Кейс 2 - Дефицит и профицит государственного бюджета России




До мирового кризиса 2008-2009 гг. Россия удивляла многих аналитиков своими положительными макроэкономическими показателями. Согласно официальной статистике, в стране наблюдались положительные темпы роста ВВП, рост золотовалютных резервов и реальных доходов населения. Изменилась и ситуация с государственным бюджетом.

Государственный бюджет перестал быть генератором неплатежей и инфляции. Более того, его успешное выполнение позволило снизить ставку налога на прибыль, унифицировать таможенные тарифы и социальные платежи. Федеральный бюджет перестал быть дефицитным, наметилась устойчивая тенденция роста доходов, что привело к возникновению профицита госбюджета.

Ряд экспертов полагают, что в России профицит был вызван в определенной степени искусственно и является своеобразной «перестраховкой» на всякий случай. Западные аналитики прямо называют этот «всякий случай» резервным фондом на случай безответственности властей всех уровней.

Дефицит бюджета РФ в 2009г. составил 2326,14 млрд. рублей или 5,5% ВВП, с учетом использования средств Фонда Национального Благосостояния (ФНБ) – 6,4% ВВП. По словам министра финансов А.Кудрина, дополнительные доходы федерального бюджета в 2009г. составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 364 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей. Расходы бюджета составили 9 трлн. 651 млрд. рублей. Министерства и ведомства не освоили в 2009г. бюджетные средства на сумму 286 млрд. рублей.

Резервный фонд на 01.01.2010г. исполнен в объеме 2,655 трлн. рублей – эти средства пошли на выполнение социальных обязательств. По словам министра, остаток средств Резервного фонда на 01.01.2010г. составил 1,783 трлн. рублей, ФНБ – 2,769 трлн. рублей.

Вопросы к кейсу

1. Можно ли однозначно говорить о полезности или вредности дефицита или профицита государственного бюджета для экономики?

2. К какому же бюджету должно стремиться наше правительство: сбалансированному, дефицитному или профицитному?

3. Как вы думаете, в чем заключается исходное противоречие самого бюджета как финансового явления?

4. К чему может привести дефицит и профицит госбюджета?

5. Вспомните, как формируется Государственный бюджет России, его структуру и сальдо.

6. Обсудите проблемы дефицита и профицита госбюджета, их плюсы и минусы.

7. Обсудите проблему государственного долга России. Как эта проблема связана с дефицитом и профицитом государственного бюджета России?

8. Обсудите негативные и позитивные последствия дефицита и профицита госбюджета России в связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом.

Основные категории

Финансы, финансовые отношения, финансовая система государства;

Налоги, элементы налога, виды налогов, налоговая система, принципы налогообложения; бюджетная система, государственный бюджет, расходы и доходы бюджета; бюджетный дефицит, бюджетная сбалансированность; межбюджетные отношения, бюджетный федерализм.

Государственный долг, внутренний долг, внешний долг; показатели долговой нагрузки, управление государственным долгом.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная и автоматическая фискальная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы; стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика; мультипликатор налогов, мультипликатор государственных расходов, мультипликатор сбалансированного бюджета.

Эффективность фискальной политики, эффект вытеснения, эффект инфляции; политика «экономики предложения», кривая Лаффера.

Самостоятельная работа

Работа с кейсами.

Специальная литература

Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. – 2010. – № 8.

Жидкова Е. Налоговые системы: исторический экскурс и российские проблемы. // Общество и экономика. – 2009. – № 11-12.

Соколов М. Фантом в теории, или кривая Лаффера. // Экономист. – 2010. – № 2.

Занятие 16. Денежный рынок. Денежно-кредитная политика государства

Цель занятия: рассмотреть составляющие денежного рынка и условия его равновесия, показать влияние кредитно-денежной политики на состояние товарно-денежного равновесия

Типовая задача

Клиент положил в банк денежную сумму в 100 тыс. руб. под 15% годовых на период одного года. Определить:

1. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года?

2. Какая сумма окажется на счете в конце года, если он будет перекладывать всю имеющуюся на счете сумму каждый квартал?

3. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года, если через полгода ставка процента уменьшилась до 12%?

4. Какая сумма окажется на счете клиента через 2 года и 3 месяца при неизменной 15% ставке?

Решить задачу при помощи табличного процессора Excel. Решить задачу двумя способами, применив технологию расчетных формул (первый способ) и используя Мастер функций (второй способ). Результаты решения представить в табличной форме. Графическое решение осуществить с помощью Мастера диаграмм. Завершить работу выводами, анализируя полученные результаты.

Вопросы для обсуждения

1. Спрос на деньги. Факторы его определяющие.

2. Формирование денежного предложения. Денежная база.

3. Равновесие на денежном рынке и его регулирование Центральным Банком.

4. Кредитно-денежная политика: сущность, цели, инструменты. Эффективность кредитно-денежной политики.

Вопросы для размышления

1. Как рост процентной ставки воздействует на соотношение резервов и депозитов?

2. Подходит ли модель IS - LM для анализа в переходной экономике?

3. Каким образом банковская система создает деньги?

4. В каких случаях и при каких условиях кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика могут вступать в противоречие, а когда могут действовать однонаправлено?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: