Дом Учителя Уральского федерального округа
IX Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Научный руководитель проекта по предмету: Мосин Алексей Геннадьевич, профессор кафедры истории России исторического факультета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, доктор исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область
Автор – составитель заданий: Огоновская Изабелла Станиславовна, доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ (лицея) Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область
Рецензент: Старкова Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ Гимназия № 94, г. Екатеринбург, Свердловская область.
История 10 класс
Проводится в честь Валентина Лаврентьевича Янина, российского историка,
археолога, доктора исторических наук, академика РАН
Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область Образовательное № учреждение | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий на общую эрудицию (1 – 5), оцениваемых в 1 балл.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В этой части представлены задания, связанные с темами курсов всеобщей и отечественной истории XX века.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20) по всему курсу всеобщей и отечественной истории, изучаемому в основной школе, оцениваемых в 5 баллов.
Часть 4 состоит из 4-х наиболее сложных заданий по всеобщей и отечественной (21 — 24) и одного задания (25), посвященного историку В.Л. Янину, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Часть 1. Задания 1 — 5. Каждое задание оценивается в 1 балл (общая сумма — 5 баллов). В заданиях 1 — 5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1.Специальная историческая дисциплина, изучающая печати в качестве исторического источника:
1) бонистика
2) фалеристика
3) сфрагистика
4) нумизматика
5) геральдика
2.Наше государство — Российская Федерация — НЕ входит в состав международной организации:
1) ООН
2) ВТО
3) Совет Европы
4) НАТО
5) БРИК
3. Выберите из предложенного ряда девиз, относящийся к Олимпийским играм:
1) Через тернии к звездам!
2) Вперед к вершинам!
3) Все выше, и выше, и выше!
4) Быстрее, выше, сильнее!
5) Вперед, навстречу победам!
4. Выберите государство, численность населения которого больше численности населения России:
1) Канада
2) Индия
3) Франция
4) Испания
5) Япония
5. Цвета флага Российской Федерации схожи с цветами флага:
1) Италии
2) Франции
3) Испании
4) Германии
5) Китая
Блок 2. Задания 6 — 10. Каждое задание оценивается в 3 балла (общая сумма — 15 баллов). В заданиях 6 — 10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Выберите три слова, однокоренные со словом «колонизация»:
1) колонна
2) колонизатор
3) колонист
4) колонок
5) колония
6) аколон
7. Выберите названия народов, занимающие в настоящее время первые три места в России по численности населения:
1) башкиры
2) чуваши
3) русские
4) татары
5) украинцы
6) чеченцы
8. Выберите трех россиян — нобелевских лауреатов:
1) И. Мечников
2) И. Сеченов
3) И. Павлов
4) Ж. Алферов
5) А. Попов
6) Н. Зинин
9. Либерал — это человек, который выступает за:
1) разделение трех ветвей власти
2) решение проблем эволюционным путем
3) свободу частного предпринимательства
4) ограничение гражданских прав и демократических свобод
5) ограничение полномочий представительных органов власти
6) расширение революционных форм борьбы
10. Выберите деятелей культуры, являющихся представителями первой волны русской эмиграции:
1) М. Булгаков
2) А. Блок
3) Ф. Шаляпин
4) И. Бунин
5) И. Бабель
6) С. Рахманинов
Часть 3. Задания 11 — 20. Каждое задание оценивается в 5 баллов (общая сумма — 50 баллов).
Задания 11 — 15. Соотнесите содержание правого и левого столбцов.
11. Соотнесите событие и дату:
Событие | Дата |
1. Первая Балканская война | A) 1899 год |
2. Начало Второй мировой войны | B) 1990 год |
3. Гаагская конференция | C) 1912 — 1913 годы |
4. Карибский кризис | D) 1939 год |
5. Объединение Восточной и Западной Германии | E) 1962 год |
12. Соотнесите фразу и имя ее автора:
Фраза | Автор |
1. «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия». | A) И.В. Сталин |
2."Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут". | B) В.К. Плеве |
3. «Революционному народу остается решить много серьезнейших боевых задач, чтобы довести революцию до действительной и полной победы». | C) П.А. Столыпин |
4. «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». | D) Н.С. Хрущев |
5. «Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас закопаем!» | E) В.И. Ленин |
13. Соотнесите имя руководителя государства и страну, которую он представлял:
Имя | Страна |
1. В. Гавел | A) Франция |
2. И. Б. Тито | B) Испания |
3. Ш.де Голль | C) Югославия |
4. Ф. Франко | D) ФРГ |
5. К. Аденауэр | E) Чехия |
14. Соотнесите понятие и его определение
Понятие | Определение |
1. Авторитаризм | A) способ управления государством, экономикой, предприятием, основанный на сосредоточении власти в руках у одного лица. |
2. Тоталитаризм | B) вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. |
3. Автократия | B) политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение). |
4. Охлократия | D) форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. |
5. Теократия | E) политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества. |
15. Соотнесите автора и его произведение:
Автор | Произведение |
1.В. Мурадели | A) «Доктор Живаго» |
2. Б. Пастернак | B) «Рабочий и колхозница» |
3. В. Мухина | C) «Великая дружба» |
4. И. Пырьев | D) «Утомленные солнцем» |
5. Н. Михалков | E)«Свинарка и пастух» |
Задания 16 — 20. Укажите правильную последовательность представленных позиций.
16. Расположите изображения в правильной хронологической последовательности:
17. Расположите события всеобщей и отечественной истории в правильной хронологической последовательности:
1) образование КНР
2) образование СССР
3) принятие первой Конституции СССР
4) принятие СССР в Лигу Наций
5) создание ООН
18. Расположите понятия в последовательности их появления в советском обществе:
1) враг народа
2) диссидент
3) безродный космополит
4) демократ
5) троцкист
19. Расположите памятники культуры в порядке их появления:
1) храм Василия Блаженного
2) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
3) «Поучение» Владимира Мономаха
4) памятник Петру I на Сенатской площади
5) здание МГУ
20. Расположите в правильной последовательности американских президентов:
1) Рональд Рейган
2) Теодор Рузвельт
3) Дуайт Эйзенхауэр
4) Франклин Делано Рузвельт
5) Билл Клинтон