ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»
«К защите допустить»
Ректор
д.э.н., профессор ______________ И.Г. Акперов
«_____» ________________2016 г.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: «_____________________________________________________» | |
БР ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП) 37.03.01.3.XXX.16 | |
Студент | |
(фамилия, имя, отчество) | |
Руководитель | Петренко Елена Анатольевна |
(фамилия, имя, отчество) к.ф.н. | |
(ученая степень, ученое звание, подпись) | |
Руководитель Академии Управления | |
Пивоваров Игорь Владимирович | |
(фамилия, имя, отчество руководителя) к.э.н., доцент | |
(ученая степень, ученое звание, подпись) Зав. кафедрой «Психология и управление персоналом» | |
Пищик Влада Игоревна | |
(фамилия, имя, отчество) д.псх.н., доцент | |
(ученая степень, ученое звание, подпись) |
Ростов-на-Дону
Содержание
Введение.
1 проблема профессионально-важных качеств личности начинающих предпринимателей..
1.1 Понятие и сущность профессионально-важных качеств личности в психологии
1.2 Профессионально-важные качества руководителя предприятия.
1.3 Особенности профессионально-важных качеств руководителя.
1.4 Выводы по первой главе.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ профессионально-важных качеств НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ..
2.1 Организация исследования. Характеристика выборки и описание организации
2.2 Результаты исследования.
2.3 Статистический анализ результатов исследования.
2.4 Выводы по второй главе.
3 Программа развития профессионально-важных качеств личности НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ..
3.1 Психологическое сопровождение профессионального роста руководителей
3.2 Содержание программы развития профессионально-важных качеств начинающих предпринимателей.
3.3 Выводы по третьей главе.
заключение.
Список использованных источников..
Введение
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, активным развитием предпринимательства в России, которое решает следующие социально-экономические проблемы: создает новые рабочие места и способствует развитию рыночных отношений в сфере торговли и услуг; с другой – тем фактом, что процесс вовлечения людей в бизнес носит пока несистемный характер. Это приводит к тому, что в малый и средний бизнес приходят непригодные для предпринимательской и руководящей деятельности люди, часто не имеющие специальных знаний в данной сфере. Вместе с тем, в настоящее время не на государственном уровне до совершенства еще не разработана системная программа поддержки предпринимательской деятельности, которая бы охватывала весь процесс, начиная от определения профессиональной пригодности человека; выбора им подходящей сферы будущей деятельности; получения, если необходимо, специальных знаний и последующего сопровождения и консультирования специалистами начинающего предпринимателя и руководителя.
Таким образом, в нашей стране существует актуальная социально-психологическая задача создания долговременных программ социально-психологической поддержки, психологического сопровождения, отбора и обучения начинающих предпринимателей. Для решения данной задачи становится значимым психологическое исследование профессионально-важных качества начинающих руководителей.
Определяя степень научной разработанности проблемы, необходимо отметить, три исходных момента: во-первых, значимость этой проблемы в системе психологического знания объясняет возникновение в последние годы нового научного направления, названного психологией предпринимательства; во-вторых, исследование психологических аспектов деятельности руководителей выходит на одно из важных мест в психологии труда, и других смежных отраслей психологической науки; в-третьих, увеличение числа публикаций по данной теме в последние годы, что свидетельствует об увеличении интереса к этой проблеме.
В отечественной психологии активно изучаются различные аспекты руководства, и, прежде всего, особенности личности руководителей: когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер (Малахов С, Заславская Т.И., Красовский Ю.Д., Ромазан И.В. и др.); этнокультурные и региональные особенности российских предпринимателей (Позняков В.П., Титова О.И., Журавлев А.Л. и др.); реализация компетентностного подхода к изучению управленческой деятельности (Свенцицкий А.Л..); уровень притязаний и оценки собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности, исследования основных видов делового взаимодействия предпринимателей, таких как партнерство и конкуренция, в том числе и с государством (Журавлев А.Л., Позняков В.П.).
При этом главное противоречие по данной проблеме, во-первых, заключается в том, что разные авторы выделяют различные списки черт личности предпринимателей, наличие которых не гарантирует успешности их предпринимательской деятельности. Во-вторых, в том, что большинство современных исследований личности и деятельности фермеров проведено в США и европейских странах, результаты которых применять в России не совсем корректно.
Существующая организационно-психологическая проблема и описанные выше противоречия обусловили выбор темы бакалаврской работы «Разработка программы развития профессионально-важных качеств личности начинающих предпринимателей».
Цель:изучить личностные качества начинающих предпринимателей, обеспечивающие успешность их профессиональной деятельности, и разработать программу развития их профессионально-важных качеств.
Предмет исследования: профессионально-важные качества начинающих предпринимателей.
Объект исследования: начинающие предприниматели Азовского района, Ростовской области.
Задачи исследования.
Теоретические.
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной литературе по профессионально-важных качеств личности начинающих предпринимателей.
2. Конкретизировать личностные качества, обеспечивающие успешность деятельности начинающих предпринимателей.
Методические.
3. Подобрать методический инструментарий для исследования профессионально-важных качеств личности начинающих предпринимателей.
Эмпирические.
4. На основании анализа результатов эмпирического исследования определить личностные качества начинающих предпринимателей.
5. Выявить существует ли связь между личностными особенностями руководителей, их ролевыми предпочтениями и успешностью их деятельности.
6. Разработать программу развития профессионально-важных качеств личности начинающих предпринимателей.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессионально-важные качества начинающих предпринимателей с различным уровнем успешности их предприятий на рынке услуг и труда будут значимо отличаться.
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение проблемы профессионально-важных качеств личности предпринимателей.
Эмпирические методы: диагностический метод при помощи следующих методик исследования:
– КОТ Краткий отборочный тест (отечественная модификация теста Вандерлика (Бузин В.Н., 1992).
– Результаты Методики исследования терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича.
– Методика оценки степени готовности к риску Шуберта, методика изучения мотивации к успеху Т. Элерса, методика изучения мотивации избегания неудач Т. Элерса для изучения особенностей мотивации фермеров;
– Результаты исследования по методике изучения стилей руководства А.Л. Журавлева.
– 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела.
Методы математической статистики: метод описательной статистики, корреляционный анализ с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании результаты позволяют определить основания, помогающие оценивать и прогнозировать результаты деятельности начинающих предпринимателей, разрабатывать образовательные программы по повышению их квалификации и успешности в предпринимательской деятельности.
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. – М.: Академия, 2010 – 240 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Анисимов О.С, Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. Учебное пособие. М.: Априори, 2005. – 268 с.
4. Батарцев А.В. Организаторские и коммуникативные качества
личности. – М.: Регадис, 2008. – 108 с.
5. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная
нелинейная система. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 332 с.
6. Бузин В. Н. Краткий отборочный тест. – М.: «Смысл», 1992 – 10 с.
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 224 с.
8. Вербина Г.Г. Роль предпринимательского творчества в развитии экономики // Вопросы экономики. – 2007. - №2. – С. 24-29.
9. Виханский О.Г., Наумов А.И. Менеджмент: стратегия,
организация, процесс. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 112 с.
10. Вудвок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – СПб.: Речь, 2011. – 320 с.
11. Грейсон Д.К., О'Дейл К.М. Американский менеджмент на пороге 21
Века. – М.: Экономика, 1999. – 187 с.
12. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты
профессиогенеза // Психологический журнал. – 2008. – 34. – С.80-87.
13. Журавлев А.Л. Психология управления совместной деятельностью. Новые направления исследований [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л., Нестик Т.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2010.— 248 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15611. (Дата обращения 12.01.2016).
14. Гительмахер Р.Б. Психология отношений подчиненных к руководителю. – М.: Издательство МГУ, 2006. – 149 с.
15. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности – М.: Издательство МГУ, 2011. – 208 с.
16. Кабаченко Т.С. Психология управления – М.: Академия, 2006. – 334 с
17. Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности – М.: Академия, 2011. – 341 с
18. Климов Е.А. Психология профессионала. – М-Воронеж: Издательство ИППИ, 2006. – 400 с.
19. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Экономика, 1998. – 279 с.
20. Козлов В.В. Психология управления [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 353 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/18337.— ЭБС «IPRbooks». (Дата обращения 27.12.2015).
21. Козлов В.В., Морогин В.Г., Трофимова И.П. Роль активных
методов обучения в динамике креативности молодых руководителей
//Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С.44-45.
22. Колпанчиков В.В. Человеко-центрированный подход в практике
психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С.49-56.
23. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М.: Инфра-М,
2007. – 182 с.
24. Крупенко О.В. Процедура и результаты исследования социально-психологических проблем фермеров. // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки». – 2014. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://apriori-journal.ru/seria1/1-2014/Krupenko.pdf (Дата обращения 16.12.2015).
25. Макшанов СИ. Тренинг в психологическом обеспечении
профессиональной деятельности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тезисы докладов научной конференции ИП РАН. - М.: 2007, - С. 147-149.
26. Малахов С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения // Экономические науки. - 2011. - № 7. - С.51-58.
27. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 143 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС «IPRbooks» (Дата обращения 23.12.2015).
28. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Просвещение,1996. – 316 с.
29. Марсанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Инфра-М,2014. – 208 с.
30. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 213 с.
31. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / под ред А.Л. Журавлева и др. М.: Смысл,2000. – 427 с.
32. Михайлов Г.С., Тальников Р.В. Роль ценностных ориентаций в
процессе формирования управленческой команды // Вопросы психологии. – 2011. - №5. – С.32-37.
33. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С.85-90.
34. Назаров В.И., Гительмахер Р.Б., Никифорова Н.А.
35. Общая психодиагностика (основы психодиагностики,
немедицинской психотерапии и психологического консультирования). - М.: Издательство МГУ, 1997. – 417 с.
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989. – 216 с.
37. Пономарева Е.А. Управление процессом профессионального
развития личности руководителя. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 169 с.
38. Профориентационный портал Московской области «Мой ориентир». [Электронный ресурс]. Http: мой-ориентир.рф/энциклопедия-профессий/1428
39. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Издательство ИППИ, 2006. – 317 с.
40. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» //
Вестник МГУ, Серия 14. «Психология». – 2009. – №3. – с.60-67
41. Ромазан И.В. Психологические особенности предпринимателя как
субъекта деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 265 с.
42. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л: ЛГУ, 1986. – 215 с.
43. Толочек В.А. Стилевые характеристики и взаимодействие руководителей в управленческой структуре // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». – 2005. – №3. – С.62-68.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Инфра-М, 2013. – 336 с.
45. Федотов С.Н., Юклянюк В.В. Психология профессии. – М.: Смысл, 2010. – 152 с.
46. Фонарев А.П. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С.88-93.
47. Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Академия, 1999. – 315 с.