Методы оказания помощи аутичным детям.




На сегодняшний день в России нет программы, утвержденной для оказания помощи аутичным детям. Это связано с тем, что данная группа детей представляет собой различные нарушения развития. Очень остро стоит проблема разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с РДА, так и его семью.

В городе Кострома в марте 2006 года открылся «Фонд помощи аутичным детям». Целями фонда являются:

-осуществления диагностики раннего детского аутизма.

-выявление семей с детьми, страдающих аутизмом.

-объединять семьи с целью обмена информацией по проблеме аутизма.

-устанавливать межрегиональные и межгосударсвенные связи с другими учреждениями подобного типа с целью сбора и обмена информацией по проблеме аутизма и методах оказания помощи таким детям и их семьям.

-проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания аутичных детей и их родителей приемам работы с данной категорией детей.

-систематически организовывать круглые столы, научно-методические семинары, конференции, консультации, собрания.

-приглашать специалистов для обследования и диагностики детей и консультации для родителей

-разрабатывать программы для этих учреждений, работать с детьми, не имеющими возможности посещать детские образовательные учреждения.

В оказании помощи аутичным детям специалисты центра используют различные методики.

Методика поведенческой терапии применяется при лечении аутического синдрома и направлена на формирование желательной формы поведения, развитие речи и стимулирование навыков вербального общения, а так же поощрение социального взаимодействия. В лечении в области поведенческой терапии выделяют три группы вмешательств:

1. предшествуюшие вмешательства;

2. последующие вмешательства

3. вмешательства, направленные на развитие способностей

Под предшествующими вмешательствами понимается изменение среды, уменьшение отвлекающих визуальных факторов, что ведет к ослаблению сомостимуляции и закреплению поведения, направленного на решение задач. Ранняя профилактика в дальнейшем уменьшает вероятность развития проблемного поведения, при этом успеху терапии способствует участие нормально развивающихся детей, которые служат ролевыми моделями и примерами для детей аутистов.

Последующие вмешательства применяются после возникновения желательного поведения. Они предусматривают воздействия на определенные поведенческие особенности, например, стереотипии (повторение речевых оборотов или движений в течении длительного времени) и на саморазрушающее поведение, депрессивные расстройства или состояния страха.

Вмешательства третей группы стимулирует развитие способностей. К таковым относятся формирование речи, стимулирование в общении в целом, тренинг социальных навыков и повседневных видов деятельности.

Следующим методом является «холдинг-терапия», то есть «форсированная поддержка». Этот метод состоит в попытке форсировнного, почти насильственного образования физической связи между матерь и ребенком, так как отсутствие этой связи считается центральным нарушением при аутизме. Назначение данной терапии – пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует принятие такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Специалисты советуют родителям во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление. Они верят в то, что аутичный ребенок способен понимать язык и чувства матери.

Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно, которые проводят в состоянии возбуждения у ребенка или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения. Крайне важно преодолеть детское сопротивления, что является критическим периодом дальнейшей эффективности предпринимаемой терапии. Несомненно, совместные опыт матери и ребенка, приобретаемый в процессе таких занятий, формирует возрастающее чувство взаимной привязанности и как результат закрепляет положительное воздействие.

Также в своей работе специалисты фонда используют методику игротерапии как метода лечебного воздействия, логично вытекающего из того, в чем проявляются основные нарушения у аутичного ребенка. В первую очередь, специалисты обращают внимание на нарушенную игровую деятельность такого ребенка, общения, невозможностью установления адекватных отношений с окружающими людьми. В процессе групповой игротерапии ребенок получает множественную информацию о себе за счет обратной связи, что способствует расширению образа «Я», выделению себя в качестве субъекта взаимодействия. У него появляется возможность приобрести новые способы поведения за счет подражания более развитым, менее аутизированным детям.

Данные методы помогают установить более тесный эмоциональный контакт между аутичным ребенком и родителями, преодолеть в уменьшении, а в некоторых случаях в полном исчезновении стереотипий, негативизма и агрессивных проявлений в поведении ребенка. Они способствуют установлению большего желания взаимодействовать с окружающим миром, в развитии речи и в улучшении освоения бытовых навыков. Эффективность данных методов возможна только при их систематическом использовании.

 

Выводы к главе I

1)Впервые РДА описал в 1942 году американский психиатр Лео Каннер. Ранний детский аутизм – неравномерное развитие психических функций у детей, сопровождающееся трудностями в установлении отношений с людьми, слабым эмоциональным реагированием, боязнью новизны, нарушением сна, избеганием контактов с другими людьми и с внешним миром.

2) Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.

Классическая триада диагностических критериев аутизма: трудности адекватной коммуникации, недостаточность социализации, стереотипное поведение.

3) Различные авторы связывают аутизм с дефицита родительского внимания, с генетическими и биохимические причинами,. с индивидуальными особенностями нервной системы, с обстоятельствами рождения), с загрязнением окружающей среды и длительными интоксикациями., избыточным количество углеводов в пище современного человека, использованием женщинами гормональных контрацептивов. Существует также «прививочная теория. В настоящее время преобладает мнение, что РДА – болезнь, прежде всего, генетическая

4) В России используются следующие методы оказания помощи детям с РДА: методика поведенческой терапии, направленная на формирование желательной формы поведения, развитие речи и стимулирование навыков вербального общения, поощрение социального взаимодействия; «холдинг-терапия», заключающаяся в попытке форсировнного образования физической связи между матерь и ребенком; методика игротерапии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: