – бибина и т.д.

Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, но если ее поддерживать, она может надолго сохраниться.

К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:

1. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря (дети, способные произнести 10 слов, в среднем понимают 50 слов). Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. До 1,5 лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов, употребляет их редко. К концу 2-го года жизни дети знают около 300 слов, а к 3-х летнему возрасту – 1200-1500 слов.

2. Первое языковое «открытие», описанное В. Штерном. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?», «Кто это?». В. Штерн назвал это первым лингвистическим открытием ребенка. Согласно взглядам советских психологов, это не лингвистическое открытие, а результат практического освоения языка в совместной деятельности с взрослым.

3. Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. «Фазически – это слово, семически предложение», - писал Л.С. Выготский. Около 1,5 лет предложения состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия: «Мама идет», действия и объект действия: «Дай булку», «Хочу конфету» или действие и место действия: «Часы там». К 3 г. усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. К 3 годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов.

4. Второе языковое «открытие» - это «открытие» флективной природы языка, описанное К. Бюлером. По его мнению, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Исследователь А.Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляется в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.

5. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. Дети в этом возрасте охотно слушают речь взрослых, сказки, рассказы.

6. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. По словам Д.Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разным предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания.

7. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения. Часты диалоги. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе.

В процессе общения с взрослыми у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу: чувство гордости и собственного достоинства, самолюбие для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

Таким образом, интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). речь превращается в основное средство общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

4. К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью. Основу умственного развития в раннем возрасте составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Восприятие развивается в предметной деятельности.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Для возраста характерно узнавание близких на фотографиях и предметов на рисунках, в том числе на контурных изображениях, передающих только некоторые характерные детали предмета (например, морду собаки или лошади). Подобное узнавание легко принять за доказательство того, что ребенок понимает, что такое рисунок или фотография.

Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. На 3 году жизни ребенок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Цвет в этот период не имеет для узнавания предметов вообще никакого значения. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на особенности формы изображенных предметов. Это не значит, что ребенок не различает цвета. Различение и предпочтение определенных цветов явно выражено уже у младенца. Но цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при восприятии.

Память. В процесс активного восприятия включается памячть. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Память носит непроизвольный характер. Так как память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество. Память еще не действует как отдельный процесс.

Мышление. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как наглядно-действенное (ребенок, манипулируя вещами, схватывает связи между ними). Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Л.С. Выготский писал: «Мыслить для ребенка раннего возраста – значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия». В совместной деятельности с взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш, что нужно делать с игрушками и т.д.

Наглядно-действенное мышление – это мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения. Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным часам, и к будильнику, и к большим стенным часам.

Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями обобщения становятся предметы – орудия. Усвоив способ действия с помощью того или иного орудия (палки, ложки, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет обобщенное значение для решения определенного рода задач.

На 3 году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам.

Развитие мышления идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Таким образом, особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания, - с другой, - пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.

5. Кризис 3-х лет – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений – есть кризис выделения своего «Я» (по Д. Эльконину). Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

1. Негативизм – это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи (воспитателя), а с другим достаточно послушен. Главный мотив поведения – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали (пример, описанный Л.И. Божович: ребенок решил рисовать, но вместо ожидаемого отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, ему хочется рисовать, с другой – еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок.)

Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямый настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось (пример: ребенка зовут домой, и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его не соблазняли, хотя с унылым видом).

3. Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, порядков. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

5. Протест - бунт - проявляется в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6. Деспотизм (может появиться в семье с единственным ребенком) – ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов, диктуя взрослым, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

7. Обесценивание – ребенок начинает обесценивать то, что раньше было привычно, интересно и дорого, научается ругаться (Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура»), обесцениваются старые правила поведения, ребенок ломает игрушку – обесцениваются старые привязанности к вещам и т.д.

Таким образом, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте. В кризисный период ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей, т.е. взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

 

Вывод по теме: в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действия с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры с сюжетом. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. Поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: