ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА




Экономическая функция

Экономическая функция в развитых странах, в ряд основных стала входить во второй половине XX столетия. Теперь государство вмешивается в экономику. Возникла государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

Экономическая функция государства обладает антикризисной направленностью и имеет цель создания социально-ориентированной рыночной экономики, которая учитывает и согласует интересы производителей и потребителей. Это регулируется законодательством о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан. Государство осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

«Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме», говорит автор учебника теории государства и права Хропанюк Валентин Николаевич. Он выделяет следующие направления экономической деятельности современного правового государства: государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, которое выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием, определении стратегии экономического развития общества, обеспечении равных условий для существования различных форм собственности, финансировании программ промышленных и научных исследований, выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства и т.д.

В настоящее время в теории функций современного Российского государства вновь наступает период переосмысления и уточнения устоявшихся положений. Эту мысль выражает в своей статье Ольга Борисовна Купцова. Автор рассматривает экономическую функцию как основное комплексное направление деятельности государства в сфере экономических отношений, которое осуществляется с целью формирования и развития полноценной рыночной экономики, способной обеспечить все для нормально уровня жизни населения и развития различных институтов государства.

Экономическая функция, это так же функция в которой полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. Государство нередко выступает собственником предприятий и транспорта, средств и учреждений связи, земли, недр, сосредотачивает в своих руках значительную массу ссудного капитала.

Бондарева Елена Анатольевна, в своей статье, о влиянии глобализационных процессов на содержание экономической функции, пишет о том, что «указанная функция занимает ведущее положение среди других функций, так как производство, обмен и распределение материальных благ находят преимущественно правовое опосредование, а эффективное развитие и функционирование экономики является основой для достижения целей, стоящих перед правовой системой и обществом в целом и юридической практикой в частности».[3] Автор выделяет целый ряд подфункций, которые государство призвано выполнять в рамках единой экономической функции. Это такие подфункции как:

1) установление и обеспечение стабильности экономической деятельности;
2)разгосударствление и приватизация имущества;
3)защита права собственности;
4)пресечение недобросовестной конкуренции;
5)поддержка предпринимательства и обеспечение эффективного взаимодействия политической и хозяйственной власти;
6)формирование инфраструктуры рыночного хозяйства;
7)содействие приведению организационных структур, механизмов управления государственных и частных предприятий;
8)реализация государственных программ социально-экономического развития;
9)определение и реализация приоритетов в промышленной, научно-технической, структурной и т.п. политике государства в целях обеспечения экономической безопасности страны;
10)создание системы экономического мониторинга субъектов (группы субъектов)Российской Федерации.

В содержании этих подфункций формируются цели для каждой из них и их осуществление находится в приоритете по отношению к другой деятельности государства.
В данной статье содержится информация о том, что за два последних десятилетия в России в сфере экономической функции произошли значительные изменения. К примеру, если в 1998-1999 гг.
в большей или меньшей степени Президент России уделял внимание развитию конституционных принципов основ экономического строя нашего государства (ст. 8 Конституции РФ). Так, в 2000 г. ключевыми задачами были определены обеспечение единого экономического и правового пространств, защита экономической свободы. В дальнейшем глава государства указывает на приоритет модернизации экономики и технологического развития для государства. Они являются ключевыми для выхода на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности и др.

Таким образом, к выше названным подфункциям экономической функции можно отнести и модернизацию экономики.

Особое место в осуществлении экономической функции принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.

Социальная функция

Социальная функция является второй по значимости после экономической.

Многие государства характеризуют себя как социальное, которое представляет собой тип государства, стремящееся создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях, осуществляет поддержку многодетным семьям, неполным семьям, сиротам, а в условиях межнациональных конфликтах-беженцам и вынужденным переселенцам.

Так, к примеру, в статье 39 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом».

Социальная защищенность-это важная часть функции. «Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждому на свободу труда, занятости трудоспособного населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены и др.».[4]

Государство, осуществляя социальную функцию, обеспечивает социальную справедливость и равные возможности всех граждан вести обеспеченную и достаточную жизнь.

Так, статья 7 действующей Конституции РФ устанавливает:

«1. Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Функция проявляется в таких действиях государства как, выделение средств на здравоохранение, строительство жилья, охрану труда, осуществление поддержки семьи, материнства, отцовства, развитие системы социальных служб.

Задачами социальной функции является создание и стабильное обеспечение достаточно высокого жизненного уровня всего населения страны.

«Среди комплекса мер, которые должны быть осуществлены в рамках социальной функции государства РФ можно назвать следующие:

· Создание дополнительных рабочих мест и снижение тем самым уровня безработицы в стране;

· Повышение выплат по безработице или, что более эффективно, введение страхования по безработице;

· Значительное повышение минимального размера оплаты труда, пенсий;

· Введение всеобщего медицинского страхования и тем самым последующей бесплатной медицинской помощи;

· Развитие сети санитарно-курортных и оздоровительных учреждений;

· Обеспечение дешевого или бесплатного общего и профессионального образования».[5]

 

Реализация этих мер-очень длительный процесс, и от него зависит степень развития социальной функции государства РФ.

Для выполнения социальной функции, государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы и др. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан. Доктор экономических наук, профессор Юрий Князев считает, что: «Деятельность государства направлена на обеспечение всеобщих интересов граждан, не всегда совпадающих с их индивидуальными интересами».
Вопрос о рассмотрении, изучении социальной функции очень актуален. Многие авторы рассматривают происхождение, развитие, содержание, назначение функции и др. Одна из статей журнала «Вестник», автор, которой Олейникова Светлана Сергеевна повествует о становлении социальной функции.

Выделены следующие этапы становления социальной функции российского государства:
1. XVII - первая половина XVIII века. Для данного этапа характерно появление эпизодических распоряжений высшей власти, которые направленны на решение отдельных социальных проблем некоторой части населения. Распоряжения не всегда имели законодательную форму. На этом этапе забота о населении не воспринималась государством как важнейшая часть внутренней политики.
2. Вторая половина XVIII - первая половина XIX века. На данном этапе происходит зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формируются специальные государственные органы, регулирующие социальные вопросы. Социальное законодательство еще пока не закрепляет социальные права большинства населения. На указанном этапе социальная функция государства начинает восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности населения к правящему режиму.
3. Вторая половина XIX - начало XX века. Система социального законодательства существенно изменяется, исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) начинает восприниматься высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.
4. В советский период (октябрь 1917 г. -1991 г.) Социальная функция приобретает особое значение. Широкий спектр социально-экономических прав (право на труд, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др.) получал закрепление в конституциях СССР 1936 г., 1977 г., конституциях союзных и автономных республик. Так, по Конституции СССР 1936 г. граждане имели право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, право на ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

5. Период становления в нашей стране социального государства на демократических принципах, который начался в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает становление приоритета социальной функции государства, по отношению к другим функциям. В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В итоге данная статья во многом определяет выделение особой функции государства - социальной функции.
С течением времени содержание задачи государства в данной функции постепенно претерпевает изменения. Социальная функция перестает быть бременем только государства и подразумевает активное содействие самих граждан в ее осуществлении.
Исходный мотив появления этой функции - коллективный интерес различных социальных групп. В основном его содержание должны составлять интересы всех социальных групп для обеспечения социальной стабильности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: