Занятие 5. Трансформация мотивов лирики М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»




Методические указания для студентов

Планы практических занятий

 

Занятие 1. Элегия В.А. Жуковского

 

Художественные тексты: Сельское кладбище. Вечер. Славянка.

 

Понятия: романтическая элегия, "унылая" элегия, "кладбищенская" элегия, медитативная элегия, романтическое двоемирие, "внушающий" (суггестивный) стиль, "школа гармонической точности", поэтика "устойчивых стилей", элегический стиль, психологический пейзаж, лирический герой, напевный стих.

 

Литература

1. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. "Элегическая школа". – СПб., 1994.

2. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997. (Гл. "Школа гармонической точности", "Проблема личности")

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. С. 17-89.

4. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975. (Главы «Принципы лиризма Жуковского», «Своеобразие романтизма Жуковского», «Тип элегии Жуковского»).

5. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985. (Глава 3-я: «На границе элегии». С. 134-233).

6. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха (Жуковский) // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л., 1969. – С. 327-391.

 

Вопросы

1. Жанровое своеобразие романтической элегии (В.Э Вацуро, В.А. Грехнев).

2. Композиция элегий В.А. Жуковского, особенности элегического хронотопа.

3. Движение В.А. Жуковского от сентиментализма к романтизму. Сентиментальное и романтическое в элегии "Вечер".

4. Роль и своеобразие элегического пейзажа. Романтическое двоемирие в элегиях.

5. Лирический герой в поэзии В.А. Жуковского. Психологическая конкретность и суммарность переживания (И.М. Семенко).

6. Особенности образной системы и элегического стиля В.А. Жуковского (Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковский). Стих элегий Жуковского (Б.М. Эйхенбаум).

 

Занятие 2. Элегия А.С. Пушкина

 

Художественные тексты: «Погасло дневное светило…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Ненастный день потух, ненастной ночи мгла…». К морю. Желание славы. «Все в жертву памяти твоей…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Элегия («Безумных лет угасшее веселье…». «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…»

 

Понятия: те же, что к п/з 1, а также: элегический хронотоп, "биографическая конкретность" и "историческая конкретность" (по В.А. Грехневу)

 

Литература

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997. (Гл. "Школа гармонической точности", "Проблема личности")

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. С. 17-89.

3. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985. Глава 3-я: «На границе элегии», с. 134-233.

 

Вопросы

1. Своеобразие пушкинской элегии на фоне элегический традиции пушкинской поры.

2. Романтическая элегия в творчестве Пушкина (элегический хронотоп, лирический герой и своеобразие элегический эмоции, мотивы и образы, элегический стиль).

3. Трансформация жанра романтической элегии в стихотворении "К морю". Биографическая и историческая конкретность, универсальный план.

4. Жанр элегии в творчестве Пушкина 1930-х гг.

 

 

Занятие 3. Образ автора в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Понятия: роман в стихах, автор, внутритекстовое воплощение автора, авторские отступления, слово автора и "чужая" речь (Ю.М. Лотман), "онегинская строфа".

 

Литература

1. Билинкис Я.С. Автор в «Евгений Онегине» // Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе. – М., 1980. – С. 69-88.

2. Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. М., 1990. С. 14-38.

3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974.

4. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. Статья «Автор».

5. Лотман Ю.М. Роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" // Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1995. Или: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. Глава «Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина».

6. Лотман Ю.М. Роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. – Л., 1983.

 

Вопросы

1. Значения термина "автор".

2. Жанровая специфика "Евгения Онегина" и своеобразие присутствия автора в романе.

3. Автор-лирик и лирические отступления.

4. "Чужое" слово в романе и голос автора-повествователя.

5. Автор как участник событий. Автор и герой в романе.

 

 

Занятие 4. Проза А.С. Пушкина. Художественное единство «Повестей Белкина»

 

Понятия: цикл, рама текста, субъекты изображения в эпосе (повествователь, рассказчик), литературный контекст

Литература

1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

2. Маркович В.М. Повести Белкина и литературный контекст // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 63-88.

3. Афанасьев Э.С. "Повести Белкина" А.С. Пушкина: ироническая проза // Русская литература. 2000. № 2. С. 177 – 183.

4. Тюпа В.И. Анализ сложносоставного целого ("Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.") // Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2006.

 

Вопросы

1. Понятие цикла. "Повести Белкина" как цикл, сложносоставное целое (В.И. Тюпа)

2. Специфика и функция образа вымышленного автора в цикле (С.Г. Бочаров). Пушкин и Белкин (В.И. Тюпа).

3. "Повести Белкина" и литературный контекст. Функции эпиграфов (В.М. Маркович, С.Г. Бочаров).

4. Повесть "Станционный смотритель": система повествования, интерпретация сюжетов "Бедной Лизы" Карамзина и "притчи о блудном сыне".

5. "Метель" и сентиментально-романтический литературный контекст. Голос автора в повести.

 

Занятие 5. Трансформация мотивов лирики М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»

Понятия: мотив (по Лермонтовской энциклопедии), парные мотивы, мотивы-антитезы, лирико-символический подтекст романа (В.М. Маркович).

 

Литература

1. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. Статья «Мотивы».

3. Виноградов И. По живому следу. – М., 1987. Глава «Философский роман Лермонтова».

4. Маркович В.М. О лирико-символическом подтексте в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-е – 50-е годы). – Л., 1982.

 

Вопросы

1. Термин "мотив" в отечественном лермонтоведении. Основные мотивы творчества Лермонтова.

2. Лирико-символический подтекст романа "Герой нашего времени" (по В.М. Марковичу). Анализ реализации мотива веселья в романе.

3. Мотивы и комплексы мотивов в романе и лирике Лермонтова (мотивы судьбы, игры, пути, одиночества, действия, неба и земли, звезд и т. д.) и своеобразие их реализации в романе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: