Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Требования ФГОСа: недостаточно только учебника, необходимо использовать методические пособия!
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:
§ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
§ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
§ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
§ построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
• Образовательные цели и результаты рассматриваются с точки зрения деятельной парадигмы;
• С позиций деятельного подхода главной целью обучения и воспитания является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся;
• Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т.е универсальных (метапредметных) действий.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно-образовательной средой:
1) комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2) совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) 3) системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде
Центральное место в современной информационно образовательной среде принадлежит учебно-методическому комплексу(УМК)
ФГОС: информационно образовательная среда (ИОС) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:
· учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях;
· учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; v дополнительной литературой;
· ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Главные проблемы внедрения УМК в практику
• Неготовность (и нежелание) значительной части учителей
• Неготовность системы педобразования к обучению новым педагогическим технологиям
• Неготовность рынка к правильному позиционированию и продвижению нового типа продукта
• Высокая цена
УМК: включает в себя
1. Учебные пособия (Учебник, раб. тетрадь, книги для чтения, хрестоматия);
2. Научная и художественная литература;
3. Методическая литература (тесты, поурочные разработки);
4. Наглядные ср-ва обучения.
Чтобы выбрать УМК надо руководствоваться программой, типом образовательного учреждения, уровнем освоения материала;
Средства обучения истории – это всё многообразие матер. предметов для изучения истории. По характеру они бывают: документ. и худож.; по виду восприятия: зрительные, слуховые, зрительно-слуховые; по способу передачи матер-ла: технические, статичные, динамичные; по организационным формам: демонстрационные, раздаточные.
Наглядные ср-ва обучения:
1. вещественные памятники прошлого (одежда, медали, фотогр.);
2. изобразительно-наглядные пособия (кино, макеты, скульптура);
3. условно-графические наглядные пособия (карты, схемы, графики, диаграммы).
В целом УМК должны обладать следующим набором свойств
1. КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умения делового общения (работа в парах, группах). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала.
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ – это предметно-методические механизмы, обеспечивающие практическое применение получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и20 создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность – это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.
3. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ – новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet- адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации
4. ИНТЕГРАЦИЯ – важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира