Цель изучения дисциплины




По дисциплине: «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан»

по специальности: «5В030100-Правоохранительная деятельность»

 

Форма обучения: дневная (кредитная технология)

Код дисциплины: ADV 4308

Курс:   Форма контроля: экзамен 5 семестр – экзамен Число кредитов - 2 Количество рубежных контролей - 2
Семестр:  
Лекции 20 ч.
Практические (семинарские) занятия СРСП СРС   10 ч. 15 ч. 45 ч.
Трудоемкость 90 ч.

 

Астана – 2013


Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программе по курсу «Адвокатура и адвокатская деятельность в РК».

Рабочую программу подготовили старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, к.ю.н. Гахраманов Р.В., старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, магистр юриспруденции, к.ю.н. Наурызова А.А., старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, к.ю.н. Финк Д.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики.

 

 

Протокол № ________ «______» _______ 2013 г.

 

Зав. кафедрой______________ к.ю.н. Пен С.Г. «____» ___________ 2013 г.

 

 

Утвержден на заседании УМС ВШНП

Протокол № _____ от «______» ___________ 2013 г.

 

Председатель ___________________ д.ю.н., доцент Шапак У.Ш.

 

 

Пояснительная записка

Обучение в рамках курса Адвокатура имеет целью выработать у студентов систему знаний, умений и навыков по использованию средств, методов и приемов участия адвоката в юрисдикционном производстве.

Настоящая программа является типовой и определяет объем, содержание и формы изучения курса "Адвокатура" в юридических вузах. На ее основе разрабатывается необходимая учебная документация. Цель курса обусловлена целями подготовки юристов по специальности правоведение и юриспруденция, требованиями квалификационной характеристики с учетом специфики возможной будущей профессиональной специализации.

Целями курса являются: получение знаний и навыков по правовым, организационным и тактическим аспектам адвокатуры и адвокатской деятельности, ее участия в юрисдикционных производствах. Соответственно задачами курса являются:

- Получение необходимого объема знаний о сущности и задачах адвокатуры, о порядке формирования и развития адвокатуры в Казахстане в период с 1917 года, советское время и на современном этапе.

- Систематизация знаний об организационных и правовых основах адвокатской деятельности.

- Анализ нормативных положений, устанавливающих правовую регламентацию деятельности адвоката в уголовном и гражданском процессе и иных юрисдикционных производствах.

- Получение знаний о тактических, психологических и этических аспектах деятельности адвокатской деятельности.

- Приобретение умений и навыков практической деятельности адвоката при оказании юридической помощи, участии в юрисдикционных производствах (методика участия в судопроизводстве, научная организация труда, составление адвокатом процессуальных документов, квалификация правовой ситуации с позиции клиента).

Студенты должны выполнить все указанные задачи, что будет свидетельствовать об усвоении программы данного курса. Соответственно следует выделить методические и воспитательные задачи преподавания дисциплины. Это: развитие навыков и умений совершения процессуальных действий и участия в них в качестве профессионального представителя, а также получение знаний об иных особенностях правоприменительной деятельности юриста в сфере юрисдикционного производства в качестве профессионального представителя; получение знаний о методике составления процессуальных актов и иных документов при осуществлении юридической помощи с последующим закреплением в практических навыках; развития умения профессионально оценивать юридически значимую для юрисдикционного процесса ситуацию и принимать соответствующее ей правоприменительное решение как профессиональный субъект; систематизация знаний об организационных и правовых основах адвокатской деятельности; анализ нормативных положений, устанавливающих правовую регламентацию деятельности адвоката; усвоение особенностей адвокатской деятельности в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, частного обвинителя.

Воспитательные задачи способствуют глубокому осознанию значения принципов законности, социальной справедливости и гуманности при участии в уголовном и гражданском и ином юрисдикционном судопроизводстве; пониманию роли и назначения адвокатуры в обществе и государстве.

Для освоения изучаемой дисциплины необходимо знать основы судопроизводства, структуру правоохранительных органов,уметь давать правовую квалификацию, анализировать нормы права. Для этого необходимо предварительное изучение следующих дисциплин: теория государства и права (понятие, сущность и содержание права, нормы права, система права и ее структура, толкование норм права, правовые отношения, правонарушения и юридическая ответственность), правоохранительные органы (судебная система РК, прокуратура РК, органы внутренних дел РК, органы национальной безопасности РК, органы предварительного расследования в РК, адвокатура РК, правоохранительные органы зарубежных стран), уголовное право РК (Часть общая: понятие преступления, состав преступления, уголовная ответственность и ее основания, субъект преступления, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, стадии преступления, соучастие в преступлении, понятие, цели, система и виды наказаний, назначение наказания, освобождение от уголовной ответственности и наказания, отсрочка исполнения наказания, погашение и снятие судимости, принудительные меры медицинского характера, уголовное право, Часть особенная. Все разделы) и гражданское право РК(все разделы), уголовно-процессуальное право РК(Все разделы), гражданско-процессуальное право РК, административное право, трудовое право.

Смежными по отношению к курсу Адвокатура являются следующие дисциплины: профессиональная этика юриста, основы общей и юридической психологии, прокурорский надзор, криминалистика, судебная риторика, и иные. Взаимосвязь всех указанных смежных дисциплин с Адвокатурой проявляется в том, что в каждой из них рассматриваются отдельные аспекты адвокатской деятельности, которые в рамках курса Адвокатура изучаются более углубленно и содержательнее в комплексе изучения адвокатской деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

В данной дисциплине изучаются принципы организации и деятельности адвокатуры в РК, структура органов адвокатуры, сущность и содержание адвокатской деятельности как деятельности по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам. В процессе изучения дисциплины студенты должны знать не только теоретические, организационные и правовые аспекты адвокатской деятельности, но также ее тактическую и методическую стороны.

При проведении лекционных занятий преподаватель излагает ключевые вопросы проблемного и прикладного характера.

При проведении практических и семинарских занятий преподаватель должен таким образом построить работу, чтобы определить степень освоенности материала по конкретной теме всеми студентами группы. Для этого рекомендуется применять такой способ как фронтальный экспресс-опрос группы на один вопрос, требующий комплексного подхода, задание ситуативных вопросов, проверку конспектов подготовки и т.д. В целом предполагается применение следующих форм контроля: опрос, выступление с докладом, решение задач, составление процессуального акта, решение программированного задания, проведение деловой игры, дискуссия, коллоквиум.

В качестве дополнительной формы обучения предусмотрены разные виды работ: самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП), и самостоятельная работа студента (СРС). Задачами данных форм обучения является самостоятельное усвоение студентами отдельных тем, положений под руководством преподавателя и развитие способностей к самостоятельной, творческой работе. Выполнение заданий по самостоятельной работе студентов (СРС) является продолжением изучения тем, рассматриваемых на семинарских и практических занятиях с целью выработки у студентов практических навыков по применению норм материального и процессуального права и систематизации знаний по определенному блоку тем. Задание по СРС и СРСП включает следующие формы контроля: решение казуса, принятие процессуального решения, составление процессуальных документов, письменный анализ законодательства, коллоквиум, решение тестов, составление кроссвордов, написание реферата, составление конспекта монографической литературы, составление таблиц и схем, деловая игра, "мозговой штурм", составление эссе и аналитических записок и другие.

Для удобства, как студентов, так и преподавателей необходимо создание учебно-методических комплексов по дисциплине, позволяющих интенсифицировать процесс усвоения дисциплины. В данном пособии для студентов следует изложить тезисы лекций, тематику и содержание семинаров, СРСП, СРС с методическими указаниями по подготовке к той или иной форме и теме занятий.

Данный подход обусловлен требованиями практики во всестороннем подготовленных специалистах, обладающих знаниями и навыками участию в юрисдикционном судопроизводстве, приобретения теоретических знаний в данной области, необходимостью формирования практического опыта их участия в досудебном и судебном производстве в качестве судьи или стороны.

Курс адвокатуры как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, адаптированный для изучения студентами. Содержание дисциплины определяется содержанием науки. Именно они служат материалом для формирования комплекса знаний, навыков и умений будущего юриста.

Адвокатура как наука официально в рамках специальности 12.00.11. - судебная власть; правоохранительные органы; организация правоохранительной деятельности признана относительно недавно, но на уровне индивидуальных научных исследований существовала всегда. Подлежала изучению в качестве части курса "Суд и правосудие в СССР", "Правоохранительные органы". Также изучалась в качестве специальных курсов в ведущих высших учебных заведениях бывшего СССР. В Данном плане широко известно учебное пособие Ю.И. Стецовского "Советская адвокатура", вышедшее в издательстве "Высшая школа" в 1989 году, которое на тот момент представляло собой, можно сказать, единственный учебно-методический источник информации по данному курсу.

Объектом науки об адвокатуре закономерности возникновения и развития адвокатской деятельности и адвокатуры как института гражданского общества и части правовой системы государства. Предметом науки об адвокатуре являются нормативно-правовые акты, корпоративные акты и этические нормы регулирующие адвокатуру и адвокатскую деятельность. Нормативную базу адвокатской деятельности можно представить как комплекс правовых норм, обладающих единым юридическим содержанием с дифференциацией по правовым институтам. В предмет, науки помимо законодательства, входит также история адвокатуры и адвокатской деятельности, сам институт адвокатуры, практика применения законодательства об адвокатуре, зарубежная адвокатура.

В методологии науки об адвокатуре можно выделить традиционно общий метод – диалектический и частные методы (логико-юридический анализ, сравнительное правоведение, исторический, статистический методы, конкретно-социологические и иные), в том числе заимствованные из иных отраслей знаний.

Наука об адвокатуре тесно взаимодействует с общетеоретическими историко-правовыми дисциплинами, отраслевыми юридическими науками, в рамках одной специальности – с науками, изучающими структуру, организацию, порядок деятельности правоохранительных органов, с науками, изучающими международное право и прикладными юридическими науками.

С теории государства и права для науки об адвокатуре наиболее актуальны такие категории как концепция правового государства, теория прав и свобод человека, концепция гражданского общества, вопросы взаимодействия общества и государства. Связь с историей государства и права проявляется в анализе института адвокатуры в генезисе и развитии с использованием историко-правового метода. С наукой конституционного права связи проявляются в том, что институт адвокатуры призван реализовывать многие конституционные идеи и положения, наполняя их конкретным содержанием.

Наиболее тесная связь науки об адвокатуре с науками, изучающими судебную власть, правоохранительную деятельность, поскольку она входит в число этих наук ввиду правоохранительной (в широком смысле этого слова) сущности и публичного характера адвокатской деятельности.

Связь с отраслевыми дисциплинами, такими как наука уголовного и гражданского права, предпринимательского, административного права финансового, налогового и других материальных отраслей права проявляется в пересечении задач, но различии методов регулирования и деятельности, в использовании базовых понятий из материальных отраслей права в адвокатской деятельности.

Взаимодействие с процессуальными отраслями права, такими как конституционное судопроизводство, уголовный, гражданский, административный процессы, - более тесное, поскольку процессуальные отрасли права регулируют формы, способы и порядок участия адвоката юрисдикционных производствах.

Взаимодействие науки об адвокатуре с прикладными юридическими науками проявляется в том, что многие рекомендации этих наук (судебная медицина и психиатрия, криминалистика, основы оперативно-розыскной деятельности, криминология и другие) с успехом используется в адвокатской деятельности, с учетом ее специфики видоизменяются и совершенствуются, способствуют повышению эффективности и квалифицированности оказываемой юридической помощи.

Таким образом, наука об адвокатуре является полноправной, самостоятельной юридической наукой, входящей в цикл наук, изучающих правоохранительную деятельность и занимает особое место в системе других юридических наук.

 

 

2.1 Сведения о преподавателях и контактная информация

Финк Денис Александрович, старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, в 2006 году с отличием окончил Казахский гуманитарно-юридический университет по специальности «Юриспруденция», в 2009 году – аспирантуру КазГЮУ по специальности «12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертология; оперативно-розыскная деятельность». 27 февраля 2010 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему: «Заглаживание вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе Республики Казахстан».

 

Контактная информация

г. Астана шоссе Коргалжын 8, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики, к.352, телефон 703045

 

2.2 Пререквизиты

Пререквизиты курса: теория государства и права; правоохранительные органы Республики Казахстан; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.

 

2.3 Постреквизиты

 

Постреквизиты курса: суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы; система уголовно-процессуальных гарантий; спецпрактикум по расследованию уголовных дел; прокурорский надзор.

2.4 Характеристика дисциплины

Цель изучения дисциплины

Цель изучения курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» состоит в том, чтобы студенты усвоили организацию и деятельность адвокатуры, принципы взаимодействия коллегий адвокатов с правоохранительными органами и другими организациями, предприятиями, учреждениями, правовое положение адвоката, реализацию на практике его прав и обязанностей.

Традиционно вызывает интерес искусство речи на суде, чему уделено особое внимание при изучении данного курса. Студенты должны научиться составлять различные правовые документы: заявления, ходатайства, запросы и другие, овладеть навыками выступлений в судебных прениях.

Изучение данного предмета предполагает увязать деятельность адвокатуры с современными задачами обновления, демократизации общества, политической правовой реформы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: