Задание 2. Авторские школы.




1. «Новое воспитание» С. Френе.

Селестен Френе родился в 1896 году в крестьянской семье на юге Франции. Свою педагогическую деятельность он начал только в 1920 году, в деревенской школе местечка Бар-сюр-Луп. В сельской местности сохранялось множество маленьких начальных школ, где один учитель вел занятия одновременно со всеми учащимися, которым могло быть от 6 и до 14 лет. Именно на особенности таких школ опирался Селестен Френе, разрабатывая свою педагогическую концепцию. Осознав, насколько оторван процесс школьного обучения и воспитания от реальной жизни, молодой педагог начал знакомиться с передовыми концепциями воспитания и вскоре увлекся идеями «нового воспитания». Это педагогическое течение, получившее в 20-е годы распространение в Западной Европе, выступало за то, чтобы «убрать учителя с пьедестала и поставить в один ряд с учениками», отменить обучение разновозрастных детей в одном классе и по одному учебнику на всех.

Френе работал с детьми, которые были неграмотны, пассивны, не умели и не знали, как выразить себя. И поэтому будущий великий педагог начал с создания атмосферы в классе, чтобы развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились первые «свободные тексты», в которых дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих семьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения, сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе.

«Свободный текст» - это не столько учебное упражнение по родному языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя "свободные тексты", а потом, печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Затем педагогом была воплощена в жизнь идея издавать эти тексты с помощью использования самодельной типографии. Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собирались вместе, исправляли ошибки и создавали картотеку, куда заносились наиболее часто встречаемые ошибки.

Постепенно Френе пришел к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями, по которым можно было заниматься каждому индивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов. Так появилась система учебных карточек не только по родному языку, но и по другим предметам. При работе с карточками учащиеся приобретали навыки работы со словарями и справочниками, изучали материал в подходящем им темпе и уделяли больше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют.

В классе по системе Френе вообще отсутствуют уроки «от звонка до звонка» и общие учебные программы. Педагог придавал огромное значение именно составлению индивидуальных планов, считая, что при таком подходе ребенок четко понимает стоящие перед ним задачи и учится самостоятельно распоряжаться своим временем. При этом система Френе предусматривала четкое планирование учебного процесса.

Среди других особенностей концепции Френе необходимо выделить отсутствие оценок в классах, поощрение разнообразных форм кооперации, отсутствие рекомендаций и разработок по проведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто подобное, система перестает быть сама собой.

В целом, вся деятельность детей в классе Френе основана на получении личного опыта, пропущенного через себя знания. И основой является не лекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешения проблем вне известных тропинок. Дети в классе Френе не знают, что такое ошибка. Здесь бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью, поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их не допускать. Здесь задается и обсуждается любой вопрос, а затем все вместе ищут на него ответ. Поиски ведутся не только в книгах, аудиовизуальных или компьютерных средствах, но и в личном общении с владельцем информации. При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня - ни учитель, ни директор, ни академик - не знает всего.

 

 

2. Авторские школы. Опыт одной из авторской школы РТ

Основным средством и потенциалом развития общего образования в Альметьевском муниципальном районе выступают инновационные процессы по всему спектру образовательных услуг. Внедряемые в учебно-воспитательный процесс новые дидактические системы, образовательные программы, методики развивающего и личностно-ориентированного обучения, новые информационные технологии, профили и направления способствуют реализации идей вариативного образования, обновления содержания образования и повышения его качества.

Создан электронный банк данных инновационных технологий, используемых в образовательных учреждениях; банк данных авторских программ педагогов города и района. В школах идет активное освоение новых образовательных технологий, включая информационные.

Из общего числа школ города и района 5 отрабатывают модель образовательного учреждения нового типа – 1 гимназия, 3 лицея, 1 негосударственная школа. В 20 школах идет эксперимент по внедрению программы «Школа 2100». В 5-ти школах внедрена программа «Начальная школа 21 века», в 5 школах реализуется программа «Перспективная начальная школа», развивающего обучения по системе Л. В.Занкова. Экспериментальная работа ведется в 17 школах. В средней школе №4 действует экспериментальная программа – здоровья, развития и сотрудничества. Идет психолого-педагогическое исследование развития школьников в условиях нового содержания образования, нового режима работы.

Одним из актуальных направлений деятельности учреждений города и района является экологическое образование и воспитание. Управление образования работает в тесном взаимодействии с исполкомом Альметьевского муниципального района и департаментом экологии, с природоохранными организациями. За три последних года учащиеся муниципального района завоевали 20 призовых мест на республиканских конкурсах.

По итогам четвертой и пятой республиканских выставок «Образование. Карьера-2004, 2005» управление образования, 2 школы были награждены дипломами за участие в экспозиции «Инновации в образовании».

В трех школах города, одной районной учащимся предоставлена возможность углубленного изучения различных дисциплин: математики, химии, биологии, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, что практически покрывает социальный заказ на данный вид образовательных учреждений. В средней школе №10 созданы все условия для одновременного углубленного изучения двух иностранных языков – английского и немецкого, обучения информатики с первого класса, для работы и отдыха учителей. Школа заняла 2 место в Республиканском конкурсе «Красивая школа – 2006» в номинации «Школа мира».

Школы города и района имеют достаточно оснащенную материально-техническую базу. Одной из первостепенных целей системы образования в городе и районе является создание единого информационного пространства. Работа по установке единой образовательной сети в школах с возможностью выхода в Интернет начали в 2001 году. За это время за счет местного бюджета получено более 877 компьютеров, 70 модемов от ОАО «Татнефть», 35 комплектов СД–дисков с обучающими программами национальной локализации.

В рамках федеральной программы «Дети России» выполняется проект «Подключение школ Татарстана к Интернету». На начало 2006-2007 учебного года компьютерный парк составлял 1244 компьютера. На одну среднюю школу приходится 6–11 компьютеров или на один компьютер приходится 24 учащихся.

За 2001-2005 годы только за счет внебюджетных средств построено, реконструировано и капитально отремонтировано 51 образовательное учреждение на 847 606181 рублей. 70 учреждениями приобретено оборудования, мебели, строительных материалов, технических средств обучения, спортинвентаря на сумму 36 149 214 рублей. Программой развития образования на 2005-2008 г. г. предусмотрены мероприятия на общую сумму более, чем в 2млрд 25 млн руб.

Усиливается роль семьи и родителей в выборе образовательного маршрута для детей–инвалидов, внедряются новые образовательные технологии, открываются соответствующие классы для детей с отклонениями в развитии. Решая данные задачи, в городе создали классы для детей слабослышащих и с ослабленным зрением. Успешно проводится дистанционное обучение детей – инвалидов, выпускников наших школ, на базе Академии управления ТИСБИ.

В целях пропаганды здорового образа жизни, формирования у младших школьников основ рационального питания классные руководители 7-ми школ проводят эксперимент «Разговор о правильном питании», в котором участвуют свыше 700 детей. 14 школ города и района ведут экспериментальную работу по программе «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы», в которой принимает участие 185 классов – 6504 школьников. Во всех образовательных учреждениях работают центры воспитательной работы, есть необходимое оборудование для организации внеурочной деятельности. 5 образовательных учреждений имеют бассейны.

В городе и районе создан эффективный механизм управления системой дополнительного образования детей. Сегодня такие учреждения посещают 25187 ребят, для которых открыты 1342 объединения различной направленности.

 

3. Образовательные программы должны реализоваться образовательными учреждениями. Точнее - «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для

некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать

некоммерческие образовательные организации. В соответствии с

Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии

учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений.

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений

содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной

Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы

образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004

№34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

I. Дошкольные образовательные учреждения.

2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4 Ме жшк ольные учебные комбинаты.

5.Общеобразовательные учреждения.

6.Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12.Учреждения для детей - сирот и детей, остав ши хся без попечения родителей (законных представителей).

13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16.Образовательные учреждения среднего профессионального

образования (Средние специальные учебные заведения).

17.Образовательные учреждения высшего профессионального

образования (Высшие учебные заведения).

18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения.

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

• центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• начальная школа-детский сад;

• начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

• прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования.

• центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

• детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно­образовательный (профильный));

• дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого­биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

• станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

• школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

• детский оздоровительно-образовательный лагерь;

• межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения.

• начальная общеобразовательная школа

• основная общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

• гимназия

• лицей

• общеобразовательная школа-интернат

• гимназия-интернат

• лицей-интернат

• общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

• кадетская школа

• кадетская школа-интернат

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

• открытая (сменная) общеобразовательная школа

• центр образования

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно­трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

• центр диагностики и консультирования

• центр психолого-медико-социального сопровождения

• центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

• центр социально-трудовой адаптации и профориентации

• центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков

с девиантным поведением.

• специальная общеобразовательная школа

• специальное профессиональное училище

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

• специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

• специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.

• детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

• детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

• специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения.

• санаторные школы-интернаты

• санаторно-лесные школы

• санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения.

• суворовское военное училище

• нахимовское военно-морское училище

• кадетский (морской кадетский) корпус

• военно-музыкальное училище

• музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования.

• профессиональное училище

• профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

• учебно-производственный центр

• техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

• вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования.

1.техникум (училище)

2.колледж

Учреждения высшего профессионального образования.

• институт

• академия

• университет

• военная академия

• военный университет

• военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

• академия

• институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

• курсы (школы, центры) повышения квалификации

• учебные центры службы занятости

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: