Текст четвертого вопроса




Тема 11. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности.

Цель: рассмотреть основные показатели хозяйственной деятельности, характеризующие ее эффективность.

План:

1.Методика оценки эффективности предпринимательской деятельности. Основные цели и задачи экономического анализа и оценка предпринимательской деятельности предприятия.

2. Анализ итогов деятельности – сравнение фактических и плановых показателей, оценка тесноты связи между затратами и результатами.

3. Анализ издержек производства – сравнение с издержками производства конкурентов.

4. Анализ продуктов на рынке сбыта.

5. Анализ конкурентного успеха: качество продукта, доля на рынке, расходы на маркетинг, результаты предприятия.

 

Текст первого вопроса

В деятельности функционирования любого предприятия необходимо сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. По мере усложнения хозяйственного механизма рынка система показателей также становится все более сложной. Все показатели этой системы тесно взаимосвязаны друг с другом, их можно разделить на две основные группы:

- оценочные показатели (прибыль, товарооборот, условно-чистая продукция и пр.);

- показатели издержек производства (затрат на оплату труда, амортизацию, на материально-энергетические ресурсы и пр.).

Главным и определяющим показателем оценки производственной деятельности предприятия в условиях рынка остается прибыль. Проблема лишь в том, как определить размер прибыли на вложенный капитал. В зависимости от принятой методики измерения уровень рентабельности предприятия может существенно меняться.

На размер прибыли предприятия влияет множество как внутренних, так и внешних факторов: темпы инфляции, особенности налогообложения и т.д. Методика определения размера прибыли меняется от отрасли к отрасли, различается на уровне корпорации, ее отделений и т.д.

В целом среди оценочных показателей производственной деятельности можно выделить следующие:

- оборот предприятия (объем продаж, выручка от реализации или товарооборот предприятия);

- валовая прибыль;

- прибыль после уплаты процентов и дивидендов;

- прибыль после уплаты налогов.

Все эти показатели необходимы во внутрипроизводственном управлении для эффективного контроля за производством, финансовым положением и для выработки и принятия решений. Некоторые из перечисленных показателей играют важную роль в разработке системы стимулирования труда на предприятии.

 

Текст второго вопроса

Важным из оценочных показателей является оборот предприятия. Он определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. При измерении оборота предприятия важным считается период, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год), поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Наиболее важно поэтому его измерение в неизменных ценах, но для оперативного учета и текущего планирования оборот может определяться и в текущих ценах

Определение оборота затруднено в крупных предприятиях, особенно конгломератах.

Если вычесть из размера оборота предприятия стоимость покупных сырья, материалов, полуфабрикатов, другие переменные издержки, то получим другой показатель – валовую прибыль (ВП).

Данный показатель (ВП) – один из наиболее распространенных оценочных показателей. В краткосрочном плане пользоваться показателем ВП во всех отношениях удобнее, нежели оборотом предприятия. ВП широко применяется в тех отраслях промышленности, где невелика доля постоянных издержек и велика доля переменных издержек, материально-энергетических затрат в себестоимости продукции. С другой стороны, показатель валовой прибыли в качестве оценочного неприменим в капиталоемких отраслях промышленности, где размер прибыли определяется прежде всего уровнем использования производственного оборудования, уровнем организации производства и слабо подвержен воздействию конъюнктуры цен на сырье, не зависит от экономии материальных затрат. Также ВП не подходит в качестве оценочного показателя для предприятий с подвижной структурой издержек производства, с меняющейся постоянной и переменной частями себестоимости. Основная проблема при расчете валовой прибыли –определение уровня запасов и размеров незавершенного производства. С учетом инфляции эти показатели издержек могут существенно деформировать величину данного показателя в различных компаниях.

Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим "условно-чистую прибыль" предприятия, или, как ее еще называют, прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов.

Данный показатель производственно-хозяйственной деятельности пригоден в качестве оценочного практически для всех сфер бизнеса.

Хотя применительно к мелкому бизнесу условно-чистую прибыль часто смешивают с предпринимательским доходом владельцев предприятий, она является основой для определения премиального фонда для рабочих и служащих.

Добавив к величине условно-чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих и служащих, получаем показатель условно-чистой продукции (УЧП). Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов (покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений, затрат на ремонт и т.п.). При расчете условно-чистой продукции и соответствующих производственных затрат применяются текущие цены. Рост условно-чистой продукции – показатель успешной хозяйственной деятельности вне зависимости от темпов и масштабов инфляции.

Применение на практике этого показателя во многом сходно с использованием валовой прибыли. Но наиболее подходящей сферой его применения считается внедренческий и консультативный бизнес.

Показатель условно-чистой продукции эффективно использовать в отраслях и на предприятиях со стабильной структурой издержек производства, а также УЧП получила широкое применение в качестве основы для определения фонда оплаты труда, особенно в тех отраслях экономики, где численность рабочей силы, трудозатраты и издержки на заработную плату трудно нормировать и контролировать.

При определении условно-чистой продукции главной проблемой, помимо измерения уровня запасов и незавершенного производства, является расчет суммы амортизационных отчислений.

Если из условно-чистой продукции вычесть издержки на заработную плату и проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения. Однако этот показатель (УЧП) не пригоден в качестве оценочного на новых предприятиях, как правило, еще не вышедших не проектную мощность, в также на тех предприятиях, где осуществляются крупные капиталовложения с длительным сроком окупаемости. Неприменим он и в отраслях и на предприятиях с низкой фондо- и энерговооруженностью труда, например, в сфере бытового обслуживания. Сфера применения остальных оценочных показателей ограничена в основном исключительно потребностями бухгалтерского учета.

 

Текст третьего вопроса

Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего планирования и управления производствам, существуют также показатели для стратегического управления:

- для рынка сбыта, контролируемого предприятием;

- качества продукции;

- уровня обслуживания потребителей;

- касающиеся подготовки и переподготовки рабочей силы.

Все эти показатели так или иначе связаны с повышением размера прибыли, получаемой предприятием. Так, увеличение доли рынка непосредственно ведет к росту массы прибыли, получаемой предприятием.

Однако наряду с вышеперечисленными показателями существуют относительные показатели хозяйственной деятельности. Это разного рода коэффициенты, характеризующие эффективность использования различных производственных ресурсов и играющие важную роль в современном бизнесе. Основное их назначение – служить базой для разного рода сопоставлений: межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политики предприятия) и межфирменных (при оценке уровня конкурентоспособности предприятия).

Основной показатель такого рода – индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. Он применяется практически во всех отраслях экономики, за исключением мелкого бизнеса.

Существует два основных метода расчета данного показателя:

1) на базе акционерного капитала предприятия;

2) на так называемой экономической основе.

В первом случае в знаменателе дроби отражается сумма акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенная прибыль предприятия, в числителе – величина полученной прибыли до налогообложения.

Во втором случае знаменатель дроби включает в себя помимо акционерного капитала сумму долгосрочных займов предприятия, а нередко и сумму краткосрочной задолженности, числитель – величину условно-чистой прибыли.

В обоих случаях знаменатель дроби может быть выражен через сумму активов предприятия: в первом – в знаменатель включается стоимость основного и оборотного капитала за вычетом всех видов заемных средств, во втором – основной и оборотный капитал за вычетом только задолженности по текущим счетам. Оба метода определения дохода на вложенный капитал имеют разное назначение. При первом методе при расчете данною показателя в центре внимания находятся интересы акционеров и размер получаемых ими дивидендов. Полученная информация предназначена для использования вне предприятия.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит в объективной оценке достигнутого уровня организации производства и финансовой работы и выявлении резервов – дальнейшего улучшения количественных и качественных показателей.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования. Анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятия отражают:

- обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность;

- состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей;

- состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности;

- оборачиваемость оборотных средств;

- материальное обеспечение банковских кредитов;

- платежеспособность.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей работы, как производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, прибыль предприятия.

Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния проводится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности.

В то же время финансовые затруднения предприятия в условиях рынка, отсутствие средств для современных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения.

Задачами анализа являются общая оценка финансового состояния, проверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

 

Текст четвертого вопроса

Главный фактор, определяющий финансовое положение предприятия, - состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называют денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.

Источники формирования оборотных средств делятся на собственные и заемные. Собственные выделяются на покрытие запасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постоянно находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и временной потребности в средствах, связанной, например, с перевыполнением производственных заданий.

Дальнейшее улучшение финансовых результатов и финансовых показателей работы зависит и от реализации выявленных внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли.

Для определения неплатежеспособности предприятия используется система критериев, базирующихся на оценке структуры баланса предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются коэффициенты:

- текущей ликвидности;

- обеспеченности собственными средствами;

- восстановления (утраты) платежеспособности.

 

 

Текст пятого вопроса

Анализ баланса предприятия производится на основании:

- баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца;

- баланса предприятия за последний период, предоставляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Переход к рынку создал условия для развития предпринимательской деятельности. Перечисленные этапы процесса организации предпринимательской деятельности рассматриваются в неразрывной логической последовательности: планирование продукта и продвижение его на рынке, составление плана его производства, формирование трудового коллектива и организация оплаты труда, управление деятельностью, оценка и анализ его деятельности.

Наметившийся в экономической структуре количественный рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.

Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи современному предпринимательству.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: