Мозг, психика, сознание: смысл терминов и их соотношение




Литература

1. Аверинцев С.С. Символ. // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 607-608.

2. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб., 2003. Гл. 7. Смысл как единица анализа. Гл. 8. Общее представление о смысле. (См. ксерокопию в чит. зале КГАМиТ).

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. Гл. 9. Сознание.

4. Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 131-137.

5. Бородавкин С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры. – Человек. – 2002. - № 4. – С. 93-97.

6. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М., 1994. Гл. 1. Предмет и основные понятия логики. – С. 7-31.

7. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч. 2. Гл. 11. Сознание. – С. 294-312.

8. Введение в философию / Под ред. А.В. Солдатова. – М., 2007. – С. 536-538.

9. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2013. Гл. 5. Философия в поисках сознания. – С.371-377.

10. Губин В.Д. Философия: учеб. – М., 2010. – C. 159-164 (мышление, язык и мышление), с. 111-124 (сознание, душа, дух).

11. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994. Гл. 1. Предмет и значение логики. – С. 4 – 15. Гл. 2. Логика и язык. - С. 15-24. - С. 92-99 (силлогизм).

12. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Откуда берётся ум? – С. 30-43. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка. – С. 270-274.

13. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001. Гл. 2.2. Философская антропология и гносеология. – С. 167-178 (психика, чувственное, рациональное, интуиция). Гл.2.3. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры. – С. 206-216.

14. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 1999. Тема 5. Язык культуры (Н.Г. Багдасарьян). 7, 8, 9. – С. 121-126 (о знаках и символах).

15. Липский, Б. И. Философия [Текст]: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М.: Юрайт, 2012. Гл. 7. Сознание: происхождение и сущность.

16. Лосев А.Ф. Символ // Хрестоматия по философии: Учебное пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1998. – С. 335-336.

17. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. – СПб., 2013.

18. Мир философии. – Ч. 1. Разд. 4. Философское понимание сознания. Ч. 2. –

С. 43-48 (Соловьев).

С. 57-60 (Гадамер, Кассирер).

19. Пущаев Ю.В. История и теория Загорского эксперимента. Начало (I) // Вопросы философии. – 2013. - № 3. – С. 132-147.

20. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002. Гл. 11. Душа, сознание и разум. Гл. 12. §10. Мышление: его сущность и основные формы.

21. Спиркин А.Г. Философия [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров. - 3-е изд. пер. и доп. – М.: "Юрайт", 2014 – 828 с. – Режим доступа - https://www.biblio-online.ru/home.

22. Стрельник О.Н. Основы философии [Электронный ресурс]: Конспект лекций. – 2-е изд. пер. и доп. – М.: "Юрайт", 2014. – 312 с.- Режим доступа - https://www.biblio-online.ru/home.

23. Торгашев Г.А. Основы философии: Курс лекций: Разд.II. Лекция 10. Философские проблемы сознания. – С. 364-402. Разд. III. Лекция 12. Чувственное и рациональное познание. – С.458-464. – 1 электрон. диск (CD-ROM).

24. Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок, [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М., 2015. Разд. I., Гл. 2. Сознание.

25. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. – М., 1996. – С. 163-164 (перцептивное знание).

26. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина – М., Ростов н/Д., 2004. Гл.6.4. Действительность, мышление и язык, логика. – С. 187-190.

27. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. Гл. 6.4. Язык и сознание. – С. 243-248.

28. Философия: Учебник / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995. – С. 457-464 (формы чувственного и рационального в познании).

29. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. Гл. 13. Идеальное бытие сознания. – С.388-405. – С. 412-416 (чувственное и рациональное). – С. 419 (абстрагирование).

 

Литература для сообщений и докладов

1. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? //Вопросы философии. – 2001. - № 6.

2. Аркадьев М. Язык и специфика человеческого бытия. (См. ксерокопию в чит. зале КГАМиТ).

3. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Скорость восприятия // Вопросы философии. – 2004.- № 9.

4..Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. – М., 1981.

5. Ашмарин И.И. Зачем человеку музыкальность? // Человек. – 1998. - № 2. – С. 57-78.

6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М., 1993. – С. 22-40.

7. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. – 1995. - № 6 (о синтетическом и ассоциативном мышлении).

8. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. – 1997. - № 8. – С.123-134 (осязание мыслью, живая реальность, символизм).

9. Григорьев А.А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие // Вопросы философии. – 2006. - № 3. – С. 64-76.

10. Гроф К. Когда невозможное возможно: Приключения в необычных реальностях. М., 2007.

11. Гудол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М., 1992.

12. Дрикер А.С. Потенциал эйдетического сознания //Человек. – 2005 - № 3. – С. 89-91.

13. Иванов Вяч. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий. // О человеческом в человеке. – М., 1991.

14. Интервью с К.В. Анохиным. Лабиринты сознания, кладовые памяти // Человек. – 2014. - №№ 2,4.

15. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании //Вопросы философии – 2002. - № 2. Разд. 2. Искусство – символический язык души. – С. 121-124.

16. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие»- М., 2006. обезьяны.

17. Лабиринты сознания, кладовые памяти. Интервью с К.В. Анохиным //Человек. – 2014. - №№ 2,4.

18. Лазарев В.С. Связь логики и психологии в деятельностной теории мышления В.В. Давыдова // Вопросы философии. – 2005. - № 9.

19. Лангер С. Философия в новом ключе (Исследование символики разума, ритуала и искусства). Гл.2. Символическое преобразование, гл.5. Язык.// Философия: ru. Электронный ресурс. – Режим доступа: http: // Сетевое окружение / library // Директор ((Svetlana) / library / Философия.

20. Левитин К.Е. Все, наверное, проще… - М., 1975.

21. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. – М., 1999. (См. рецензию в: Вопросы философии. – 2000. - № 7.).

22. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М., 1980.

23. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноискусства. – С. 1-7 (см. ксерокопию в чит. зале).

24. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д., 1998. Лекция I. Проблема языка и сознания. – С. 5-30. Лекция II. Слово и его семантическое строение – С. 31-45, 45-56.

25. Медников Б.М. Аналогия (параллели между биологической и культурной эволюцией) // Человек. – 2004. - № 1. – С.5-17.

26. Найко Н.М. Диалог с неосознанным неизвестным: отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов. – Красноярск, 2005. Гл. 10.Композиторы о соотношении интуитивного и рационального. – С. 179-190.

27. Мусхешвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно // Человек. – 1998 - № 6. – С.22-25 (смысл, мышление и понимание).

28. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. Лекция VI - С. 108-126. (об интуиции). Или: Электронный ресурс. – Режим доступа: http: // Сетевое окружение / library // Директор ((Svetlana) / library / Электронная библиотека КГАМиТ / Книги / Систематический поиск / Философия.

29. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. – М., 1983. Гл. 5. Язык зрительных образов. – С. 89-116 (109-116 – о фунуциональной асимметрии мозга). Гл. 6. Шимпанзе у порога сознания – С.117-147.

30. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции: «Я» - «Мы» - «Они». // Человек. – 1998. - № 2. Разд. «Я мыслю, следовательно существую». – С. 36-41 (о мышлении и языке у животных).

31. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М., 2008.

32. Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания // Вопросы философии. – 2010. - № 11. – С.57-74.

33. Петренко В.Ф. Медитация как форма неопосредствованного познания. Вопросы философии. 2008, № 8, С. 83-101.

34. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Классическая и квантовая физика на языке сознания и бессознательного – постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. – 2014. - № 9. – С.76-90.

35. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е дополненное издание СПб 2005.

36. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. Разд. II.5. Мышление, II.6. Воображение.

37. Психология художественного творчества: Хрестоматия. – Минск, 1999.

38. Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и человека. Проблема происхождения языка. / Под ред. А.Д. Кошелева и Т.В. Черниговской. – М., 2008.

39. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке. – М., 1991.

40. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. – М., 2001. Смысл.- С. 279-281.

41. Флоренский П.А. Имена: Соч. – М., Харьков, 1998. У водоразделов мысли. Разд. «Строение слова». – С. 224-243.

 

Вспомогательные и контрольные вопросы к семинару 1

Мозг, психика, сознание: смысл терминов и их соотношение

1. Можно ли считать эти термины синонимами? Почему?

2. Роль психики в жизни животного?

3. Есть ли у животных сознание? А мышление?

4. Что такое сознание?

5. Может ли деятельность сознания осуществляться вне психики?

6. Сознание – это врожденное свойство человека?

7. Какую роль играет сознание в жизни человека?

8. Какова природа сознания?

9. Что такое самосознание и как оно связано с сознанием?

10. Постарайтесь выделить необходимые условия для формирования сознания у ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: