Симптомы РДА и особенности психического развития при РДА.




Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. (1, 18)

Классическая триада диагностических критериев аутизма: трудности адекватной коммуникации, недостаточность социализации, стереотипное поведение. (2, 114)

О.С.Никольская выделяет наиболее яркие внешние проявления синдрома детского аутизма, обобщенные в клинических критериях: (9, 15)

1) аутизм как таковой, т.е. «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей.

2) Стереотипность в поведении, связанная с напряденным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной и той же темой в рисовании, разговоре.

3) Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. Это может проявляться как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они тоже не используются для коммуникации: ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительные отставания в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («дать пить»). Даже при формальном наличии хорошо развитой речи с большим словарным запасом, она носит характер штампованности, «попугайности», «фотографичности». Ребенок не задает вопросов сам и не отвечает на обращения к нему, он избегает речевого взаимодействия. Обращают на себя внимание необычный темп, мелодика, ритм, интонация речи.

4) Раннее проявление указанных расстройств, по крайней мере, до 2,5 лет.(9, 16)

 

О.С.Никольская выделяет также ряд особенностей психического развития аутичного ребенка. (1, 32-39)

В развитии моторики задерживается формирование навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни, действий с предметами. Вместо этого активно пополняется арсенал стереотипных движений, таких манипуляций с предметами, которые позволяют получать необходимые стимулирующие впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок, суставов. Это могут быть взмахи руками, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу или от стены к стене, прыжки, кружение, раскачивание, карабканье по мебели, перепрыгивание со стула на стул, балансировка; стереотипные действия с объектами: ребенок может трясти веревочкой, стучать палкой, рвать бумагу, расслаивать на нитки кусочек ткани, передвигать и вертеть предметы.

Ребенок предельно неловок в крупных движениях всего тела и в тонкой ручной моторике. Он не может подражать, схватывая нужную позу; плохо управляет распределением мышечного тонуса: тело, рука, пальцы могут быть слишком вялы или слишком напряжены, движения слабо координируются, не усваивается их временная последовательность.

В развитии восприятия отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира и изощренное вычленение отдельных, аффективно значимых, ощущений собственного тела, а также звуков, красок. форм окружающих вещей. Обычны стереотипные надавливания на ухо или на глаз, обнюхивание, облизывание предметов, перебирание пальцами перед глазами, игра с бликами, тенями.

Характерно и наличие более сложных форм сенсорной аутостимуляции. Ранний интерес к цвету, пространственным формам может проявиться в увлечении выкладыванием орнаментальных рядов, причем этот интерес может отразиться даже в развитии речи ребенка. Его первыми словами могут быть далеко не самые нужные обычному малышу названия сложных оттенков цветов и форм – например, «бледно-золотистый» или «параллелепипед». В двухлетнем возрасте ребенок может всюду выискивать форму шара или очертания знакомых ему букв и цифр. Его может поглощать конструирование. Очень часто уже до года проявляется страстное увлечение музыкой, причем у ребенка может обнаружиться абсолютный музыкальный слух.

Ощущения света, цвета, формы своего тела приобретают самоценность, становятся источником аутостимуляции. Но даже в аутостимуляции ребенок не ищет новизну, а стремиться постоянно воспроизводить одно и тоже впечатление.

В литературе используется термин компенсаторная аутостимуляция, позволяющая ребенку поднять свой тонус и заглушить дискомфорт.

В речевом развитии существуют следующие особенности. При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, словами и слогами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов.

Ребенок не может направленно обратиться к другому человеку, но способен чисто произносить интересные по звучанию слова. Используя для дела только скудный набор речевых штампов, он может проявлять острую чувствительность к речевым формам, словам как таковым.

Развиваются речевые стереотипии, отсутствует свободная игра с речевыми формами, активное творчество.

В развитии мышления наблюдают огромные трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Имеются сложности в символизации, переноса навыков из одной ситуации в другую, ограниченность в осознании подтекста происходящего, буквальность его трактовок. Отмечают проблемы с пониманием логики другого человека, учетом его представлений, намерений. В рамках стереотипной ситуации аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои способности, чтобы приспособиться к меняющемуся миру.

В поведении наблюдается нарушение самосохранения, негативизм, деструктивное поведение, страхи, агрессия, самоагрессия, нарушение пищевого поведение. (8, 286) Они возрастают при неадекватном подходе к ребенку и уменьшаются при выборе доступных для него форм взаимодействия.

Активный негативизм – это отказ ребенка делать что-либо вместе со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации. Он может сопровождаться усилением аутостимуляции, физическим сопротивлением, криками, агрессией, самоагрессией. Негативизм вырабатывается и закрепляется в результате непонимания трудностей ребенка, неправильно выбранного уровня взаимодействия с ним.

Страхи непосредственно связаны с особой сенсорной ранимостью детей, они могут быть непонятны окружающим. Ребенка пугают резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью, например, непереносимость ощущения от дырки на колготках. Возможны страхи из-за склонности ребенка слишком остро реагировать на ситуации, в которых присутствуют признаки реальной угрозы, инстинктивно узнаваемых каждым человеком. Например, ребенок боится одеваться, т.к. голова застревает в вороте свитера, боится бабочек, мух, птиц из-за их резкого встречного движения. Тотален страх новизны, нарушений сложившегося стереотипа жизни, неожиданного развития ситуации, собственной беспомощности в непривычных условиях.

Агрессия выражается по отношению к людям, вещам, себе. При данном заболевании используется термин генерализованная агрессия – агрессия как бы против всего мира, против вмешательства в жизнь ребенка, не направленная ни на кого конкретно. Может проявляться во взрывах отчаяния чрезвычайно разрушающей силы.

Самоагрессия является крайним проявлением отчаяния от безысходности; она часто представляет действительную физическую опасность для ребенка, поскольку может вызвать его самоповреждение. Проявляется в усиленной аутостимуляции, которая приближается к болевому порогу и может перейти через него. Например, ребенок бьется обо что-нибудь головой, сильно нажимает на глаз, рискуя его повредить, бьет, царапает и кусает себя, ощущая опасность.

Детский психиатр Г.В. Козловская говорит о трех основных симптомах РДА – нарушении в общении, поведении и эмоциональной сфере. (4, 56)

Нарушения в сфере поведения проявляются следующим образом: аутисты медлительны, неуклюжи, их движения дисгармоничны, с другой стороны бывают невероятно подвижны, могут мгновенно взобраться на шкаф, взлететь на подоконник. Для них характерно однообразие движений: верчение пальцами, вращение вокруг собственной оси, бегание по комнате от предмета к предмету, манежный бег, когда дети часами бегают по кругу.

Что касается сферы эмоций, то дети-аутисты холодны и равнодушны, иногда производят впечатление жестоких, бездушно обращающихся с близкими, сверстниками, животными, игрушками. Они крайне ранимы, обидчивы. У детей повышенная чувствительность ко всему: свет, звуки, физический контакт, любое взаимодействие с окружающим миром. Гиперчувствительность определяет их аутическое поведение.

В сфере общения нарушение проявляются таким образом: дети-аутисты кажутся слепыми и глухими. Однако при обследовании слух и зрение оказываются нормальными. Психика не выдерживает нагрузки и блокирует ответную реакцию. С ней связан негативизм, защита своего «обнаженного сенсорного аппарата». Это как бы люди с открытой раной в душе. Каждое прикосновение для них невероятно болезненно, поэтому они закрываются от мира. В детском саду аутист уходит в сторонку и играет один, его раздражает шум, который издают другие дети. Но он внимательно следит за происходящим, в отличие от умственно отсталого ребенка. (4, 57-58)

Г.В. Козловская приводит симптомы аутизма в первые годы жизни ребенка, появление которых должно насторожить родителей:

1) В первый год ребенок молчит, не лепечет или делает это очень слабо.

2) Он не отвечает улыбкой на улыбку. Ребенок улыбается сам себе, а когда к нему подходят, он замирает, уголки рта опускаются

3) Ребенок не просится на руки. Когда его берут на руки, он выворачивается, изгибается дугой.

4) Ребенок не фокусирует взгляд на том предмете, который ему показывают.

5) Нарушение сна, ребенок капризничает и плачет при пробуждении. (4, 59-60)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: