Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.




Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис

1 Проблема интерпретации исторического процесса: модели
социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.

Противоречия в развитии общества. Кризис как стадия развития социальных систем. Преодоление кризиса.

1 Проблема интерпретации исторического процесса: модели
социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

С момента возникновения социологии ученые, изучающие общество, стремились ответить на вопросы о том, откуда и куда движется общество во времени, чем сегодняшний мир человеческой жизни отличается от предшествующих веков, какова направленность социальных изменений и социального развития, каковы возможные формы социальных изменений и социального развития, каково вероятное будущее человечества.

Исторический процесс как движение общества во времени включает в себя множество изменений, вся совокупность которых может быть обозначена понятием социальная динамика (социодинамика – процесс изменения общества во времени).

Нужно различать процесс развития общества и разные способы его понимания. Проблема общей периодизации истории по-разному ставилась и решалась различными учеными. В современной социологической науке существует множество концепций, теорий, учений, объясняющих логику и закономерности общественного развития. Самыми известными из них являются формационный подход (К. Маркс), концепция постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл), локально-культурный или цивилизационный подход (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), миросистемный анализ (И. Валлерстайн) и др.

Среди множества подходов к определению характера и направленности исторического процесса условно можно выделить линейные модели общественного развития (их еще называют теории линейного прогресса или стадиальный подход) и нелинейный подход (культурологический и цивилизационный).

С точки зрения линейного подхода история общества развивается как единый последовательно разворачивающийся процесс, при котором определенные стадии (или этапы) сменяют друг друга. Для деления общества на стадии используются разные критерии, но смена выделяемых этапов строго последовательна, закономерна и одинакова для всего человечества, т. е. развитие общества идет по одним и тем же законам.

Если линейный подход содержит акцент на общих и универсальных моментах истории, то нелинейные подходы выделяют особое и неповторимое в истории. С точки зрения цивилизационного подхода развитие разных обществ может идти по-разному, т. е. утверждается, что не существует единой линии развития человечества. Это означает, что каждый народ создает свою уникальную культуру, достижения которой проявляются в разных областях: религии, искусстве, государственном строительстве и т. п. Никакой единой истории не существует, но есть история отдельных, независимо друг от друга возникающих и развивающихся локальных культур или цивилизаций; иными словами, признается множественность моделей развития общества (множество историй).Такой подход отрицает существование человеческого общества в целом и всемирной истории как особого процесса, а значит, и стадий развития общества.

Рассмотрим кратко теории, содержащие линейный подход. Свой вариант интерпретации истории предложил К. Маркс. Он рассматривал исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций: на смену первобытнообщинной формации приходит рабовладельческая, которую последовательно сменяют феодальная, а затем и капиталистическая. Сам К. Маркс жил в эпоху капитализма и очень детально описал современное ему общество. Выступая идеологом рабочего класса, он осуждал эксплуатацию, угнетение и другие негативные явления капиталистического общества, предположив, что в будущем рабочему классу удастся взять власть в свои руки и создать справедливое общество, и наступит новый этап, который он назвал коммунизмом.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и формацию будущего – коммунистическую. Согласно Марксу, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития производства и соответствующий ей общественный строй. Другими словами, общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения). Семья, религия, наука, искусство, государство и другие социальные отношения составляют так называемую надстройку.

Общественное развитие в марксизме объясняется так: на определенном этапе развития общества производительные силы, т. к. они развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями, которые сдерживают их развитие. Для того чтобы производительные силы (то есть люди с их умениями и навыками трудиться) могли развиваться, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется общественно-экономическая формация. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Каждая последующая общественно-экономическая формация является выше предыдущей и рассматривается как последовательная ступень исторического прогресса.

Современные исследователи теории К. Маркса указывают на то, что в его теории духовная жизнь общества и культура рассматриваются как вторичные факторы общественного развития, производные от способа производства материальных благ, то есть от экономических факторов.

В середине ХХ в. появляются теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.), которые продолжают рассматривать общественное развитие как линейное, как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, но при анализе исторического процесса учитывают и экономические, и социокультурные его составляющие. Согласно этим концепциям, в историческом развитии можно выделить такие последовательные стадии, как традиционное (доиндустриальное) и индустриальное общество. В 70-е гг. ХХ в. эта теория получает свое развитие в теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Указанные теории предполагают прохождение обществом определенных стадий (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное) на основе технических и технологических нововведений, которые влекут за собой перевороты в различных сферах общественной жизни и сочетаются с психологическими изменениями в мотивах деятельности: духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.

К традиционному типу общества относят все докапиталистические системы. В таком обществе основными производственными ресурсами являются земля и природное сырье, технология примитивна и господствует ручной труд (труд раба или зависимого крестьянина). Продукт производится небольшими партиями для собственных нужд (натуральное хозяйство), а работники находятся во внеэкономической зависимости от собственников земли (рабство, крепостное право). Существует сословная иерархия, образование и культура являются уделом узкого слоя – элиты (рабовладельцев или феодалов). Традиционное общество статично, каждое новое поколение повторяет образ и уклад жизни своих предков. Изменения в нем происходят крайне медленно, и развивается оно преимущественно за счет внешних толчков или за счет изменений внешних условий (например, угроза завоевания). В традиционном обществе существует жесткая регуляция поведения и мировоззрения людей нормами, которые заданы традицией, религией, общиной, семьей, существует коллективистский характер жизни; традиция доминирует над инновацией, низкая социальная мобильность.

На рубеже XVIII–XIX вв. западноевропейские общества вступают в новый для них этап – индустриальный. На этом этапе на передний план выходит крупное машинное производство, вытесняющее ручной труд и во много раз повышающее производительность труда. Осуществляется массовое производство товаров на широкий рынок. Работники получают личную свободу и становятся наемными работниками, общинные связи заменяются гражданскими, происходит рост городов и распространение городского образа жизни, развивается система начального, а потом и среднего образования, в структуре занятости увеличивается доля квалифицированных профессий. Сословная структура общества сменяется классовой. Важными чертами индустриального общества становятся высокий уровень социальной мобильности, светский характер жизни, преобладание инноваций над традицией, рациональное обоснование деятельности, ориентации на ценности личного достоинства, свободы, полагание на собственные силы (инструментальные ценности).

В середине ХХ в. развитые страны вступают в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество имеет множество наименований: его называют также надындустриальным (Р. Арон), информационным (Д. Лион), электронным (М. Морисима), цивилизацией третьей волны (О. Тоффлер) и др.

Основными ресурсами на этом этапе становятся человеческое знание и информация. Быстрыми темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и перерабатывать гигантские массивы данных. Также быстрыми темпами развивается сфера услуг, в которой ныне занято более половины работающего населения и которая включает в себя как производственные (финансовые, банковские, страховые, научно-консультационные, программные и др.), так и непроизводственные услуги (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм и т. п.). В социальной структуре общества возрастает удельный вес специалистов с высшим образованием, а доля среднего класса составляет 50–80%. Ключевые позиции в обществе занимают группы, владеющие собственностью, информацией, «человеческим капиталом» или освоенным знанием. В информационном обществе развивается правовая регуляция общественных отношений, формируется стремление к гармоничным отношениям между обществом, государством и личностью, предпринимаются попытки решения разнообразных глобальных проблем человечества.

Как показывает развитие исторического процесса, выделяемые различными исследователями стадии не являются универсальными, их нельзя отнести ко всему человечеству. Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не позволяет в полной мере объяснить развитие Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от Западной Европы.

Иной, нелинейный взгляд на развитие исторического процесса предлагают цивилизационные теории. В современной системе социологических знаний под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, связанных базовыми культурными ценностями, общей исторической памятью и судьбой. Цивилизации формируются многими столетиями, а создаваемые в них базовые ценности (религиозные, этические, социальные, моральные, политические и др.) не только закрепляются в сознании и поведении людей, но и образуют так называемую «ментальность» или «дух» нар ода, проникают в глубинные неосознаваемые пласты психики. Понятие «цивилизация» охватывает не какую-то одну сторону общественной жизни, а взаимодействие всех важнейших сторон и проявлений жизнедеятельности общества: материально-экономических, политических, идейных, религиозных, нравственных, культурных, эстетических и др.

Большой вклад в нелинейное понимание истории внесли Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

О. Шпенглер (1880–1936) в своем известном труде «Закат Европы» (1918) выделил восемь культур, все они в разные времена прошли стадии ранней и поздней культуры, а затем вступали в стадию цивилизации. Таким образом, развитие принимает форму цикла, а не линейного прогресса, проходит положенные стадии, а затем вырождается в цивилизацию, стремится к упадку и умирает. Цивилизация – это естественное завершение особой культуры, стадия ее упадка, агонии и старости.

О. Шпенглер разделяет понятия культура и цивилизация. Культура, по его мнению, представляет собой нечто живое, своего рода «душу», а цивилизация возникает как овеществление, как крайнее состояние культуры.

На стадии агонии и старости проявляются такие черты культуры народа, как космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо религиозных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия. О. Шпенглер делает пессимистический вывод о том, что западная культура обречена, т. к. являет собой деградацию высших духовных ценностей.

Большую известность в научном мире получила теория цивилизаций А. Тойнби (1889–1975), изложенная в 20-томном труде «Постижение истории» (1934–1961). У него единицей изучения являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество в целом, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Каждая из них включает в себя несколько народов и стран и обладает духовно-культурной самобытностью.

По мнению автора, цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов, таких как, во-первых, появление творческого меньшинства (элиты) и, во-вторых, неблагоприятных условий, бросающих «вызов» творческому меньшинству. Так называемый «вызов» проистекает из внешнего окружения – как из природной, так и из человеческой среды. Цивилизация – это «ответ» на «вызов» в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т. п.

Стержнем цивилизации, согласно А. Тойнби, всегда является та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. В процессе исторического развития ученый выделяет двадцать одну цивилизацию, пять из них – это «живые» цивилизации: христианская (западное общество), православно-христианская (Россия, Украина, Беларусь и др.), исламская (Северная Африка, Средний Восток), индуистская (Индия), буддистская (Китай и др.).

Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка. Расцвет цивилизации определяется в первую очередь развитием внутренних сил личности. Следует обратить внимание, что, по мнению А. Тойнби, не технический или хозяйственный прогресс является показателем роста цивилизации, а развитие личности.

Линейный и нелинейный подходы имеют свои преимущества и существенно дополняют друг друга. Они дают возможность по-разному увидеть историю. В линейных теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, а в теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. Многообразие теорий исторического процесса подтверждает, что общество – это сложная, многоуровневая, динамическая и нелинейная система и, как следствие, происходящие в нем процессы нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Поэтому происходящие в обществе в разное время и под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами и разными теориями.

Таким образом, для анализа процессов социально-исторического развития общества необходим интеграционный подход, учитывающий достижения различных теоретико-методологических подходов и школ.

 

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.

Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера). Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием. Социальное развитие – это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.

Социальное развитие отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура.

Понятие «социальное развитие » по своему объему у́же понятия «социальное изменение ». Всякое социальное развитие – это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс – это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов – все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, в последствии могли иметь негативные проявления: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот – имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессуи представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс – это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше – хуже», «прогрессивно – реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы. В обобщенном виде общепризнанными являются:

– развитие человеческого разума, уровень знаний;

– совершенствование нравственности людей;

– развитие производительных сил, включая самого человека;

– уровень и характер производства и потребления;

– развитие науки и техники;

– степень дифференциации и интеграции общества;

– степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

– социально-политические права и свободы личности;

– средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений являетсячеловек, его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

– ожидаемая продолжительность жизни – оценивает долголетие;

– уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

– уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Первая пятёрка стран с самым высоким ИРЧП: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. В 2013 г. были опубликованы данные за 2012 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 47-е место из 187 стран, а в 2006 г. занимала 67-е место.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: