«ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ»
110 Сущность политики и ее роль в орг-ции финансовой деят-ти пр-тий
Основа ФП- четкое опред. единой концепции развития п/п как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эфф-ых механизмов контроля.Только при разработанной ФП можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «ФП» все больше применима в практической сфере управления п/п. Руководители хоз. субъектов уже долгое время пытаются создать эфф-ую налоговую политику, обосновать ценовую, регламентировать кредитную, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к фин. потокам. Но это лишь частные случаи общей ФП п/п, к-ая д.б. разработана в комплексе единых стратегических направлений.Для реализации гл. цели ФП необходимо найти оптимальное соотношение м/у стратегическими задачами: 1 максимизация прибыли; 2 обеспечение фин. устойчивости.
Под финансовой политикой предприятия понимается форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе отдельных аспектов его финансовой деятельности. В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности. Финансовая политика (ФП) – целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Финансовая политика предусматривает:– получение прибыли в целях экономического роста; –оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия; -использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования; -разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям; -обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия. Разработка ФП предприятия включает в себя планирование фин-х и денежных потоков, а также отвечает за фин-й цикл. Задачами финансово-хозяйственной деятельности организации могут являться, например: усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д. Фин. цикл включает операционный и производственный циклы. Политика хоз-го субъекта рассматривается в разрезе следующих признаков:1. Маркетинговая политика – направлена на определение рынков сбыта, клиентов и продуктов с целью планирования выручки от реализации и основных направлений в разработку новой продукции, услуг и выход в др. регионы в рамках маркетинговой политики можно выделить также ее составляющие, такие как: ценовая политика (связи с общественностью, реклама). 2. Политика исследований и новых разработок – является следующим звеном в ряде функц-х политик. Перед данной политикой стоят также задачи: - изучение новых технологий - решение проблем лицензирования - определение инвестиций на производство. 3.Политика логистики и снабжения–преследует цель – предоставить материальные ресурсы с минимальными издержками, т.е. осуществить складирование и транспортировку по всему операционному циклу в необходимом количестве и в нужное время. 4. Кадровая политика – отвечает за мотивацию сотрудников и квалификацию персонала. Фин-я политика тесно связана со всеми видами функц. политик, а также отвечает за уровень. рентаб., ликвидности и фин-й устойчивости, а также за повышение инвестиционной привлекательности (т.е. стоимость компании).
Разработка фин. стратегии(целевые действия направленные на эфф-ть размещения фин. рес-ов) подразумевает определенные этапы:• критический анализ предшествующей фин. стратегии;• обоснование (корректировка) стратегических целей;• опред. сроков действия фин. стратегии;• конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;• распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Для реализации стратегических целей п/п необходимо решать много тактических задач.
Финансовая тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа фин. стратегии в текущем периоде.Т.о., в отличие от фин. стратегии фин. тактика связана с реализацией локальных задач управления п/п.
Классификация видов ФП п/п:
По направлению ФП подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней ФП называется политика, направленная на фин. отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешней ФП называется политика, направленная на дея-ть орг-ии во внешней среде: на фин. рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними Ю. и Ф. лицами (контрагентами).
ФП проводится на всех уровнях объекта фин. управления. Она выступает базой, на к-ой строятся выводы фин. науки.
Финансы и ФП п.с. соответственно объективную и субъективную составляющие в управлении финансами, поэтому ФП как субъективная составляющая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в фин. управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.
Если ФП нацелена на развитие, совершенствование фин. отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта фин. отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.
ФП м.б. противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной ФП следует считать порочную практику приватизации некоторых орг-ий, когда преднамеренно пытались выставить гос. п/п банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.
Этапы ФП делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных х-ах денеж. потоков. Долгосрочная ФП призвана принимать решения, влияющие на дея-ть п/п в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года.Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до 1 года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.
ФП учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Т.о., долгосрочная ФП устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных фин. компонентов. Краткосрочная ФП связана гл. образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
Инструменты КФП: формирование ликвидности и платежеспособности; формирование денеж. капитала; формирование ДЗ. Факторинг; управление запасами; формирование бюджета денеж. ср-в.
Инструменты ДФП: контроль за фин. устойчивостью; эфф-т фин. рычага; средневзвешенная ст-ть капитала; модель ЕВА; лизинг; долгосроч. финансирование; производственный рычаг.
| 123 Понятие инвест.привлекат-ти
Необх-мо различать понятия инвест.привлекат-ти и инвест.климата. Инвест климат – совокуп-ть полит, эк.,юр.и соц.ф-ров, кот.в конечн.счете предопред-т степень риска и возм-ть эффект.их исп-я. Инвест.привлекат-ть рассм-тся как более широк.понятие, чем инвест.климат. Оно вкл.выигрыш, уровень доходности от возможн.инвестир-я. Чем более благоприятно склад-тся климат в регионе, тем более привлекат-м он явл.для инвесторов. Ф-ры инвест.привлекат-ти: *экон.-геогр.положение страны, *наличие прир. ресурсов, *сложившихся традиц-х эконом.и культурн. связей; *макроэк. и полит.стабильность; *высокий темп эк.роста или хорошая перспектива его достиж-я в обозримом будущем; *развитость инфрастр-ры; *законодат-во; *высок.уровень квалификации раб.силы и ее сп-ть быстро осваивать новейш. остиж-я науки и техники; *степень открытости эк-ки принимающ. страны. Понятие «инвест.привлекат-ть» может формулир-ться и применяться на террит.уровне и уровне отдельн.предп-тий. Чаще оно исп-тся для оценки целесообразности осущ-я инвестиций в тот или иной проект, выбора альтерн.вариантов осущ-я и опред-я эфф-ти размещ-я ресурсов.Оценка инвест.привлекат-ти объекта рассм-тся на уровнях:- отдельных предп-тий (объед.идеей выполнения того или иного проекта. Они могут не принадлежать к одной отрасли и располагаться на разных тер-риях, но в силу обстоят-тв (объявл-я конкурса, гранта...) вести конкурент.борьбу за инвестора. На данном уровне объемы инвестиций будут варьироваться в завис-ти от возм-тей инвестора, инвестором может выступать любое физ.и юр.лицо, кот.самостоят-но оценивает привлекат-ть предп-тий и проектов); - отраслей (опред-тся ввиду необх-ти отделения отраслевых предп-тий, сп-бных самостоят-но осущ-ть воспр-венный процесс, от предп-тий, требующих дотирования со стороны гос-ва или льготн.кредитования процессов обновл-я пр-ва. Данная хар-ка позволяет строить инвест.стратегию развития отрасли); - региона (оценка проводится террит-ми органами гос.власти и, соотв-но, ее критериями выступают: место компании на региональн.рынке, влияние на соц-экон.развитие региона, отнош-е террит.органов гос.власти к анализируемому объекту и т.д. Такая оценка позволяет формировать эффект.регион.инвест.пол-ку. Инвесторами, как правило, выступают региональн.органы гос.власти или крупные финансово-кредитные компании, привлекаемые предоставляемыми гарантиями со стороны гос-ва); - страны (Данная оценка проводится крупными консалтинг.компаниями или специализир.гос.учрежд-ями. При опред-ии инвест. привлекат-ти осн.акцент ставится на роль компаний в сохр-ии и развитии потенциала страны, обеспеч-ии технологич. и экономич.безопас-ти станы, в достиж-ии приоритетов мирового Н-Т развития и т.д. Ведущие места в рейтинге оценки привлекают в компанию крупных инвесторов (иностранных инвесторов, транснациональные организации и т.д.), дают преимущ-ва при осущ-ии федер.программ развития.
1 из основных показателей ин. привлекательности явл. показатель экон. свободы, к-ый представляет собой агрегированную х-ку различных частных показателей того, насколько в той или иной стране гос-во вмешивается в отношения хоз. субъектов.
Частные показатели х-ие гос-во вмешательство в эк-ку:
1 торг. Политика 2 налогообложение3 функционирование банк. системы4 правовое регулирование ИИ5 права частной собственности6 доля гос-ва в общ. объемов производственных в стране товаров и услуг7 политика экон. стимулирования8 масштабы существ. в стране черного рынка9 ценообразование и его регулирование.
По каждомуму из этих показателей конкретная страна получает оценку от 1-5б., что соответствует наименьшей или наибольший степени вмешательства в эк-ку. Сегодня наиболее свободной признана эк-ка Гонконга, в тоже время Китай занимает послед. место, но это не мешает Китаю ежегодно привлекать много миллиардные суммы ИИ. В данном случае интегрир. показ. экон. свободы не явл. препятствием для широкого привлечения И. капитала в Китайскую эк-ку для к-ой установлен особый инвестиц. режим.
Одним из осн. опказ-лей инв.привлек-ти явл-ся интегральный показ-ль экономич. свободы, кот. предст. собой агрегированную харак-ку различн. частн. показ-лей, кот. показ. наск-ко в той или иной стране гос-во вмешив-ся в отн-ия хоз.суб.
Инвестиционный риск — это риск обесценивания капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления. Цель управления инвестиционным портфелем состоит в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля является уровень доходности акций. Но высокая ожидаемая доходность связана с высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала. При управлении инвестиционным портфелем проводится полная оценка его уровня риска, затем планируется уровень доходности инвестиционного портфеля.
Классификация инвестиционных рисков: 1) систематический (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск; 2) несистематический риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск.
Систематическим (рыночным) риском называется риск, возникающий из внешних событий, который влияет на рынок в целом: — риск изменения процентной ставки — риск, связанный с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок; — инфляционный риск — этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска — риска изменения процентной ставки;— валютный риск — риск, возникающий в силу политических и экономических факторов, происходящих в стране;
— политический риск — это угроза отрицательного воздействия на рынок из-за политических действий (смены правительства, войны и т.д.).
Здесь для инвестор важно оценить не столько риск каждой ценной бумаги, сколько весь рыночный риск. Систематический риск нельзя уменьшить за счет диверсификации акций, поскольку различные виды рисков, входящих в него, влияют на все акции одновременно.
Несистематический риск, или риск, который можно уменьшить за счет диверсификации, определяется событиями, касающимися только одной данной фирмы.
К несистематическим рискам можно отнести:
— отраслевой риск — риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов; — деловой риск — риск, связанный с производственной эффективностью и управлением ею менеджментом данной компании; — кредитный риск возникает, когда капитал или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита).
методология финансово-экономической оценки инвестиционных проектов;
методология оценки финансового состояния предприятий; разнообразные
методики оценки инвестиционной привлекательности отраслей и регионов.
1 метод основан на выявлении некоего основополагающего
фактора, характеристики, наличие которой однозначным образом определяет инвестиционную привлекательность региона. Пример (имидж региона, динамика ВВП) 2 подход опирается на учет целого ряда всевозможных факторов, которые, с точки зрения своего влияния на инвестиционную привлекательность региона, считаются равноценными. Причем каждый факторхарактеризуется определенным набором показателей. Здесь рассматриваетсяхарактеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования;развитость рыночной инфраструктуры; политические факторы; социальные и социокультурные.3 подход анализируют широкий набор факторов, однако инвестиционная привлекательность рассматривается двумя характеристиками: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Совокупный потенциал региона, по их мнению,включает в себя: ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский,инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный и финансовый показатели. Совокупный риск региона рассчитывается с учётом: политических, экономических, социальных, криминальных, экологических, финансовых, законодательных рисков. Основными преимуществами рассматриваемого подхода являются следующие: его непредвзятость; значимость факторов, определяющих инвестиционный потенциал и инвестиционный риск; доступность, и узнаваемость конечных результатов для иностранных инвесторов
В рамках существующих подходов к оценке инвестиционной
привлекательности можно подразделить на три большие группы:
1. Экономико-математические методы
корреляционный и дисперсионный анализы, методы оптимизации и математического моделирования, различные методы межотраслевого баланса.2. Методы факторного анализа.Факторный анализ необходим, когда исследователь имеет дело с огромным числом различного рода показателей. Суть метода заключается в составлении укрупнённых групп, состоящих из близких по смыслу показателей и называемых факторами. Дальнейшая работа ведётся не с каждым показателем в отдельности, а с укрупнённой группой – фактором.
3. Методы экспертных оценок.Главное его преимущество перед другими методами заключается в том, что эксперт может пользоваться не только информацией, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной, разовой информацией сугубо качественного характера. Оценка инвестиционной
привлекательности предполагает разносторонний анализ, основанный как на установлении количественных характеристик изучаемого субъекта, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами его развития.
|
|