ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ




К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения (свыше 5000 $ США). Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Первую из них образует "большая семерка стран Запада", в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.

На долю стран "семерки" приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах "большой семерки".

Третью подгруппу образуют внеевропейские страны - Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

11)Общие черты развивающихся стран мира.

Категория развивающихся стран весьма неопределённа. Раньше употреблялся ещё один термин – «Третий мир» (т.е. страны, не принадлежащие ни к капиталистической, ни к социалистической системе); его можно встретить в литературе и сегодня, хотя он, очевидно, потерял смысл. Анализ показывает, что для «развивающихся» стран характерны, в общем, следующие признаки:

· низкие абсолютные и относительные показатели экономического развития;

· многоукладный характер экономики, т.е. значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и корпоративной;

· низкий уровень развития производственных сил, отсталость технической оснащённости промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры, структуры производства и занятости (доиндустриальная стадия; доля отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП большинства таких стран не превышает 10 %);

· зависимое положение в системе мирового хозяйства, что проявляется во внешнеэкономической ориентации на высокоразвитые государства Запада, в построении рыночных отношений на «догоняющей», или «имитационной», модели, на основе привлечения иностранного капитала, технологий и принципов предпринимательства;

· -отсталая социальная структура общества, бедность, перенаселение,высокий уровень безработицы, низкий образовательный и квалификационный уровень, патриархальный менталитет, неготовность к модернизации, многочисленные предрассудки и т.д.

Все перечисленные признаки тесно взаимосвязаны, но не во всех странах все они присутствуют. Традиционно к развивающимся странам было принято относить:

· всю Латинскую Америку (т.е. страны, расположенные к югу от США);

· всю Африку, кроме ЮАР;

· все несоциалистические страны Азии, кроме Японии и Израиля (иногда к исключениям добавляли ещё Турцию);

· островные государства Океании.

12)Состав и характерные черты ключевых и развивающихся стран,достигших относительно высокого уровня социально-экономического развития.

При всем многообразии развивающихся стран, их характерных чертах и особенностях можно выделить ряд общих черт и характеристик, позволяющих рассматривать их как устойчивую общность.

1. Зависимое положение в системе мирового хозяйства. В экономике большинства этих стран ключевые позиции занимает иностранный капитал. Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основное сырье и экспорт, усиление неопротекционизма промышленно развитых стран, затрудняющий расширение экспорта PC, ведут к необходимости прибегать к внешним заимствованиям (рост внешней задолженности).

2. Относительно низкий уровень развития производительных сил, а именно: — отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры по сравнению с промышленно развитыми государствами; — неравномерность социально-экономического развития и структурный дисбаланс

3. Перманентный процесс индустриализации (т.е. комплексный процесс, позволяющий осуществить структурные сдвиги в экономике, техническое перевооружение производства и модернизацию путем приоритетного развития промышленности) по двум основным моделям: импортозамещающей и экспортоориентированной. Импортозамещение — развитие местной обрабатывающей промышленности под защитой высоких тарифов для удовлетворения внутреннего спроса, сокращения импорта, особенно потребительских товаров. Экспортоориентированная модель предполагает ориентацию индустриального развития на экспорт национальной промышленной продукции, завоевание позиций на внешнем рынке.

4. Роль государства. Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике, в том числе регулирование его взаимоотношений с бизнесом.

5. Дифференциация PC означает появление государств, достигших значительных успехов в экономическом развитии, вполне сопоставимых с показателями развития индустриально развитых стран. В зависимости от уровня экономического развития специализированные международные экономические организации делят PC на три группы: страны с высокими доходами на душу населения (страны НИС и ОПЕК); страны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Тунис, Уругвай, Парагвай и др.) и наименее развитые страны. В последнюю группу входит большинство стран Тропической Африки, страны Южной Азии и Океании.

6. Демографический фактор. Рост населения большей части PC опережает соответствующие показатели промышленно развитых государств. Это приводит к автоматическому росту потребительского спроса, предъявляющего повышенные требования к объему производства. С демографической проблемой тесно связаны проблемы занятости, бедности и урбанизации.

8. Участие в МЭ и МЭО. Большинство развивающихся стран на мировом рынке по-прежнему представлены как экспортеры первичной продукции сельского хозяйства, сырья и топлива. Эти товары обеспечивают до 70% всей их экспортной выручки, а в странах Тропической Африки — до 90%.

13)Новые индустриальные страны, их особенности.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, достигших значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных наукоемких производств, активно включающихся в международное разделение труда и международную торговлю, развивающих экспортно-ориентированное производство промышленной продукции и сектор услуг.

К группе НИС в настоящее время относят 8 стран: Малайзию, Индонезию, Таиланд и Филлипины (в Юго-Восточной Азии) и Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили (в Латинской Америке).

Выход НИС на передовые позиции в темпах экономического роста правомерно связывают с их последовательной индустриализацией.

Индустриализацию в НИС можно условно разделить на три этапа: первый (50-е – середина 60-х годов) – развитие импортозамещающих отраслей; второй (середина 60-х – начало 80-х годов) – создание экспортного потенциала; третий (80-е – 90-е годы) – развитие наукоемких отраслей. Вместе с тем в азиатских и латиноамериканских НИС эти этапы имели разные временные рамки.

На первом этапе были созданы отрасли легкой промышленности, призванные в условиях нехватки иностранной валюты насытить внутренний рынок.

На втором этапе создание и развитие отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, во многом было обусловлено активным перемещением в НИС из развитых капиталистических стран трудоемких и материалоемких производств. В НИС постепенно формировалась стабильная экономическая структура, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового капиталистического хозяйства.

На третьем этапе наиболее динамично начинают развиваться наукоемкие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, электронная, электротехническая. Характерной чертой этого этапа является рост государственных и частных ассигнований на НИОКР. Постоянно происходит определенная переориентация с выпуска массовой потребительской продукции на наукоемкие отрасли.

Экономическое развитие НИС на всех этапах индустриализации проходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран.

Во всех рассматриваемых странах важнейшим субъектом преобразований выступало государство, которое в рамках структурной политики решало многообразные задачи, и среди них основные:

· целесообразность развития отдельных отраслей и производств;

· последовательность осуществления структурных преобразований;

· контроль за затратами и результатами.

Региональные группы НИС имеют особенности геополитического, социально-экономического и культурного порядка.

14)Примеры нефтеэкспортирующих стран, характерные черты.

Нефтеэкспортирующие страны. К этой группе относятся такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия. Большинство стран этой группы входят в состав организации ОПЕК. Для них характерен очень высокий ВВП из расчета на душу населения. В структуре экономики этих стран преобладают нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая отрасли;
Страны, отстающие в своем развитии. В эту группу входит самое большое число развивающихся стран;
Наименее развитые страны. В Азии к этой группе относятся такие страны, как Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен; в Африке — Мали, Нигер, Чад, Сомали; в Латинской Америке — Гаити. Всего 42 страны образуют эту группу.

15)Подгруппа отстающих в своём экономическом развитии развивающихся стран.

Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические.

В своей экономической политике освободившиеся страны стали исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60-70 годы в большинстве этих стран производились национализация предприятий иностранных монополий и установлением национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов то расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление.

Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.

Государство на первой стадии индустриализации взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем.

В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производство развивающихся стран испытали большой подъем. По данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950-1970 гг. увеличивался на 3% в год

Ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики бывших колоний и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся стран насчитывало 1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).1

Однако за 60-70-е гг. освободившимся странам не удалось преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г.

Такие темпы роста обрабатывающей промышленности значительно отставали от программы разработанной ООН для стран третьего мира на два десетелетия (60-70-е годы). В 70-е годы средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран составили 2,8% против 4%, определенных программой ООН. В результате уменьшился не только фактический рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х годах развивающиеся страны были в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42 млн. т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т.

В условиях быстрого роста населения замедленные темпы промышленного и сельскохозяйственного производства привели к снижению доходов на душу населения.

16)Наименее развитые страны развивающегося мира.

Наименее развитые страны (НРС) - это официальный термин, употребляемый в рамках ООН[1]. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий.

Включение в группу НРС даёт определённые преимущества - льготные условия получения финансовой помощи на нужды развития, преференциальный доступ на рынки, техническую помощь по программам ООН, а также ряд других льгот. В рамках ЮНКТАД действует специальная программа для НРС и издаётся ежегодный доклад об экономическом положении этой группы государств. В ВТО наименее развитые страны пользуются рядом льгот и преимуществ, в частности им предоставлены более длительные сроки реализации отдельных соглашений ВТО.

На 2014г. в категорию НРС входили 47 государств. В 1971 году, когда этот термин начал применяться, в эту группу входило 24 государства[2].

В ходе обзора перечня наименее развитых стран в 2003 году Экономический и социальный совет ООН использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

  • критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение годового ВВП на душу населения за три года (менее 750 долларов США для включения в перечень, свыше 900 долларов США для исключения из перечня);
  • критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: а) питания; b) здоровья; c) образования; и d) грамотности взрослого населения;
  • критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ)

В 2002 году в НРС проживало 11% населения мира. Средний ВВП на душу населения составлял в этих странах 438 долларов. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в них составляла 50 лет.

За 40 лет всего 11 стран смогли выйти из списка наименее развитых стран и войти в список развивающихся (Экваториальная Гвинея, Ангола, Мозамбик, Гайана, Вьетнам, Республика Конго, Мальдивы, Ботсвана, Кабо-Верде, Самоа и Эфиопия).

Большая часть наименее развитых стран расположена в Африке (33 страны), в Азии расположена вторая по численности группа (14 стран), 3 страны расположены в Океании, а одна страна находится в Латинской Америке (Гаити).

Самая бедная страна в мире — Бурунди с показателем ВВП 177 долларов на душу населения.

2-е место: Демократическая Республика Конго — 216 $ на душу населения.

3-е место: Либерия — 226 $ на душу населения.

4-е место: Сьерра-Леоне — 325 $ на душу населения.

5-е место: Малави — 354 $ на душу населения.

6-е место: Того — 364 $ на душу населения.

7-е место: Нигер — 383 $ на душу населения.

8-е место: Мадагаскар — 391 $ на душу населения.

9-е место: Гвинея — 420 $ на душу населения.

10-е место: Джибути — 423 $ на душу населения.

11-е место: Эритрея — 441 $ на душу населения.

12-е место: Центральноафриканская Республика — 468 $ на душу населения.

13-е место: Гамбия — 473 $ на душу населения.

14-е место: Зимбабве — 475 $ на душу населения.

15-е место: Гвинея-Бисау — 497 $ на душу населения.

Стоит отметить, что МВФ при составлении данного рейтинга не учитывал африканское государство Сомали по причине того, что Сомали фактически распалось в результате гражданской войны. По данным ЦРУ, ВВП на душу населения в Сомали около 300 долларов, что соответствует показателям беднейших стран Африки.

Самая бедная страна Азии — Восточный Тимор с показателем ВВП 516 долларов (2014 г.) на душу населения. Также в тройку беднейших стран Азии входит Непал (536 $) и Афганистан (560 $).

Гаити (беднейшее государство Латинской Америки) имеет показатель ВВП 659 долларов на душу населения.

Из европейских государств ни одна страна не входит в список беднейших стран мира, однако если определить самую бедную страну Европы, то ею окажется Молдавия с показателем 2038$ на душу населения. Из бывших советских республик меньшие показатели имеют только страны Средней Азии: Таджикистан (1041 $), Киргизия(1160 $), Узбекистан (2016$).

17)Состав, особенности группы стран с переходной экономикой.

К странам транзитивной или переходной экономики традиционно относят: 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ); 15 республик бывшего СССР; Монголию. Некоторые исследователи относят к данной группе также Китай и Вьетнам, хотя формально они продолжают дело строительства социализма.

В последних документах Статистического отдела ООН применяется следующий список стран переходной экономики: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Сербия, Македония. Такие страны, как Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, в этом случае должны рассматриваться в группе развитых стран, поскольку они приняты в состав ЕС, и в некоторых из них введен евро как валюта.

Такие страны, как Грузия, Армения, Азербайджан, должны относиться к группе развивающихся стран. Однако, как отмечается еще в одном докладе ООН, разбивка по странам в наши дни делается исключительно в статистических и аналитических целях и не обязательно отражает уровень развития страны. В связи с этим группа стран переходной экономики нами рассматривается в традиционном составе, а оценки даются в основном в ретроспективе, с целью углубленного изучения феномена перехода к рыночной экономике.

На долю этой группы стран (без КНР и Вьетнама) приходится около 5 % мирового ВВП, в том числе страны ЦВЕ - не более 2 %, республики бывшего СССР и Монголия - 3 % (в том числе Россия - 1,2 %).Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и, прежде всего, институциональной структуры экономики.Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определяло структуру ВВП, темпы экономического роста. Государственное централизованное планирование, а не рыночный спрос формировало структуру отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции.

Данная система экономического развития по мере исчерпания природных ресурсов в СССР обнаружила свою неэффективность по сравнению с рыночной. Темпы роста в странах «социалистического лагеря» снижались, экономическая эффективность производства была значительно ниже, чем в развитых странах, качество продукции также было низким. Все попытки использовать рыночные механизмы в рамках доминирования централизованного государственного планирования ожидаемого результата не дали, хотя позволили несколько повысить эффективность в некоторых странах (как это было, например, в Венгрии). После краха коммунистической политической надстройки в СССР и странах ЦВЕ трансформация экономического базиса стала неизбежной.

Главное сходство стран переходной экономики заключалось в том, что они имели общие объекты трансформации экономики и сходные методы преобразований. Главный объект трансформации - государственная собственность должна была быть преобразована в негосударственную. Процесс разгосударствления государственной собственности охватил все страны переходной экономики.

Другой важный объект преобразований - ценообразование. Переход от директивного ценообразования к рыночным свободным ценам осуществлялся путем либерализации цен (постепенной или «шоковой»).

Не менее важными объектами преобразований являются также изменение системы управления экономическими процессами, перестройка отраслевой структурыв соответствии с требованиями современной мировой экономики, прежде всего отказ от тотального господства плана в его советском понимании.

Таким образом, специфика стран переходной экономики заключается в том, что экономические системы уже не являются плановыми, но еще не включают все необходимые элементы рыночного хозяйства (развитая банковская и финансовая системы, устойчивая законодательная база, свободно конвертируемая валюта и т. д.).

18)Понятие «региональный конфликт».

Объект региональной конфликтологии – региональный конфликт как особая форма региональной политики.

Далее нам необходимо дать более подробную и развернутую характеристику регионального конфликта.

 

Региональные конфликты – разновидность социальных конфликтов. Социальные конфликты – это конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников***. Таким образом, региональные конфликты – разного рода социальные конфликты, возникающие между участниками, разделенными административной границей в рамках единого государства, и конфликты между центром и регионами.

Региональным конфликтам обязательно присуща пространственная характеристика и вовлечение в них значительного количества людей.

В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии, идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на систему международных отношений.

Региональные конфликты отличаются составом субъектов. Региональные конфликты – это противоречия в ситуациях, когда, по крайней мере, одной из конфликтующих сторон выступает регион (как формальное или неформальное образование).

Региональные конфликты характеризуются определенной динамикой протекания.

 

Корни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое прошлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием.

 

Формирование образа конфликтной ситуации направляется политической элитой с активным использованием СМИ, а также средств и методов информационной войны.

 

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфликтах может протекать в различных формах: идеологическом противостоянии, экономических санкциях, войне и вооруженных конфликтах.

 

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

 

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и носит поэтапный характер. Нередко в их разрешении участвуют международные организации (ООН, ОБСЕ). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием договоров, соглашений, других документов.

 

Место региональных конфликтов в системе социальных конфликтов определяется указанной выше особенностью региональных конфликтов в виде основы их возникновения, к которой могут относиться противоречия как в сфере экономики, так и политики, религии, идеологии и т.п. Таким образом, региональные конфликты по объектам пересекаются с такими видами конфликтов как политические, экономические, этнические, экологические, информационные, духовные.

19)Привести примеры положительных явлений в международных отношениях и конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению

В современных международных отношениях политические конфликты играют особую роль, выступая, одновременно, как специальная форма политического взаимодействия акторов международных отношений и мировой политики, как способ разрешения противоречий и как система, защищающая международные отношения от перегрева, клапан «выпуска пара», направленный на сохранение существующей системы международных отношений (МО).

Уже одно перечисление указанных функций позволяет сделать вывод о том, что современные конфликты встроены в систему МО, несут в ней значительную функциональную нагрузку и создают условия не только для разрушения, но и для развития системы МО, в том числе по пути модернизации и прогресса.

В теории международных отношений политический конфликт определяется как столкновение двух или более разнонаправленных политических сил по поводу власти и осуществления политического управления, обусловленное существованием объективных противоречий в развитии системы МО и вызванное наличием у конфликтующих сторон неурегулированных претензий, взаимоисключающих политических интересов и целей, направленных на сферу международных отношений. Такие конфликты принято называть международными и отделять от немеждународных (внутриполитических) конфликтов, цели, объекты и субъекты которых полностью ограничены рамками политической системы одного, отдельно взятого, государства.

Политические конфликты, затрагивающие основу мировой политической системы, - национальные государства, - носят название политических кризисов. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают сразу несколько государств, остающихся в современном мире главными участниками международных отношений и мировой политики.

Объект политического конфликта, в наиболее широком смысле, - власть и властные отношения, в природе которых и кроются причины возникновения политических конфликтов, в том числе и в системе международных отношений. В более узком смысле объектом политического конфликта может выступать как система политической власти (на глобальном, региональном и национально-государственном уровне), так и ее отдельные компоненты и структуры. На международном уровне в качестве такой системы выступает сама система международных отношений и ее верхняя институциональная надстройка, представленная международными организациями (такими как ООН) и военно-политическими союзами глобального и регионального уровня.

Предмет политического конфликта в международных отношениях - противоречия, возникающие в результате осуществления различными акторами международных отношений функций политического руководства системой МО и управления мировым политическим процессом.

21)Дать определение «монархии», её видов. Назвать государства с монархической формой правления.

История и современность знают разные виды монархий. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают– абсолютная, дуалистическая, парламентская.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. В современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость. Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.

Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного стоя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к
новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и другие государства).

Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет –особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в
Малазийскую федерацию.

20)Дать понятие республиканской формы правления,назвать её виды.Привести примеры республиканских стран.

Более широкое распространение, в сравнении с монархией, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (лат. respublica; res – дело, publicus – общественный, всенародный) – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Признаки республиканской формы государственного правления:

- представительный характер высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

- возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

Основные виды республик:

парламентская; президентская; смешанная (парламентско-президентская).

Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т.е. парламент. К ее признакам относятся следующие:

- парламент – важнейший из органов государственной власти;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);

- в парламентских республиках предусмотрена должность президента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;

- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства.

К парламентским республикам в современном мире относятся – Венгрия, Германия, Италия, Молдова, Чехия, Эстония, Греция и др.

Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – Президента. Это проявляется в том, что президент:

- избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;

- имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;

- соединяет полномочия главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

- при определенном парламентом контроле формирует правительство, ответственное перед ним;

- наделен полномочиями, позволяющими контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.);

- выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом ее единства.

Типичный пример президентской республики – США.

Смешанная (парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:

- в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;

- и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. По мнению отдельных ученых-юристов к числу полупрезидентских республик относится и современная Россия.

22)Что означает «унитарное государство»? Привести примеры таких государств.

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

23)Объяснить понятие «федеративное государство», привести примеры этих государств.

Канада, США, РФ и т. д. и т. п.
ГОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ - Государство, внутреннее строение которого основано не на административно-территориальном делении, а на объединении государств либо территориальных образований с чертами ограниченной государственности. (Федерализм: Энцикл. слов. -М., 1997) Данное понятие федеративного государства охватывает основное его свойство, но не исключает других свойств (сторон, черт, признаков). К примеру, федеративным государством могут быть и автономные образования. В составе федеративного государства могут находиться и федеральные территории, и унитарные части с правом на самоуправление, управляющиеся по-разному. Но все они являются как бы дополнением к главному - субъектами федеративного государства, его составными частями, являются государствами и территориями с ограниченной государственностью. В федеративном государстве непременно действует принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов федерации. В федеративном государстве законодательство обязательно делится на федеральное и субъектов федерации. Составные части федеративного государства имеют свое административно-территориальное деление. В государстве федеративном нет единого и неделимого суверенитета, как его принято определять применительно к государству. Суверенитет в федеративном государстве - явление динамичное. Он может "расщепляться". Часть своего суверенитета федерация передает своим субъектам, а они в свою очередь "делятся" суверенитетами с федерацией. Федерация суверенна не вообще, не во всем, а только в тех пределах, которые установлены для нее в предметах ведения. Во всех вопросах, которые закреплены за федерацией, она суверенна, и э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: