Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе.




 

Разработка и реализация направлений социальной полити­ки осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социаль­ного императива, ключевых проблем повышения благосостоя­ния населения и развития человеческого потенциала, принци­пов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических докумен­тах Президента и Правительства страны. Такими действующи­ми ныне документами являются Программа социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы [3, c. 651].

Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:

¾ соответствием социальному императиву содержания эко­номических, экологических, структурно-инвестиционных, ин­новационных и других программ развития;

¾ уровнем комплексности, взаимосогласованности социаль­ных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечествен­ного и зарубежного опыта;

¾ эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуаль­ных проблем;

¾ опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;

¾ рациональным сочетанием государственных, негосудар­ственных, самодеятельных начал в организации, функциони­ровании и развитии социальной сферы, форм и методов ее фи­нансирования.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Не­обходимо: предотвратить обнищание населения и решить про­блему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит, в конечном счете, решение всех других социальных проблем; по­высить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и со­циальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и созда­ние условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благо­состояние своей семьи, полностью выполнить социальные обя­зательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направле­ниями социальной политики должны стать:

¾ создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

¾ обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и пе­реподготовки кадров и др.;

¾ обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

¾ повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

¾ постепенное приближение минимальных и других фикси­рованных доходов к бюджету прожиточного минимума (в пер­спективе — к минимальному потребительскому бюджету) на ос­нове опережающего по сравнению с ростом цен повышения раз­меров минимальных социальных гарантий в области доходов;

¾ содействие росту доходов от самозанятости и предприни­мательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

¾ улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и со­циального страхования;

¾ снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

¾ повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспечен­ным гражданам, рационализации системы льгот [3, c. 653].

Социальное пространство, в котором предусматривается реа­лизация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необ­ходимо осуществлять исходя из принципа постепенного пере­носа социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а так­же пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим си­стемообразующим принципом политики доходов и инструмен­том регулирования оплаты труда является развитие социально­го партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных ра­ботников (профсоюзов и объединений работающих), нанимате­лей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное про­странство, является новая роль государства в решении социаль­ных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадро­вые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными направлениями поли­тики в области оплаты труда являются: кардинальное повы­шение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важно­го стимула трудовой активности, повышения производитель­ности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; сни­жение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способство­вать созданию новых рабочих мест, легализации теневых дохо­дов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты тру­да необходимо:

¾ обеспечение роста заработной платы до уровня, адекват­ного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

¾ формирование рыночных механизмов регулирования оп­латы труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности про­изводства;

¾ совершенствование структуры заработной платы, повы­шение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

¾ регулирование межотраслевых различий в заработной пла­те, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

¾ развитие социального партнерства на всех уровнях управ­ления;

¾ усиление законодательной защиты прав наемных работ­ников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда пре­дусматривается:

¾ повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

¾ рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении числен­ности занятых в экономике;

¾ увеличение доли оплаты труда в ВВП с 42 % в 2010 г. до 50 % в 2015 г. [5, c. 29-30].

Минимальная заработная плата является минимальным со­циальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее разме­ра к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом мини­мальная заработная плата по отношению к средней должна со­ставить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам эко­номически развитых стран.

Важным направлением социальной политики является оп­тимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами сле­дует производить с учетом, с одной стороны, необходимости бо­лее полного удовлетворения потребностей населения в матери­альных благах, а с другой — повышения требований к ассорти­менту и качеству, т.е. сфере производства.

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

¾ на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет рос­та потребления мяса и мясопродуктов преимущественно не­жирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; пере­ход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витамина­ми питанию; замену высококалорийного питания со значитель­ной долей жиров и углеводов менее калорийным;

¾ рациональную структуру гардероба, способную удовлет­ворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятель­ности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);

¾ существенное расширение использования предметов куль­турно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация воз­можны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и разви­тия сферы услуг, совершенствования системы распределитель­ных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом со­циальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2015 г. до 15 % (в 2010 г. — 27 %) [5, c. 32].

Основная цель реформирования пенсионной системы — по­вышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабиль­ной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противосто­ять будущим демографическим изменениям. Предусматривает­ся создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспече­ние будет включать три уровня (составляющих):

¾ первый — пенсионное обеспечение на государственной ос­нове (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

¾ второй — обязательное пенсионное страхование (страхо­вые пенсии);

¾ третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением веду­щей роли государственного обязательного социального страхо­вания в организации пенсионной системы как целого.

На ближайшие годы намечено:

¾ проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законода­тельных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

¾ развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;

¾ совершенствование индивидуального (персонифицирован­ного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полно­го сбора страховых платежей и учета накопленных пенсион­ных прав;

¾ обязательное пенсионное страхование для работников, за­нятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе на основе роста денежных доходов, в том чис­ле заработной платы, при благоприятном развитии финансо­вых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить до­полнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосо­стояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жиз­ни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономичес­кой базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объектив­ную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального рис­ка для различных категорий работников; добиться справедли­вого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

¾ установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

¾ увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;

¾ персонифицированный учет по отдельным видам страхо­вания;

¾ стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

¾ осуществление строгого контроля за расходованием стра­ховых средств;

¾ освобождение страховых внебюджетных фондов от вы­плат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населе­ния являются обеспечение государственной поддержки нужда­ющихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система соци­альной защиты населения представлена социальными програм­мами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

В ближайший период предусматривается завершить рефор­мирование системы социальной защиты граждан, направлен­ное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уров­ня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствова­ние системы социальных пособий и выплат, механизмов защи­ты доходов населения от инфляции.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентиро­вать на те группы и слои населения, которые не могут быть ох­вачены программами занятости или мерами социальной защи­ты и не могут воспользоваться услугами социального обеспече­ния. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государ­ственными формами предполагается параллельное развитие не­государственных форм оказания социальной помощи (спонсор­ства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наибо­лее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, много­детных семей и детей.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государствен­ной системы социальной защиты. Предусматриваются преиму­щественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социаль­ных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспе­чивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться ут­вержденные социальные стандарты, что повысит уровень, дос­тупность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития не­обходимо существенно повысить значимость социальной под­держки ветеранов и инвалидов. Основным направлением госу­дарственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориенти­рованное прежде всего на использование социальных механиз­мов компенсации и адаптации.

Реализация этих мер невозможна без координации различ­ных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.

Основной задачей реформирования социальной сферы (сфе­ры социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потреб­ностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение куль­турно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить про­рывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социаль­ных отраслей.

В условиях социально-экономических преобразований в Бе­ларуси удалось сохранить многие структуры и потенциал соци­альной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечить консти­туционные права граждан в области охраны здоровья, получе­ния образования, решения жилищных проблем и др.

 

 

Задача

Определите реальные денежные доходы на душу населения и темпы их изменения в прогнозном периоде на основе данных, представленных в таблице.

Таблица. Исходные данные для расчета.

Показатели Базисный период Прогнозный период
Денежные доходы населения, трлн.ден.ед. 11,2  
Обязательные платежи и добровольные взносы, трлн.ден.ед. 1,05 1,4
Индекс потребительских цен, %    
Численность населения, млн.чел. 10,0  
Темпы роста денежных доходов населения, %    
Изменение численности населения, %   -1

 

Решение:

1) Реальные денежные доходы на душу населения базисного периода (РДД0) равны отношению суммы денежных доходов населения (ДД0) и обязательных платежей и добровольных взносов (ОП0) к индексу потребительских цен (Ip0) и численности населения (ЧН0): тыс. ден.ед./чел.

2) Сумма денежных доходов населения прогнозного периода трлн.ден.ед.

3) Численность населения прогнозного периода млн.чел.

4) Реальные денежные доходы на душу населения прогнозного периода тыс. ден.ед./чел.

5) Темпы роста реальных денежных доходов на душу населения

Таким образом, в прогнозном периоде реальные денежные доходы на душу населения составят 1327,1 тыс.ден.ед./чел. и увеличатся по сравнению с базисным периодом на 78,8% (178,8 – 100).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: