Животворная Природа-Мать 4 глава




 

Огненная мать

В сказках, которые мы обсудим в этой главе ("Барабанщик", "Фрау Труда", "Птица-Найденыш" и русская народная сказка "Терешечка"54), речь в основном идет о победе над ужасной матерью.
Погружение в "мир матерей"55 — это подлинное переживание, которое по большей части свойственно второй половине жизни человека; в среднем возрасте наше целостное отношение к жизни меняется, так как Эго теряет ощущение абсолютной силы и в какой-то степени своей идентичности с телом. Молодые люди своей первоочередной задачей считают развитие своего Эго. Бессознательное все равно будет оказывать влияние на их жизнь, но, как правило, подспудно, неявным образом. Субъективная зависимость от бессознательного ощущается лишь косвенно, через проекции, т. е. через тех людей и те предметы, которые привлекают или отталкивают человека, но в любом случае вызывают у него сильные эмоции, являются составной частью его жизни.
54 В оригинале книги эта сказка названа "Ivan and the Witch", т. е. "Иван и ведьма". {Прим. пер.)
55 Выражение "мир матерей" заимствовано автором из "Фауста" Гете. Во второй части трагедии в этот мир погружались Фауст и Мефистофель. {Прим. пер.)

Архетип матери является источником проекций в человеческой психике. В первую очередь на окружающих людей проецируются основные ценности анимы или ани-муса. Человек стремится обрести целостность в отношениях с другими людьми, которые оказываются в сфере проекции, не осознавая того, что следует за образом, рожденным его же бессознательным.
Молодые люди в основном перемещаются в русле Природы-Матери, которая, действуя незаметно, стремится добиться через них выполнения своих целей. Иначе говоря, энергия материнского образа находит бессознательный выход в человеческих влечениях. Конечно, сознание придает этим влечениям какое-то направление и даже подавляет некоторые из них, но прямой его контакт с бессознательным, как правило, невозможен. Это связано с тем, что идеалы сознательного в большинстве своем являются коллективными, тогда как бессознательное остается чисто природным феноменом.
Если бы материнское бессознательное не имело никакой иной цели, кроме рождения и воспитания детей, то оно должно было бы удовлетвориться достижением этих естественных целей, и так действительно происходит с некоторыми людьми, но далеко не со всеми. Материнское бессознательное, конечно же, участвует в создании культуры и формировании сознания. Стремление к индивидуации также берет свое начало в бессознательном. По-видимому, это стремление обладает энергией, которая хотя и имеет весьма отдаленные связи с его истинной целью, может достичь ее только при помощи сознания. Именно потому, что это стремление остается бессознательным и лишено присущей сознанию конкретности, оно крайне противоречиво в отношении своей истинной цели.
В сказках эти психологические факты обычно воплощаются в позитивных и негативных материнских персонажах или же в одной и той же амбивалентной материнской фигуре. Иногда в сказке мать представляет опасность для главного героя и вместе с тем помогает ему. В других случаях ее поведение зависит от позиции главного героя. Именно в силу этой амбивалентности молодой человек должен не только выполнять указания матери, но и закалять свою волю и развивать свое Эго. Только тогда, когда он научится формулировать свои собственные цели и достигать их, он сможет непосредственно соприкоснуться с бессознательным. Но это произойдет не раньше, чем Эго отделится от бессознательного, не образовав с ним никакой позитивной связи.

Барабанщик

Краткое содержание
Однажды вечером шел молодой барабанщик берегом озера, видит — лежат на берегу три куска льняного полотна. Он сунул один кусок в карман и пошел домой. Придя домой, он лег на постель и уснул. И вдруг он проснулся, так как ему показалось, будто носится перед его постелью какая-то фигура.
—Что тебе надо?— спросил он.
—Отдай мне мою рубашечку,— ответил голос,— я дочь могущественного короля, но я попала в руки ведьмы и заключена на Стеклянной горе. Каждый день я должна купаться в озере вместе со своими сестрами, а без рубашечки я улететь назад не могу. Сестры мои вернулись домой, а мне пришлось там остаться. Прошу тебя, отдай мне назад мою рубашечку.
— Успокойся,— сказал барабанщик,— я отдам ее тебе.
Он достал из кармана рубашечку и протянул ей. Она торопливо схватила ее и собралась уходить.
— Погоди немного,— сказал он,— может быть, я смогу тебе чем-нибудь помочь.
— Ты сможешь мне помочь только в том случае, если взберешься на стеклянную гору и освободишь меня из рук ведьмы. Но на Стеклянную гору тебе не взойти; если даже ты к ней и подойдешь, то на нее не взберешься.
— Что я захочу, то и смогу,— ответил барабанщик,— и я ничего не боюсь. Но дороги к Стеклянной горе я не знаю.
— Дорога туда идет через дремучий лес, а в нем живут людоеды, — ответила она, а больше я тебе ничего не смею сказать.
Было слышно, как она улетела.
Только стало светать, повесил барабанщик через плечо свой барабан и двинулся без всякого страха прямо в тот лес. Прошел он немного, никого не увидел, перевесил барабан на грудь и стал выбивать дробь, да так громко, что разбудил великана, который лежал на траве и спал.
— Эй, ты!— крикнул он барабанщику.— Что это ты тут ба
рабанишь и будишь меня от сладкого сна?
— Я барабаню,— ответил тот,— потому что за мной идут много тысяч людей, которые собираются тебя уничтожить и очистить лес от такого чудища, как ты.
Великану стало не по себе, и он подумал: "Если я свяжусь с этим хитрым народом, это может кончиться для меня плохо".
— Послушай-ка, малыш, — сказал великан, возвращайся ты лучше назад, а если есть у тебя еще какое-нибудь желание, то скажи мне, я готов оказать тебе услугу.
— У тебя длинные ноги, — сказал барабанщик, — ты можешь идти гораздо быстрей меня, так вот — перенеси меня к Стеклянной горе, а я уж дам знать людям, чтобы они отступили, и на этот раз они оставят тебя в покое.
Поднял великан барабанщика к себе на плечи, и тот принялся на радостях наверху барабанить. Подумал великан: "Это, наверное, знак, чтобы остальные отступили назад". Вскоре повстречался им по дороге второй великан, он снял барабанщика со спины первого великана и засунул его к себе в петлицу. Подошли они к третьему великану, вынул тот его из петлицы и посадил его себе на поля шляпы. Сделал великан всего два шага, и вот подошли они к подошве горы, тут великан и спустил его на землю.
Стоял барабанщик у горы, и не знал он, как ему на ту гору взобраться. Начал он взбираться, то ничего не вышло, он все назад скатывался. Стоит он и не знает, что ему делать, и тут он увидел двух людей, между которыми лежало седло. Они яростно спорили, потому что каждому из них хотелось его получить. Это седло было волшебным: если кто на него сядет, то куда он ни пожелает попасть, там враз и окажется, стоит только желанье свое произнести.
— Этот спор я быстро разрешу, — сказал барабанщик. Он немного отошел и воткнул в землю шест. Потом вернулся и говорит:
— Кто первый добежит до шеста, тот первый и поедет на седле.
Бросились оба спорщика бежать во весь дух, но только они отбежали на несколько шагов, вскочил барабанщик на седло и пожелал перенестись на стеклянную гору; не успел он рукой махнуть, как был уже там.
Было на вершине горы ровное место, стоял старый каменный дом, а перед домом был большой пруд, а за ним густой лес. Вокруг не было ни зверей, ни птиц, всюду было тихо.
Он подошел к дверям и постучал раз и другой. На третий раз открыла ему дверь старуха, лицо у нее было смуглое, глаза красные, на длинном носу были очки. Она поглядела на него сурово, потом спросила, чего он хочет.
— Впустите, дайте мне поесть и переночевать, — ответил барабанщик.
— Это можно будет, — сказала старуха, — если за это ты согласишься выполнить три работы.
Он согласился. Старуха его впустила, дала ему поесть, а вечером приготовила хорошую постель. Наутро, когда он проснулся, сняла старуха со своего худого пальца наперсток и сказала:
— Теперь принимайся за работу, вычерпай мне этим наперстком пруд во дворе; но с работой ты должен управиться до наступления ночи и разобрать всех рыб, что находятся в пруду, по сортам и размерам и сложить их в порядке.
Черпал он целое утро, и все без толку. В полдень вышла из дома девушка чудной красоты, поставила перед ним корзинку с едой и спросила:
— Почему ты сидишь такой грустный, чего тебе не хватает?
— Я не могу выполнить и первой работы, — ответил он. Я ищу королевну, которая должна находиться здесь, но я ее не нашел. Видно, придется мне идти дальше.
— А ты оставайся здесь, — сказала девушка, — я тебя из беды выручу. Положи голову мне на колени и усни. Когда проснешься, вся работа будет сделана.
Барабанщик так и сделал. Только закрылись у него глаза, повернула девушка волшебное кольцо и молвила: "Вода ввысь, рыбы наружу!" И вмиг поднялась вода белым туманом ввысь, а рыбы начали барахтаться, выпрыгнули на берег и легли в ряды — каждая по величине и сорту. Проснулся барабанщик и в изумлении увидел, что все уже выполнено. Но девушка сказала:
— Одна из рыб лежит не вместе с остальными, а отдельно. Когда старуха явится вечером и увидит, что все сделано, она спросит: "А эта рыба почему лежит отдельно?" Тогда ты кинь ей рыбу в лицо и скажи: "Это рыба для тебя, старая ведьма".
Вечером явилась старуха, и когда она задала этот вопрос, барабанщик бросил ей рыбу в лицо. Она притворилась, что ничего не заметила, но глянула на него злыми глазами. На другое утро она сказала:
— Теперь надо выполнить работу потрудней. Нынче ты должен вырубить весь лес, распилить деревья на дрова, сложить их в поленницы, и все это надо закончить к вечеру.
Она дала ему топор, молоток и два клина. Но топор был оловянный, а молоток и клинья из жести. Только он начал рубить, покривился топор, а молоток и клинья погнулись. Он не знал, что ему делать. В полдень снова явилась девушка и утешила его.
— Положи голову мне на колени и усни,— сказала она, — а когда проснешься, работа будет исполнена.
Повернула она волшебное кольцо, и в тот же миг рухнул с треском весь лес, деревья покололись сами собой и сложились в поленницы. Проснулся барабанщик, а девушка говорит:
— Видишь, все деревья порублены и поленницы сложены, осталась только эта одна ветка. Когда старуха придет и спросит, почему одна ветка осталась, ты ударь ее той веткой и скажи: "Эта для тебя, старая ведьма!"
Явилась ведьма, посмотрела на сделанную работу и спросила про ветку.
— Это для тебя, старая ведьма, — ответил барабанщик и ударил ее той веткой. Но она притворилась, будто ничего не почувствовала, посмеялась и сказала:
— Завтра поутру ты должен все эти дрова сложить в кучу, поджечь их и спалить.
Снова девушка не покинула его в беде. Она принесла ему в полдень еду; поел он положил голову ей на колени и уснул. А когда проснулся, вся груда дров была объята пламенем, и его языки поднимались до самого неба.
— Теперь послушай меня, — сказала девушка, — когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты выполнишь без страха все, что она потребует, тогда она не сможет к тебе придраться, а будешь бояться — охватит тебя пламя, и ты сгоришь. Под конец, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое пламя. — Ушла девушка, а вскоре подкралась старуха.
— Ух, как мне холодно, — сказала она, — да вот пылает огонь, он согреет мне старые косточки, и мне будет приятно. Вот лежит чурбан, он никак не загорается, ты его вытащи мне из пламени. Сделаешь это — и будешь свободен, можешь идти, куда вздумается. Ну, поживей, в пламя!"
Не долго думая, барабанщик бросился в огонь, но он ему ничего не сделал, даже волос не опалил. Вытащил он оттуда чурбан и положил его в сторону. Но только прикоснулось дерево к земле, как обратилось оно мигом в красивую девушку, ту самую, что помогала ему в беде. А по шелковому, блистающему золотом платью, которое было на ней, он сразу понял, что это королевна.
Но старуха злобно усмехнулась и сказала:
— Ты думаешь, что она уже твоя? Нет, она еще не твоя. Она хотела броситься к девушке и утащить ее с собой, но он схватил старуху обеими руками и кинул ее в самое пекло; пламя охватило ведьму, и она сгорела.
Королевна глянула на барабанщика и увидела, что он красивый юноша. Она вспомнила, что он был готов отдать жизнь, чтобы ее спасти, протянула ему руку и сказала:
— Если ты обещаешь мне верность, то будешь моим мужем. А богатства у нас много. Нам хватит и того, что насобирала старая ведьма.
Королевне больше не захотелось оставаться на Стеклянной горе. Она повернула волшебное кольцо, и они оба оказались у городских ворот.
Здесь заканчивается та часть сказки, в которой действует ведьма. Во второй ее части развивается сюжетная линия забытой невесты, но так как она выходит за рамки темы этой книги, мы не станем здесь ее подробно обсуждать.
Перед свадьбой барабанщик захотел навестить своих родителей и рассказать им новость. Оказалось, что он был на Стеклянной горе целых три года, а не три дня, как ему показалось. Прежде чем он покинул свою невесту, та попросила его не це ловать родителей в правую щеку, иначе он ее позабудет, и она останется одна. Однако он расцеловал их в обе щеки и сразу позабыл королевну. Когда он собрался жениться на другой девушке, королевна приготовила три прекрасных платья и отдала их новой невесте барабанщика за возможность провести три ночи около его спальни. Когда все в доме утихло, королевна присела на корточки перед дверью спальни и сказала так:
Слушай меня, барабанщик,
Неужели меня позабыл?
На Стеклянной горе ты ведь долгое время прожил.
А не я ли тебя от злой ведьмы спасала?
И не ты ли мне верность навек обещал?
Слушай, слушай меня, барабанщик.
И вдруг на третью ночь к нему вернулась память. Он вскочил, взял королевну под руку и привел ее к своим родителям. Снова были приглашены друзья и родные и к великой радости была отпразднована настоящая свадьба.
Главным героем этой сказки является барабанщик, т. е. солдат. Его основные качества — мужество и сильная воля; он говорит: "Что я захочу, то и смогу". Кроме того, он обладает смекалкой и хитростью. Такой солдат — типичный сказочный герой.
Специфическая работа героя нашей сказки заключается в том, чтобы барабанить, поскольку барабанная дробь придает солдатам мужества; именно барабанщик поднимает своих товарищей в атаку. Во многих культурах, особенно в примитивных, с помощью барабанов люди отгоняли злых духов. Барабанный бой применялся и во время ритуалов изгнания нечистой силы, а также в церемониях воскрешения. Поэтому специальность барабанщика весьма подходит нашему герою для победы над злыми силами судьбы, главная из которых — козни ужасной матери.
В самом начале сказки главный герой нашел рубашечку королевны-лебедя на берегу озера, т. е. на границе бессознательного. Поскольку он взял ее себе, королевне пришлось явиться к нему домой — так они встретились в первый раз. Она пришла к нему вечером; уже засыпая, он услышал ее тихий голос. Он не мог видеть ее в темноте, зато ясно слышал ее голос. Образ анимы обычно появляется в тот момент, когда мужчина уже засыпает, ибо он воспринимает лишь смутные намеки и чувства, которые исходят от нее, когда отступает его сознание.
Королевна связана с образом лебедя, птицы-предвестника. Норны56 и Валькирии57 часто принимают образ лебедей.
56 Норны — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении. (Прим. пер.)
57 Валькирии (др. исл., буквально — "выбирающие мертвых, убитых") — в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертейв битвах. (Прим. пер.)

Существует древнее тевтонское поверье, что белый лебедь указывает путь к обители ангелов или к Стеклянной горе, что лебедь является воплощением самой души58.
58 Одной моей пациентке приснилось, что она плывет на лодке по озеру: "Вокруг небольшого острова плавало много белых лебедей. Я знала, что один из них — мой жених, на которого наложено заклятие, и я стала плыть за лебедями. Затем я приметила одного лебедя, крылья которого отливали золотом и бронзой при попадании солнечного света. Я подплыла к нему, в полной уверенности, что это Т. Я взяла его на руки и назвала его по имени. Тогда лебедь снова превратился в человека, но у него остались золотые крылья". В данном случае анимус освобождается от своего птичьего облика. Она возвращает ему человеческий облик, когда берет на руки, принимая его животную природу и вместе с тем называя его по имени, что означает осознанное признание происходящего.
Девы-лебеди часто встречаются в сказках. Они воплощают аниму героя, феминную часть его психики, сближая его с бессознательным. Воплощение анимы в образе птицы — знак того, что на этой стадии она еще не становится функцией, доступной осознанию главного героя. В сказке говорится, что королевна — дочь могучего короля, которая оказалась под воздействием колдовских чар ведьмы, живущей на Стеклянной горе. Задача барабанщика заключается в том, чтобы преодолеть силы темной матери и освободить из плена эту часть психики.
Стеклянная гора — один из символов другого мира. В тевтонской мифологии рай, или место обитания мертвых, часто называли Стеклянной Горой. Существует древнее прусское поверье, что по скользкому склону на эту гору должна взобраться душа. В древности когти умерших медведей и рысей не использовали как талисманы, их сжигали вместе с их телами, чтобы после смерти этим животным было легче подняться на гору. Согласно другому народному поверью, на Стеклянной горе живут духи, мудрые женщины, феи, девы-лебеди и ведьмы; простой смертный может попасть на Стеклянную гору под воздействием чар злого духа, и тогда он будет освобожден, что и происходит в нашей сказке.
Юнг отмечает, что "прозрачное стекло подобно отвердевшей воде или воздуху: и то, и другое символизирует дух"59. В нашем случае это означает, что аниму перенесли в область духа или область бессознательного, и там она оказалась в плену у темной матери. Гора девы-лебедя очень высока, а склоны ее — очень скользкие, что символически передает ее недосягаемость и изоляцию от остального мира.
59 "The Spirit Mercurius", Alchemical Studies. CW 13. Par. 245.
В таком состоянии обычный мужчина не осознает, что он чувствует на самом деле. Он либо пассивен из-за того, что его эрос фиксирован на матери, т. е. отнесен к детскому возрасту, либо излишне эмоционален, легко, впрочем, приходя в спокойное расположение чувств. Он не склонен генерировать собственные переживания, удовлетворяясь лишь "чувством обладания", доставшимся ему от матери или от другого человека. Половина личности такого мужчины как бы "выпадает из реальности", т. е. живет в мире матери.
К счастью или несчастью, при доминировании материнского образа сохраняется определенная степень бессознательности, или тенденция к бессознательности, довольствующаяся фантазиями, которая является и прелюдией, и эпилогом ко всему осознанному, к любому бытию. Именно поэтому материнская фигура часто сеет сон вокруг себя, как, например, в сказке "Спящая красавица", в которой главная героиня, уколовшись о подаренное старухой веретено, на сотни лет погружается в летаргический сон. Причем засыпает не только она сама, но и король с королевой, весь королевский двор и даже огонь в очаге. И уж совсем странно, что под воздействием колдовских чар старухи успокаивается неугомонный ветер. Ветер символизирует реальные духовные устремления, которые также парализованы.
В другой сказке братьев Гримм, а именно, в "Вороне", сонливость вызывает еда, которой материнская фигура кормит главного сказочного героя. Он хочет освободить принцессу. Вместе со старухой ему приходится дожидаться ее в лесу; это означает, что он должен вступить в контакт с бессознательным. Но ему нельзя принимать от старухи ни еды, ни питья, иначе он заснет глубоким сном и не сможет освободить принцессу. В этой сказке речь также идет об опасности погружения в сон под влиянием материнской фигуры. Старуха угощает главного героя как добрая мать и вместе с тем является источником опасного бессознательного.
Разумеется, сам по себе сон ни в коем случае нельзя назвать негативным явлением. Он становится таковым, если персонаж засыпает не вовремя. Если мужчина хочет освободить из плена свои эмоции, ему не следует погружаться в бессознательное, т. е. нельзя спать. Иначе ему грозит опасность быть убаюканным заботливой матерью, регрессировать в детство; он по первому требованию получает от матери все, что пожелает. Соблазн без труда удовлетворять все свои желания подталкивает его к пребыванию в бессознательном состоянии.
Люди, оказавшиеся во власти материнского комплекса, часто долгие годы находятся в состоянии смутного осознания себя и своих действий. Иногда они половину жизни находятся в таком бессознательном состоянии, в мире своих фантазий. Мечтая о другом имидже, они коротают время, находясь в тюрьме своего комплекса. В сказках темная материнская фигура часто запирает своих жертв в темницу; иначе говоря, предвзятое отношение к ней оборачивается тюрьмой. Например, в сказке "Железная печь" ведьма закрывает принца в печи; а в сказке "Рапунцель" ведьма запирает королевича в башне. В той же сказке королевич спасается от ее преследования, падает из окна и выкалывает себе глаза о колючие шипы кустарника, и ему, слепому, приходится долгие годы скитаться по лесу. Хорошо известно, как темная анима может ослепить мужчину, чтобы он не заметил, кто находится с ним рядом, особенно если речь идет о женщине.
В сказке о барабанщике все не так плохо, однако анима главного героя сказки также находится под действием злых чар ведьмы. Чтобы освободить аниму, нужно вступить в опасный контакт с бессознательным. Герой должен совершить странствие в другой мир, на Стеклянную гору, хотя это странствие очень опасно. Даже добраться до подножия горы — очень нелегкое дело, так как сначала нужно пройти через дремучий лес, в котором живут великаны-людоеды. Этот первый этап одиночного странствия барабанщика означает открытость бессознательному и его опасному воздействию, и здесь герою очень помогают его ум, хладнокровие и выдержка.
Страшные великаны огромного роста обладают нечеловеческой силой; это указывает на то, что герой проник на сверхчеловеческий уровень психического. В образе великанов воплощаются аффективные импульсы огромной энергии, с которыми сталкивается главный герой, приближаясь к бессознательному. Но барабанщик не пасует перед великанами. Он дерзко будит их и побеждает благодаря более высокому интеллекту. Только такая тактика может принести ему успех, поскольку великаны, обладая гигантской силой, часто глупы. С психологической точки зрения это может означать, что сознательное Эго знает рецепт, как совладать с такими незрелыми, но мощными импульсами, чтобы не превратиться в их жертву.
Благодаря своей смекалке барабанщик становится обладателем волшебного седла. Волшебное седло — это аналог чудесной лошади, которая может нести по воздуху своего всадника; такими же свойствами часто наделяются волшебный плащ и ковер-самолет. В нашей сказке волшебное седло помогает проникнуть в другой мир. Психологически это означает проникновение вглубь коллективного бессознательного, в "мир матерей". Так как седло — продукт человеческой деятельности, мы можем говорить о технических приемах, разработанных для того, чтобы достичь таких глубин, или, скорее, высот человеческой психики.
Седло поначалу принадлежит двум чудакам. В мифологии волшебными средствами обычно обладают боги или же самые отважные герои, самые удачливые люди. Чтобы заполучить седло, барабанщик использует разногласия между его владельцами. Для этого он идет на хитрость. Применение хитрости свидетельствует о том, что, погружаясь в бессознательное, человек в каком-то смысле ощущает себя неправым, так как, даже если он считает, что не делает ничего плохого, его поступки выходят за рамки общепринятых норм. Сев в волшебное седло, он берет себе то, что до сих пор принадлежало бессознательному; этот сказочный мотив повторяет миф о Прометее, укравшем у богов огонь.
Вскоре становится ясно, в какое рискованное странствие пустился барабанщик, ибо на вершине горы он не находит ни людей, ни животных, а встречает лишь страшную красноглазую и длинноносую ведьму, которая вышла ему навстречу. Его одиночество типично для психологического состояния сказочного героя. Оказавшись наедине с собой, он сталкивается с величайшей опасностью для своей психики — с Великой Матерью. Здесь, в материнском бессознательном, присутствуют те базовые предпосылки, которые дали возможность герою стать тем, кто он есть, и которые проявились в его раннем детстве или даже еще раньше. Здесь он встречается с тем, что гораздо сильнее его Эго. Второй раз он ощущает себя покинутым ребенком, брошенным на произвол чужой силы, но это ощущение уже более осознанно.
По просьбе барабанщика ведьма дает ему приют в обмен на обещание выполнить для нее три задания. Это значит, что для обретения свободы он должен потрудиться. Мотив, связанный с выполнением трудных заданий или прохождением испытаний, очень распространен и в сказках, и в мифах, ибо никто не может без усилий освободиться от власти бессознательного. Барабанщик смог одолеть великанов хитростью; хитрость и смекалка помогли ему получить седло. Но сейчас он должен приложить огромные усилия.
Сначала старуха хочет, чтобы он осушил пруд и рассортировал всех живущих в нем рыб, затем он должен свалить весь лес, нарубить из него дров сложить их в поленницы, а затем сжечь. Оба задания символизируют работу с бессознательным; в первом случае осушение пруда означает процесс осознания того, что относится к сфере бессознательного. Но для вычерпывания всей воды из пруда он получает от ведьмы только наперсток. Сосуд, которым вычерпывают воду, символизирует установку человека по отношению к бессознательному. В данном случае этот сосуд слишком мал для такой работы.
Задания, которые даются главному герою, превосходят человеческие возможности, а средства, которые он получает для их выполнения, совершенно неадекватны. Он должен сделать работу, требующую затраты огромных усилий, и при этом без малейшего шанса на успех. Такую ситуацию можно сравнить с тем, как человек, прислушиваясь к внутренним подсказкам, пытается вступить в контакт со своим бессознательным; он может действовать изобретательно и творчески, но у него нередко возникает ощущение, что его усилия безрезультатны, ему никогда не удастся добиться успеха. Такой вывод неизбежен, так как Эго никогда само по себе не возьмется выполнять подобную задачу.
Оказавшись в такой ситуации, не следует лишать себя надежды или оплакивать свое поражение. Лучше поступать так, как наш сказочный герой, который целое утро в поте лица вычерпывал воду из пруда. Только тогда на помощь придут силы, превосходящие сознательное Эго, в данном случае они неожиданно появляются в образе девушки с волшебным кольцом. Символизируя позитивную часть бессознательного, она протягивает нашему герою руку помощи. Хотя девушка все еще находится под заклятием ужасной матери, она убеждает героя не прекращать усилий. Оказывается, она — та самая принцесса, которую он ищет, его долгожданная анима, но временно эмоционально ослепнув, он не узнает ее в облике простой девушки.
Рубка леса имеет такой же символический смысл, как и осушение пруда, ибо лес, как и вода,— это образ бессознательного и его содержания. Словно лезвием наточенного топора, барабанщик своим острым интеллектом должен отделить содержание фантазий от буйно растущего бессознательного. Но его мысли больше напоминают оловянный топор, они тупы и малопригодны для выполнения этой сложной задачи, а сделанные из жести клинья вообще никогда и нигде не применяются. Но герой все равно должен взяться за эту работу. Он снова должен приложить усилия, чтобы впоследствии анима пришла ему на помощь. Тогда, будучи абсолютно уверен в том, что все будет сделано, он может положить голову ей на колени и заснуть. Проснувшись, он снова увидит, что вся его работа выполнена.
Здесь есть одна интересная деталь: с помощью ани-мы сказочный герой должен выполнить всю свою работу, но не до конца. Он должен оставить последнюю рыбу и последнюю ветку, чтобы затем бросить их в лицо старухе. Так мужское сознание, вынужденное покориться и взвалившее на себя сверхчеловеческие задачи, может проявить свою гордость и независимость перед лицом бессознательного. Оно может выдержать многое, но не все60.
60 См. сон Юнга (Memories, Dreams, Reflections // trans. Richard and Clara Winston, ed. Aniela Jaffe. New York: Pantheon Books, 1963. P. 245ff), в котором Юнг преклоняет голову перед неким божеством, но делает это так, что между его головой и полом остается миллиметровый зазор. Юнг пишет: "Я должен был прикоснуться лбом к полу, чтобы было видно мое полное подчинение. Но что-то помешало мне это сделать и удержало мою голову на миллиметр от пола. Что-то внутри меня говорило: "Все правильно, но не нужно прикасаться..." У мужчины всегда есть некий психический ресурс, даже при соприкосновении с божественными законами. Иначе откуда бы взялась его свобода?"
На утро следующего дня, когда барабанщик ударил веткой по лицу старую ведьму, та рассмеялась и сказала: "Завтра поутру ты должен сложить в кучу все эти дрова, поджечь их и спалить". Это задание, как и все остальные, превосходит человеческие возможности. И снова девушка с волшебным кольцом выполнила за него всю работу.
Мы уже знаем, что валка и рубка леса — это работа с бессознательным. Что же тогда означает сжигание леса? Следует отметить, что, кроме всего прочего, бессознательное — это источник энергии. Поэтому человек не может быть с ним связан только интеллектуально или эстетически; оно содержит также жизненный потенциал, и его следует не только понимать, но и проживать. Потенциал пламени проявляется в процессе горения; оно всюду распространяет тепло и свет. В нашей сказке есть прямая связь между сжиганием дров и очисткой леса.
Этот образ можно было бы сравнить с образом человека, который должен предпринять что-то рискованное. Зажигая огонь, он инициирует процесс жизни, ибо непрожитая жизнь становится препятствием для психологического развития. Человек должен трансформировать энергию комплексов в жизненный опыт.
Насколько опасна ведьма (т. е. материнский комплекс), становится ясно из четвертого и последнего задания, которое старуха дает герою, посылая его прямо в огонь. Материнская фигура, подвергающая героя воздействию огня, напоминает Деметру, которая каждую ночь держала над огнем своего маленького сына Демофона, желая сделать его бессмертным. Мотив преодоления огня ради спасения анимы перекликается с сюжетом древнегерманской саги, в которой Сигурд, чтобы жениться на Брюнхильде61, преодолевает огненный вал, окружающий ее чертог. В нашей сказке, посылая барабанщика в огонь достать не-сгоревший чурбан, ведьма скорее всего хочет его погубить. Но оказывается, что его анима предвидела такую опасность.
61 Сигурд (др. исл. "победа"), или Зигфрид (нем.),— герой в германо-скандинавской мифологии и эпосе. Брюнхильд или Брюн-хильда (др. исл.; имя этимологически связано с исландским словом "бой", точнее "поединок, происходящий на освещенном месте") — героиня древнескандинавской мифологии и эпоса. (Прим. пер.)
"Теперь послушай меня,— сказала девушка,— когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты, не боясь, выполнишь все, что она попросит, тогда она не сможет к тебе придраться; если испугаешься — тебя охватит пламя, и ты сгоришь. В самом конце, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое жаркое пламя". Итак, анима подсказывает герою самое важное, а именно, как именно он должен подойти к выполнению последнего задания, однако на этот раз он должен все сделать самостоятельно.
Согласно древним преданиям, разведение огня означает пробуждение бога, спящего в древесине, иначе говоря, реализацию его возможностей. Это означает, что в состоянии, которое символизирует огонь, можно приобрести сверхъестественную силу. Хорошо известно, что с огнем ассоциируется множество богов, например: Гестия, Гефест, индуистский бог Агни и древнеегипетская богиня Сехет. О Сехет говорится, что она извергала огонь, опалявший конечности ее врагов. В апокрифическом Евангелии Христос говорит о себе так: "Кто рядом со мной, тот рядом с огнем, а кто далек от меня, тот далек от Царства Небесного"62.
62 New Testament Apocrypha / Trans. R. McL. Wilson. London, 1963.
Кстати, обратим внимание на то, что в нашей сказке, как и в Откровении Иоанна Богослова, стекло и огонь связаны между собой: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем"63. В нашей сказке огонь горит на Стеклянной горе.
63 Откр. 15:2.
Неудивительно, что сверхъестественная сила, которая воплощается в огне, является амбивалентной по своему характеру. Это очень опасная, разрушительная природная сила, с которой первобытный человек справлялся с большим трудом. Как известно, такой первобытный человек живет в каждом из нас. Зачастую он проявляет такое же бессилие перед разгорающимся пламенем, как и перед своими эмоциями и страстями, которые часто символически сравниваются с огнем. Мы часто говорим о пламенной страсти или же о том, что кто-то воспылал гневом. Тлеющая ненависть подобна тлеющим углям.
Но с психологической точки зрения огонь символизирует не только пламенную страсть, но и наступающее просветление. Будучи источником света, огонь уничтожает власть тьмы. Человеку с фиксацией на матери угрожает особая опасность, связанная с всевозможными взрывами эмоций и страстей, которая в его сновидениях часто проявляется в виде страшных пожаров. Вспыльчивость характера, находящая выход в сексуальной страсти или приступе ревности, как вспышка пламени, может погубить самые ценные отношения. Все это — неожиданные прорывы неуправляемых влечений. Типичные черты людей с материнской фиксацией — отсутствие дисциплины и инфантильная неумеренность, ибо они в каком-то смысле так и остались детьми, не считающими нужным контролировать свое поведение. Им следует научиться этому до того, как они смогут почувствовать позитивную, творческую сторону первобытного огня материнского бессознательного. Только тогда у них появится ощущение бессознательного как источника энергии, как источника тепла и просветления.
После того, как человечество научилось обращаться с огнем, он доказал свою чрезвычайную полезность и стал символом благотворной трансформации, источником тепла и света. Мать стала ассоциироваться с образом огня как с местом возрождения. Это проявляется в метафорическом значении печи, которая также ассоциируется с матерью. Она соединяет три очень важные материнские черты: во-первых, она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; во-вторых, в ней готовят пищу, она является местом совершения трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; и третий материнский аспект, который символизирует печь, — это губительная сила пламени, находящегося у нее внутри. В Силезии лижущие языки пламени, вырывающиеся из-за заслонки печи, называют "огненной матерью".
Смысл теплой, поддерживающей жизнь печи или открытого огня можно истолкован в сказке "Белоснежка и Алоцветик". В середине зимы медведь, который впоследствии окажется заколдованным принцем, искал место, где можно укрыться от мороза, пошел на огонек и набрел на избушку, где жила мать двух сестер, Белоснежки и Ало-цветика. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизненного тепла (Эрос). Именно поэтому мы называем чувства теплыми, а разум холодным. Как деревья и животные не могут существовать без тепла, так и человек или некоторые части его личности не могут развиваться вне связи с материнским бессознательным, миром инстинктов и иррациональной жизненной силы.
Медведь, который впоследствии превращается в принца, — ценный объект, который надо спасти от гибели на морозе, проявив к нему заботливое, материнское отношение. На практике это может



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: