Тема 8. Территориально-экономические основы муниципального управления




 

8.1. Организационная структура управления.

8.2. Муниципальные образования как территориальная основа местного самоуправления.

8.3. Ресурсы муниципального образования.

 

8.1.Организационнаяструктура управления

Категория "структура" отражает строение и внутреннюю форму системы.

Структура - неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем. Она придает им целостность, способствует сохранению устойчивого состояния системы. Структура является показателем организованности системы.

Структура системы управления представляет собой синтез структуры ее элементов, а структура элементов системы управления - синтез структур разновидностей этих элементов и т. д.

Рассматривая конкретный объект структуризации, например систему управления муниципальным образованием, можно выделить различные по содержанию взаимосвязи элементов, линейную, функциональную, информационную структуры управления, структуры аппарата управления.

Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие их взаимодействие, направленное на достижение определенной цели, называется организационной.

Таким образом, организационная структура любой системы связана с достижением ее главной цели. Поэтому при формировании структуры системы необходимо выявить узловые точки процесса пространственно-временного преобразования потока ресурсов для достижения постоянной цели. При этом процесс управления условно рассматривается как совокупность функций управления, базирующихся на сборе и обработке информации, необходимой для подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Функции и структура управления - две неразрывно связанные и взаимообусловленные стороны единого целого, а именно, организации системы управления, выступающие соответственно как содержание и форма процесса управления.

Наличие структуры системы управления и ее развитие являются основой всей организации, вне рамок которой исключается возможность реализации функций управления, т.е. самого процесса управления. Таким образом, структура системы управления с данными функциями и есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению организации.

Процесс формирования структуры представляет собой организационное закрепление тех или иных функций за подразделениями аппарата управления.

В основе формирования структуры управления лежит процесс выделения функций, необходимых для организации и поддержания нормальной деятельности объектов управления. Все остальные элементы системы управления: методы, кадры, техника, информация и т.д. являются средством, необходимым для своевременной реализации той или иной функции.

Функции управления определяют задачи органов управления. Их взаимосвязь предполагает формирование организационной структуры управления, отражающей линейно-функциональные связи с помощью отношений субординации и координации, так как каждый элемент структуры расположен как бы на стыке двух различных по характеру форм взаимодействия - координационных и субординационных.

Организационная структура управления - это категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев (подразделений, органов и т. п.) управления в их взаимосвязи и соподчиненности.

В структуре управления объектом конкретизируется управляющая система, определяется роль каждой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе управления, показывается степень интеграции и специализации отдельных функций управления.

Звено (орган) управления - обособленная ячейка со строго очерченными функциями управления.

Ступень (уровень) управления - совокупность звеньев управления на определенном уровне иерархии управления. Ступени управления, сочетая различные звенья, выражают степень концентрации процесса управления и показывают последовательность подчинения одних звеньев (органов) управления другим снизу доверху.

Существуют организационные структуры управления трех основных типов:

линейный;

функциональный;

линейно-функциональный.

В настоящее время для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся новые элементы: управление по проекту, управление по продукту, матричные структуры, комиссии, штабы и т. д.

В организационной структуре управления городом помимо линейных функциональных звеньев управления, функционируют другие звенья управления - комиссии и штабы. Они созданы для решения какой-то одной проблемы. После достижения поставленной цели эти звенья ликвидируются. Например, в 1996 г. в целях полного осуществления мер по борьбе с преступностью создан постоянно действующий штаб правительства Москвы. В таких случаях члены правительства возглавляют какие-либо штабы или комиссии, так как это звено должно быть представительным, чтобы решать актуальные проблемы.

Комиссий достаточно много, и перечень их периодически меняется. Одни ликвидируются после решения какой-то проблемы, другие появляются вновь, многие существуют годами.

Для того чтобы звено, созданное в системе управления муниципальным образованием, эффективно функционировало, необходимо разработать систему контроля за его деятельностью и проанализировать результаты его работы.

В практической деятельности организационная структура управления рассматривается как совокупность звеньев (органов, подразделений, исполнителей), находящихся во взаимосвязи и соподчиненности, наделенных определенными правами, обязанностями и ответственностью и выполняющих определенные функции.

Организационная структура управления фиксируется в схеме структуры управления объектом, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделениях, а также в должностных инструкциях для исполнителей. В схеме структуры управления отражается состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура каждого подразделения.

Критерии рациональности структуры управления: соответствие звеньев управления функциям управления; наименьшее число ступеней в иерархии управления; сосредоточение на каждом уровне всех необходимых функций управления; концентрация функциональных звеньев (например, все экономические службы объединяются под руководством первого заместителя премьера по экономической политике); реальная возможность участия каждого функционального звена в едином процессе управления объектом и исключение дублирования функций; наименьшее число источников "приема" и "выхода" команд у каждого звена управления.

Существуют основные принципы формирования организационных структур управления, которыми необходимо руководствоваться при их создании:

1. Принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает двойное подчинение и возможность получения противоположных указаний. У каждого звена (исполнителя) должен быть только один руководитель, которому оно подчинено и от которого получает распоряжения (команды).

2. Принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство должно осуществлять управление производственно-хозяйственной деятельностью. Функциональные органы управления контролируют, готовят информацию местному руководству для принятия управленческого решения, несут ответственность за качество информации.

3. Принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество лиц, которым может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости. Под нормой управляемости понимают такое число лиц или объектов, непосредственно подчиненных одному руководителю, которыми он может управлять.

4. Принцип четкого функционального разграничения. Каждое звено системы должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений ни на одном уровне управления.

5. Принцип регламентации - соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Только такое соответствие создает реальные условия для выработки, принятия и реализации оптимальных управленческих решений.

6. Принцип гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды с наименьшими затратами, т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.

При проектировании организационных структур управления крупных городов необходимо руководствоваться не только принципами проектирования структур, но и учитывать принципы управления крупным городом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: