Контроль за самостоятельной работой студента




Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Данная дисциплина связана с курсами «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования» и др.

Целями освоения дисциплины являются: формирование системы теоретических знаний об инновационных процессах в сфере образования и умений использовать современные инновационные технологии в сфере образования.

Необходимой базой для ее изучения являются знания студентов:

- об основных общенаучных характеристиках исследования в области образования;

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития системы образования, психологической и педагогической науки;

- об особенностях содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

- об основных теоретических подходах, современных концепциях воспитания и обучения;

- о закономерностях, принципах, содержании и структуре целостного педагогического процесса;

- о целях, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитания и обучения

Освоение данной дисциплины может помочь студентам при прохождении производственной и преддипломной практик, выполнении научно-исследовательской работы, изучении дисциплин вариативной части.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)  
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · сущность и структуру инновационного процесса; типы педагогических нововведений; основы создания инновационных проектов и моделей в образовательном учреждении; Уметь: · принимать решение в нестандартных ситуациях, возникающих при внедрении нововведений, нести ответственность за принятые решения; · анализировать продукты инновационной деятельности; Владетьнавыками: · проектирования и реализации педагогических нововведений Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)    
  Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2)  

 

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Педагогическая инноватика Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании. Объект и предмет педагогической инноватики. Сущность педагогической инноватики. Задачи педагогической инноватики. Методологические основания педагогической инноватики. Основные понятия педагогической инноватики: новое, новизна, новшество, инновация, нововведение, инноватика, инновационная деятельность, инновационная идея, инновационная программа, инновационная доктрина, педагогическая инновация, педагогическая инноватика, инновационное обучение, инновирование. Типы педагогических нововведений Механизм реализации педагогических инноваций.
2. Инновационный образовательный процесс.   Сущность и структура инновационного процесса. Инновационная образовательная деятельность. Проектирование и реализация педагогических нововведений Факторы, препятствующие нововведениям. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.
3. Модернизация и эксперимент в образовании.   Научное обоснование широкомасштабных нововведений в образовании. Цели нововведений. Проектирование нового содержания образования. Структура педагогического эксперимента. Цели эксперимента. Уровни эксперимента. Гипотеза эксперимента. Задачи эксперимента. Диагностика результатов эксперимента. Педагогические инновации в рамках научных школ.
4. Инновационная деятельность в образовательной организации.   Инновационные дидактические идеи. Типология инновационных систем обучения в авторских школах. Нововведения на уровне дидактической концепции. Нововведения в учебном процессе. Нововведения в учебном курсе. Метапредметный характер учебной деятельности. Нововведения в традиционной школе. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательной организации. Инновационная деятельность педагога

 

 

Основная учебная литература

Основная литература, имеющаяся в библиотеке ЧГУ:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2007. - 567 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-7695-3712-4.

2. Шмырёва, Н.А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами: учебное пособие / Н.А. Шмырёва; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 108 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1687-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278517 (27.11.2015).

Дополнительная литература, имеющаяся в библиотеке ЧГУ:

1. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 255 с. - (Высшее профессиональное образование: педагогические специальности). - Библиогр.: с.254. - ISBN 978-5-7695-4672-3.

2. Инновационные процессы в системе начального образования /. - М.: Прометей, 2012. - 212 с. - ISBN 978-5-4263-0128-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 (27.11.2015).

3. Инновационная деятельность в системе образования /. - М.: Перо, 2011. - 306 с. - ISBN 978-5-91940-110-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232097 (27.11.2015).

 

 

Учебники, учебные пособия

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

3. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2005

Дополнительная литература, дидактические материалы

Дополнительная литература

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

3. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – С.3-10

4. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994

5. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. – М., 1992

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994

7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. – М., 2004

8. Лазарев В.С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. - № 4. – С.15-20

9. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992

10. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

11. Нейматов Я.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. – М., 2002

12. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М., 1993

13. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: изд-во «Магистр», 1997

14. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003*

15. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

16. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

18. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991

Словарно-справочные издания

1. Болотова Е.Л. Правовой статус учителя: Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения. – М., 2004

2. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 *

4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004

 

Примечание: Литература, отмеченная в списке значком *, имеется в 720 каб.

 

Периодические издания

Вестник образования*

Воспитание школьников*

Директор школы

Завуч

Завуч начальной школы

Народное образование*

Начальная школа плюс до и после.*

Начальная школа.*

Педагогика*

Первое сентября.

Примечание: периодические издания, отмеченные в списке значком *, имеются в библиотеке ЧГУ.

 

Материально-технические оснащение дисциплины

 

Компьютерный класс (827 каб.);

кафедральное мультимедийное оборудование.

Сайты:

Официальный сайт Правительства РФ http: // www.government.ru.ru

Учительская газета http: // www.ug.ru

Российская газета http: // www.rg.ru

РИА Новости http: // www.rian.ru

Все образование http: // www.alledu.ru

Первое сентября http: // www.1september.ru

Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru

Российское образование http: // www.portal.edu.ru

Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib

Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru

Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp: www.iro.yar.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ htpp: www.ed.gov.ru

Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru

Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru

Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru

Журнал «Образование и общество» htpp: www.education.recom.ru

Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp: www.openworld.ru

Очная форма обучения

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
  Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании  
  Основные понятия педагогической инноватики  
  Сущность и структура инновационного процесса и инновационной образовательной деятельности  
  Итого:  

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов
  Типы педагогических нововведений  
  Проектирование и реализация педагогических нововведений  
  Модернизация образования  
  Эксперимент в образовании  
  Педагогические инновации в рамках научных школ  
  Инновационная деятельность в образовательном учреждении  
  Инновационная деятельность педагога  
  Итого:  

Заочная форма обучения

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
  Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании  
  Итого:  

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов
  Основные понятия педагогической инноватики и типы педагогических нововведений  
2-3 Сущность и структура инновационного процесса и инновационной образовательной деятельности. Модернизация образования  
2-3 Проектирование и реализация педагогических нововведений. Эксперимент в образовании  
  Инновационная деятельность в образовательной организации. Инновационная деятельность педагога  
  Итого:  

 

 

Тема 1

Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании

 

  1. К истории введения инноватики в образование.
  2. Причины развития педагогической инноватики.
  3. Объект и предмет педагогической инноватики.
  4. Сущность педагогической инноватики.
  5. Задачи педагогической инноватики.
  6. Методологические основания педагогической инноватики.

 

Задания

  1. Обоснуйте, почему нельзя обойтись традиционными науками – педагогикой, дидактикой, психологией для того, чтобы разрабатывать и внедрять в образование новшества? Для чего необходима отдельная наука, специально изучающая инновации в образовании, - педагогическая инноватика?
  2. Сопоставьте позиции В.С. Лазарева и А.В. Хуторского при формулировании объекта и предмета педагогической инноватики. Для каждой позиции приведите аргументы «за» и «против».
  3. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования, его проектирования и реализации: ученика, педагога, ученого, методиста, директора образовательного учреждения, министра образования. Как педагогическая инноватика может обеспечить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?
  4. Приведите примеры двух образовательных инноваций, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности? Если да, то какие? Обоснуйте, что это именно закономерности, а не случайные повторения.
  5. Какие задачи педагогической инноватики вы можете сформулировать в отношении происходящих в Вологодской области образовательных инноваций?

 

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

2. Нейматов Я.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. – М., 2002

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

6. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

 

Тема 2

Основные понятия педагогической инноватики

 

  1. Новое, новизна.
  2. Новшество.
  3. Инновация, нововведение.
  4. Инноватика.
  5. Инновационная деятельность.
  6. Инновационная идея.
  7. Инновационная программа.
  8. Инновационная доктрина.
  9. Педагогическая инновация.
  10. Педагогическая инноватика.
  11. Инновационное обучение.
  12. Инновирование.

 

Задания

1. Приведите аргумент «за» и «против» того, чтобы понятие «нововведение» считать синонимом понятия «инновация».

2. Всякие ли изменения в обучении являются нововведениями? Приведите примеры различных изменений в обучении, предложите их классификацию.

3. Проведите сопоставительный анализ основных понятий педагогической инноватики.

 

Литература

1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

3. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

Тема 3

Сущность и структура инновационного процесса и

инновационной образовательной деятельности

 

  1. Понятие «инновационный процесс».
  2. Структура инновационного процесса.
  3. Понятие «инновационная образовательная деятельность».
  4. Учебная, педагогическая и методологическая деятельность в инноватике.
  5. Функции субъектов инноваций.

 

Задания

1. Изобразите схематично структуру инновационного процесса.

2. Соотнесите и проанализируйте понятия «инновационный процесс» и «инновационная образовательная деятельность».

3. Выпишите функции субъектов инноваций и дайте каждой из них характеристику, оформите работу виде таблицы в тетради.

4. Разработайте «Концепцию модернизации российского образования на 2020 г.».

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

4. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – С.3-10

5. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994

7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. – М., 2004

8. Лазарев В.С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. - № 4. – С.15-20

9. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992

10. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М., 1993

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991

 

 

Тема 4

Типы педагогических нововведений

 

  1. Понятие типологии педагогических нововведений.
  2. Классификации и типологии нововведений по разным основаниям.
  3. Механизм реализации педагогических инноваций.

 

Задания

1. Является ли наличие разных типологий педагогических нововведений показателем недостаточного развития педагогической инноватики?

2. Рассмотрите образовательную рефлексию учащихся с точки зрения типологий педагогических нововведений. Чем по отношению к каждому классу она является? Можно ли рассмотреть ее как периодическое, локальное и радикальное нововведение? Аргументируйте свой ответ.

3. Предложите типологию педагогических нововведений, наиболее удобную: а) для педагога; б) директора образовательного учреждения; в) начальника департамента образования области.

4. Опираясь на собственную практику, составьте перечень проблем или трудностей, которые связаны с обучением. Выберите одну из проблем и предложите свое педагогическое новшество, направленное на ее решение. Опишите это новшество в терминах дидактики и методики обучения.

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

3. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – С.3-10

4. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994

5. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. – М., 1992

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994

7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. – М., 2004

8. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

9. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

10. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991

 

 

Тема 5

Проектирование и реализация педагогических нововведений

 

  1. Проектирование инновационного обучения.
  2. Общая технология нововведений.
  3. Конструирование нововведений.
  4. Технология развития педагогических нововведений.
  5. Этапы инновационной педагогической деятельности.
  6. Формы представления педагогических новшеств.
  7. Нововведение как форма управления развитием образовательных систем.
  8. Жизненный цикл педагогических инноваций.
  9. Факторы, препятствующие нововведениям.
  10. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.

 

Задания

  1. Чем инновационный процесс отличается от образовательного процесса?
  2. Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора образовательного учреждения. Руководителя департамента образования. Сравните эти этапы.
  3. Обоснуйте, чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
  4. Какие этапы проектирования и реализации педагогических инноваций являются ключевыми в обеспечении успеха?
  5. Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых определяется отношением к ним субъектов инноваций – учащихся.
  6. Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.
  7. Распределите известных вам педагогов (выберите примерно 10 человек) в соответствии с классификацией субъектов инноваций, определяющей отношение педагогов к нововведениям.
  8. На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения (мозговой штурм, гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению: «Это у нас уже есть» и т.п. Приведите для каждого фактора свои контраргументы.
  9. На основе самоанализа собственного участия в той или иной инновационной образовательной деятельности опишите: а) свои роли и позиции по отношению к инновациям; б) трудности в осуществляемой деятельности и их возможные причины; в) средства и способы, с помощью которых вы преодолевали инновационные трудности и проблемы.
  10. Проанализируйте постоянство или непостоянство ваших позиций по отношению к разным инновациям в области образования. Почему одни инновации принимаются, а другие нет?

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

4. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994

5. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992

6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. Пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород, 2004

7. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

8. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003*

9. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

10. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991

 

 

Тема 6

Модернизация образования

 

  1. Заказчики нововведений.
  2. Цели нововведений.
  3. Национальный проект «Образование».
  4. Анализ нововведений в общеобразовательной школе.
  5. Проектирование нового содержания образования.

 

Задания

  1. Составьте таблицу нововведений, связанных с модернизацией общего средснего образования.

 

Педагогическое нововведение Положительное значение нововведения Отрицательные последствия нововведения
     
     

 

  1. На основе результатов анализа составленной вами таблицы, опираясь на положения педагогической инноватики, составьте перечень предложений по каждому нововведению: а) для проектировщиков нововведений; б) для реализаторов нововведений (педагогов, администрации образовательных учреждений).
  2. Оформите свою работу в виде педагогического исследования и представьте его на защиту во время семинара. Для презентации и защиты вашей работы можно использовать сетевые ресурсы и телекоммуникации, например, форумы научной школы, где обсуждаются проблемы модернизации образования, -

https://khutorskoy.ru/discus/

  1. Какова роль стандартов в обновлении содержания образования? Не являются ли стандарты антиинновационным элементом, затрудняющим модернизацию образования?
  2. Опишите этапы внедрения стандартов нового поколения, опираясь на достижения педагогической инноватики.

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

3. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – С.3-10

4. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994

5. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. – М., 1992

6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. Пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород, 2004

7. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

8. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003*

9. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

10. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991

 

 

Тема 7

Эксперимент в образовании

 

  1. Цели эксперимента.
  2. Уровни эксперимента.
  3. Гипотеза эксперимента.
  4. Задачи эксперимента.
  5. Диагностика результатов эксперимента.

 

Задания

  1. Почему некоторые широкомасштабные нововведения в образовании не всегда успешно реализуются? Составьте систематизированный перечень возможных причин.
  2. Опираясь на анализ реальной образовательной действительности (для этого составьте анкету и опросите учеников, педагогов), сформулируйте перечень актуальных для них нововведений. Каким образом вы предлагаете использовать полученные вами данные?

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – С.3-10

3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. Пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород, 2004

4. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

5. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003*

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

7. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

 

 

Тема 8

Педагогические инновации в рамках научных школ

 

  1. Понятие «Научной школы».
  2. Педагогика Научной школы.
  3. Формы деятельности Научной школы.
  4. Тематика исследований в Научной школе.

 

Задания

1. Напишите свои развернутые суждения по следующим проблемам:

· Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются сегодня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учебники, технологии обучения, систему диагностики контроля?

· Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество. Какова их роль в определении смысла и целей образования?

· Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ли модернизация образования обоснована?

· Каковы смысл и цели образования в компетентностной парадигме? Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

· Какова роль разных субъектов образования в постановке целей? Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Имеются ли зоны ответственности у каждой категории?

· Какой должна быть рефлексия, чтобы с ее помощью можно было проверять и переопределять цели образования?

 

Литература

1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

 

 

Тема 9

Инновационная деятельность в образовательном учреждении

 

  1. Инновационные дидактические идеи.
  2. Типология инновационных систем обучения в авторских школах.
  3. Нововведения на уровне дидактической концепции.
  4. Нововведения в учебном процессе.
  5. Нововведения в учебном курсе.
  6. Метапредметный характер учебной деятельности.
  7. Нововведения в традиционной школе.
  8. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.

 

Задания

  1. В чем сходства и различия нововведений на уровне дидактических идей и концепций? Всякая ли дидактическая идея может стать основанием для создания на ее основе инновационной концепции обучения?
  2. Предложите дидактическую идею для решения проблемы одновременного изучения одного общего для всех учеников объекта (например, словарного слова, математического уравнения, цветочного растения) таким образом, чтобы каждый ученик реализовал при этом свою индивидуальную образовательную траекторию.
  3. Перечислите факторы, от которых зависит успешность введения и освоения педагогических новшеств в традиционной школе. Каковы основные проблемы, которые при этом возникают? Каковы способы их решения?
  4. Выберите новшество, которое вы хотели бы использовать в процессе обучения какому-либо конкретному предмету. Разработайте конспект урока по этому предмету. Освоение новшества обеспечьте с помощью таких заданий ученикам, которые обеспечивали бы созданием ими образовательных продуктов. В качестве основы задания используйте:

· изучение учениками объекта, относящегося к изучаемой теме;

· выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту;

· изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту;

· самосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем.

5. Предложите этапы создания вами в традиционной школе нового кружка, факультатива, элективного курса, мастерской. Перечислите в таблице: а) основные трудности, с которыми вам придется столкнуться при нововведении; б) способы их преодоления.

 

Литература

1. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

3. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. – М., 1992

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994

5. Моисеев А.М., Капто А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: изд-во «Магистр», 1997

7. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003*

8. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., 1995

9. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: Новая школа, 1994

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

 

 

Тема 10

Инновационная деятельность педагога

 

  1. Отношения педагогов к нововведениям.
  2. Образ ученика и учителя инновационного образовательного учреждения.
  3. Подготовка учителя к инновационной деятельности.
  4. Организация деятельности учителей в инновационном образовательном учреждении.
  5. Руководитель – новатор.

 

Задания

  1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, большое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наоборот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим. Обоснуйте свою позицию по данному вопросу.
  2. Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.п.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите примеры глобальных изменений в системе образования, которые могут произойти из-за этого.
  3. Вы – инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предложите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

2. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Академия, 2002

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: изд-во «Магистр», 1997

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010

Средства контроля качества обучения

Контроль за самостоятельной работой студента

Текущий контроль - Контрольные работы

 

№ п/п Примерные вопросы контрольных работ  
  Контрольная работа проводится по тезаурусу дисциплины
  Практическая работа - составить таблицу нововведений, связанных с модер


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: